Курсовая работа|Социология

Курсовая Конструирование социальной реальности СМИ на примере телевидения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2013 | Страниц: 45

Введение

1 Роль СМИ в современном обществе

1.1 СМИ как манипулятор сознания в современном обществе

1.2 Особенности телевидения в конструировании соц. реальности

2 Исследование отношения россиян к современному телевидению

2.1 Анализ степени доверия граждан российскому телевидению

2.2 Информационные предпочтения современных телезрителей

Заключение

Список использованных источников

В процессе развития социума происходит формирование норм закона и морали, закладка определенной культуры. В свою очередь, важнейшее составляющее любой культуры – это массовое сознание. Общественные взгляды в большой степени подвержены влиянию извне. В исследованиях о воздействии СМИ на общество выделяются два подхода. С одной стороны, средства массовой коммуникации называют «четвертой властью»: помимо традиционных ветвей государственной власти они принимают участие в управлении обществом. С другой стороны, СМИ – инструмент власти, которым пользуются заинтересованные лица и группы. На сегодняшний день та роль, которую СМИ выполняют в обществе, синтезирует выводы обоих подходов. СМИ используются как инструмент влияния, предпосылкой для этого является их манипулятивный потенциал.

В данном случае манипуляция – это способ господства путем духовного воздействия на людей, направляемого на психическую структуру человека, через программирование их поведения, осуществляемого скрытно и имеющего своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. СМИ задают русло социальных, политических, экономических и социокультурных изменений в обществе, являясь одним из важнейших посредников в отстаивании интересов населения, инструментом их "просвещения", каналом взаимосвязи с властными институтами. C каждым годом влияние СМИ на мировоззрение людей возрастает. От того, в каком свете нам преподносят информацию зависит картина мира, понимаемая представителями социума как реальность. В этой связи возрастет интерес к особенностям воздействия средств массовой информации на личность и общество.

Феномен телевидения начал интересовать науку еще с середины 20 века. Стремительное распространение и популяризация телевидения в 60-х гг. заставила ученых различных направлений обратить внимание на проблему места телевидения в жизни человека и общества. Все проведенные в этой области исследования показали, что, укоренившись в качестве незаменимого «предмета повседневности» и способа проведения досуга, телевидение заняло позицию одного из наиболее влиятельных агентов в сфере формирования общественных и личностных мнений, установок. Спустя полвека положение телевидения как важнейшего института социализации только усилилось.

Вопрос конструирования социальной реальности в сознании населения средствами массовой информации принадлежит к числу глобальных проблем, свойственных всем социально-значимым сторонам общественной жизни, так как в немалой степени определяет особенности существования современного общества и влияет на его дальнейшее развитие.

Степень научной разработанности проблемы. При анализе СМИ в ракурсе воздействия на общественное сознание целесообразно вспомнить о том, что методологические принципы анализа общественного сознания были заложены в трудах представителей западной социологической мысли (Г. Лебон, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Г. Тард, Д. Юм, К.Г. Юнг).Теория и практика манипулирования в СМИ получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. К. Ховлэнд и его сотрудники разработали модель, получившую название "психодинамической" [3]. Здесь авторы исходили из того, что сообщения массовой коммуникации содержат составляющие, оказывающие различное влияние на аудиторию и решающим для определения воздействия ставится не само сообщение, а совокупность факторов индивидуального восприятия.

Телевидение как культурный феномен первым рассмотрел М. Маклюэн в своей книге «Гутенбергова галактика» (1962). Он утверждал, что на смену власти книгопечатанья, культуре, основанной на чтении книг, приходит «Галактика Маркони» - современная электронная цивилизация, в которой главным средством передачи информации и манипулирования сознанием стало телевидение.

Проблема манипулирования сознанием человека рассматривается в работах В.Афанасьева,Б.Бессонова,М.Восленского,К.Гаджиева, А.Гусейнова, Ю.Давыдова,Г.Дилигенского,Б.Грушина,Н.Кейзерова, Д.Керимова, Л.Когана, В.Копалова,В.Кудрявцева,М.Мамардашвили,В.Сагатовского, В.Степина, Ж.Тощенко,Е.Шестопал,Ю.Шрейдера.

В рамках теорий журналистики воздействие СМИ на сознание масс исследовали В.Артемов, Э.Багиров, В.Вильчек, В.Житенев, Я.Засурский, Г.Лазутина, Е.Ножин, Ю.Орлов, Е.Прохоров, В.Симатова, В.Ученова, И.Федякин, О.Феофанов, Б.Фирсов, И.Фомичева, Ю.Шерковин.

Сущность и особенности коммуникативно-информационных свойств телевидения изучаются Т. Адамьянц, Е. Волковой, В. Егоровым, Ю. Лотманом, В. Цвиком, А. Юровским.

Объект исследования - СМИ как фактор формирования массового сознания.

Предмет исследования - воздействие современного российского телевидения на массовое сознание.

Цель исследования - определение роли телевидения как одного из видов СМИ в конструировании социальной реальности.

Задачи исследования:

1) определить роль СМИ в современном обществе;

2) раскрыть специфику телевидения в конструировании социальной реальности, как одного из видов СМИ;

3) выявить степень доверия россиян к информации, предоставляемой телевидением;

4) проанализировать информационные потребности современных российских телезрителей;

Гипотеза исследования - телевидение обладает высоким уровнем доверия граждан.

1 Роль СМИ в современном обществе

1.1 СМИ как манипулятор сознания в современном обществе.

Вопросы, связанные с эффективностью воздействия СМИ на общество, волновали исследователей еще в 50 - 60 - е. . гг. Один из основоположников коммуникативистики У.Шрам в трактовках эффективности этого воздействия выделяют два типа крайностей: либо преувеличение пропагандийских и манипулятивных возможностей информационных систем и их роли как источника социальных изменений, либо утверждение их исключительно стабилизирующего и консервативного воздействия на общество. В качестве примера первой позиции он приводит антиутопический роман Дж. Оруэлла " 1984 ". Этому произведению противопоставляется позиция П. Лазерефелда и Р. Мертона которые не отрицают ни возрастающей роли СМИ в жизни общества, ни их пропагандистских возможностей, но считают, что огромные дозы массовой информации сами по себе могут стать " социальным наркотиком " для масс, отучая их от активного участия в общественной жизни, познания ее законов и превращая в пассивных потребителей новостей. В статье " Массовые коммуникации, популярные вкусы и организованное социальное действие ", эти социологи отмечают, что поскольку СМИ поддерживаются большим бизнесом, связанным с существующей социально - экономической системой, они вносят свой вклад в сохранение этой системы. Поддерживая статус - кво , эти средства оказываются неспособными ставить по сомнение структуру общества и даже оказывают на нее "цементирующее воздействие".

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А.Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".

Исходя из того, что сознание любого индивида, находящегося в социуме, неразрывно связано как с законами управления масс, так и с правилами поведения в обществе, следует говорить о том, что манипулятивному воздействию подвержены все жители страны. Важное место в таком воздействии играют средства массовой коммуникации (СМК), без которых невозможно существование современного социума, современной жизни. Индивиды, заключенные в массы (в рамках социума), видят в средствах массовой коммуникации прежде всего возможность получения информации об изменениях, происходящих в мире.

СМИ выступают в роли основных манипуляторов сознания. Информация со стороны СМИ подается во фрагментарном виде. Представленная почти в любом выпуске прессы или ТВ информация популярного характера оказывает первоочередное влияние на чувства (задействуя эмоции), а это затрудняет анализ информации социально-политического характера, обычно находящейся в этом же выпуске. Кроме того СМИ использует законы суггестивного влияния на массы, например, чтобы информация беспрепятственно проникала в подсознание (а оттуда воздействовала на сознание), хотя бы часть такой информации должна иметь правдивый характер и отражать интересы и бессознательные желания целевой аудитории. При наличии информации по какому-либо вопросу, первая же информация, которая освещает данный вопрос — будет позитивно воспринята массами. Поэтому так в подаче того или иного материала важен принцип первоочередности. Кроме того повторяемость одной и той же информации (можно с новыми подробностями) приводит к бессознательному запоминанию такой информации, что также важно в вопросах информационно-психологического воздействия с целью моделирования. Причем не обязательно охватывать все массы. Достаточно воздействия на какую-либо часть, чтобы другие, зараженные действиями (массовыми поступками) этой части массы, подхватили позыв, используя то, что в массах сильна заразительность и подражание. Также как и отсутствие какой-либо критичности. Причем заражение (индуцирование масс) может вылиться в массовые психозы. Посредством психоза индивиды еще более объединяются в массы, и уже представляют собой толпу, которой значительно легче управлять, чем разрозненными индивидами. Поэтому те или иные политические круги стараются активно использовать СМИ с целью формирования установок в психике масс. Такие установки могут закладываться посредством популяризации «массовой культуры», потому как, если одно какое-либо дело сплачивает множество индивидов, такие индивиды уже превращаются в массу. А передачи ТВ развлекательной направленности (популярные юмористические передачи, сериалы, и т.п.) — превращают такую массу в толпу.

1 Владимирова М. Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ [Электронный ресурс] [сайт]. [2011]. http://znanium.com/bookread.php?book=405969 (дата обращения: 20.10.13).

2 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием [2009][сайт]: [Электронный ресурс] www.karamurza.ru/books/manipul/manipu13.htm (дата обращения: 20.10.13).

3 Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. М., 2009. с. 51 -52.

4 Жукова.Я, Ширков.Ю. Модели массовой коммуникации. [Научный отчет] [сайт]:[Электронный ресурс] http://www.advancemr.ru/articles/zhukova/-mc_model/mcmodels.htm (дата обращения: 20.10.13).

5 С.А. Зелинский. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2010. – 407 с.

6 Володина Н. М. Язык СМИ – Основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. – http://www.infolex.ru/SMI2.htm [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.10.13).

7 Б.Р.Мандень PR: методы работы со СМИ [сайт]:[Электронный ресурс] [2012.] http://znanium.com/bookread.php?book=367039 (дата обращения: 20.10.13).

8 Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 48 с.,432 с.

9 Колодкин Б. В. Манипулирование массовым сознанием: социально-философский анализ //– Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010. 27 с.

10 Полуэхтова И. А. Телевидение как механизм социального контроля.// Вестник Московского университета: Социология и политология . [сайт] http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Lukov_AV2/ [Электронный ресурс](дата обращения: 20.10.13).

11 Телевидение в системе СМИ.Социальные функции телевидения [сайт] http://www.evartist.narod.ru/text1/10.htm [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.10.13).

12 Остерман Л. Интеллигенция и власть в России (2004).56 с.

13 Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ: Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик /С.А.Зелинский. – СПб.: Скифия, 2011. 98 с.

14 Информационно-аналитический отдел Уральского военного округа «Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание» [сайт] http://black.pr-online.ru/article.asp?art=392 [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.10.13).

15 Левада-Центр Сборник «Общественное мнение-2012» [Электронный ресурс] [сайт] http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2012 (дата обращения: 20.10.13).

16 ВЦИОМ. База данных «Архивариус» [Электронный ресурс] [сайт]http://wciom.ru/index.php?id=275&id=275&search=1&prevSql=&text=%D0%A1%D0%9C%D0%98&logic=AND&in_q=on&day_f1=&month_f1=&year_f1=&day_t3=&month_t3=&year_t3=&ds=2&day_f2=15&month_f2=6&year_f2=1992&day_t2=1&month_t2=9&year_t2=2013&page=6&&page=7 (дата обраще-

ния: 20.10.13)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское