Введение
1 Понятие и сущность прогнозирования в системе управления
2 Основные формы, методы и принципы прогнозирования
3 Прогнозирование деловой среды на предприятии ООО «Стрела» (по материалам исследования)
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Программа социологического исследования
Актуальность темы объясняется необходимостью прогнозирования на предприятиях различных форм собственности, в государственной и муниципальной сфере, социальной жизни общества. А значит, изучение процесса прогнозирования, его методов и результатов имеет практическое значение для всех сфер жизни общества.
Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной из основных функций управления-контроля. Исходя из этого можно сделать вывод, что цель, степень достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно (вербально).
Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить правильно, определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.
Нужно отметить, что выработка решения есть процесс осознания целей и средств и мысленного обсуждения и совершения действия, предшествующего фактическому выполнению этого действия. Волевой фактор является одним из факторов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Поскольку решение может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в выборе одного определенного варианта решения.
В процессе прогнозирования нельзя ограничиваться решением задач экономико-математического моделирования и выбором оптимального по тем или иным критериям решения из конечного множества альтернативных решений.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности прогнозирования в управлении.
Основы прогнозирования в зарубежной классической социологии и социальной философии заложили в начале ХХ-го века труды таких выдающихся исследователей, как П. Гартинг, Э. Говард, Уэллс и др.
Начало изучению вопросов управленческого прогнозирования в России было положено в 60-е-70-е годы XX столетия в работах ученых Бутакова М. М. [4], Глущенко В.В. [8], Ильина А.И. [10] и др.
При этом недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованием методов прогнозирования деятельности предприятий. Не в полной мере проработана модель прогнозирования деятельности предприятий и повышения эффективности этого процесса.
Объектом работы является процесс прогнозирования в системе управленческой деятельности.
Предметом работы являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе прогнозирования.
Цель работы: изучение процесса прогнозирования в системе управления, выявление его возможностей и ограничений.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность прогнозирования в системе управления, выявить его возможности и ограничения;
- охарактеризовать основные формы, методы, принципы прогнозирования и изучить этапы процесса прогнозирования;
- исследовать прогнозирование деловой среды на предприятии ООО «Стрела».
- разработать пути улучшения прогнозирования в организации.
Гипотеза: развитие теоретико-методического обеспечения прогнозирования деятельности позволит предприятиям различной области использовать перспективные направления развития прогнозирования для усиления своей конкурентоспособности в долгосрочном периоде развития.
1 Понятие и сущность прогнозирования в системе управления
Конкретная постановка проблемы управления для объекта определяет сферы отношения того или иного процесса либо к исследуемой системе, либо к внешней среде. В зависимости от этого внешняя среда будет иметь различное определение. Требования систем высшего порядка, внешняя среда формируют цели развития как объекта управления, так и системы управления, критерии предпочтения. Сущность процесса управления заключается в выработке управляющего воздействия на объект, которое формируется на основе заданных целей и критериев, информации о тенденциях и закономерностях развития объекта.
Динамика развития объекта управления, его взаимодействие с внешней средой определяют две основные обратные связи. Первая задает тенденции и закономерности развития объекта управления, которые являются базовой информацией, вторая - влияние, возмущающие воздействия внешней среды, взаимосвязь объекта с системами высшего порядка, а также взаимодействие с другими сферами управления.
Традиционно прогноз предшествует разработке плана, но он может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных ориентиров. Общие черты прогнозов и планов – опережающий характер содержащейся в них информации. Прогнозирование и планирование могут использовать одинаковые методы и показатели, строиться на общей информационной базе. Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается, прежде всего, в том, что прогнозирование – это исследовательская база планирования. Различия между ними обусловлены тем, что:
1) прогнозирование по своему существу носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план – характер целеполагания (предуказания);
2) прогноз носит вероятностный характер, а план – нормативный;
3) прогноз имеет вариантное содержание, в то время как план представляет собой однозначное решение, даже если он разработан на вариантной основе;
4) прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования;
5) прогноз в большей мере носит информационный, консультативный характер, принятие решений при этом необязательно.
Исходя из вышесказанного, дадим следующее определение «прогнозирования развития организации». Прогнозирование развития организации – это часть процесса управления, которая может предшествовать или следовать за этапом планирования, в результате которой формируется вероятностная, многосценарная оценка значений основных показателей деятельности организации (как качественных, так и количественных) на будущий период с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений.
Рассмотрим основные тенденции развития типичных прогнозируемых объектов.
Первая тенденция состоит в выделении постоянного сокращения «жизненного цикла» (когда на смену одним объектам приходят качественно новые). Еще 30-40 лет назад этот цикл был сопоставим с длительностью среднего трудового стажа работника (например, технические системы не претерпевали существенных изменений деятельности), а ныне составляет обычно несколько лет.
1. Абчук В.А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. СПб. : Изд-во Михайлова В. А. 2014. 448 с.
2. Бархатов В.И., Капкаев Ю.Ш. Прогнозирование и планирование в учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2011. 140 с.
3. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. Пособие. Экоперспектива, 2013. 380 с.
4. Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2011. 168 с.
5. Васильева Г.А. Маркетинг: Учебник для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 208 с.
6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка; Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 400 с.
7. Воробьева С.А.Методические аспекты прогнозирования развития организации // Экономические науки. № 5. 2013. С. 34-39.
8. Глущенко В.В. Парадигма постиндустриальной прогностики. Прогнозирование в управлении. М. : ИП Глущенко, 2010. 84 с.
9. Ерохина Л.И., Башмачникова Б.В. Предприятие в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика): учебное пособие. М. : Флинта: МПСИ, 2014. 248 с.
10. Ильин А.И. Прогнозирование на предприятии: учебное пособие. 7-е изд., испр. и доп. М. : Новое знание, 2012. 668 с.
11. Ильченко А.Н., Кузнецова И.Д. Организация и планирование производства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.. 2-е изд., М. : Издательский центр «Академия», 2011. 208 с.
12. Кошелев А.И., Иванникова Н.Н. Основы менеджмента: учебник. М. : Издательство «Экзамен», 2013. 510 с.
13. Кузык Б.Н., Кушмин В.И., Яковец. Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. 575 с.
14. Морозова Т.Г., Пикулькин А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 279 с.
15. Муков А.Н. Методические рекомендации по проведению прогнозирования состояния предприятия // Национальная экономическая газета. 2012. № 50. С. 11 – 16.
16. Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Схиртладзе А.Г. Теоретические основы прогнозирования в технике и технологии. М. : Высшая школа, 2010. 520 с.
17. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. М. : Дашков и К, 2010. 164с.
18. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: учеб. пособие. М. : Дело и Сервис, 2012. 432 с.
19. Попов С.А. Планирование на предприятии: Учебник. 3-е изд., испр. М. : ИНФРА-М, 2010. 416 с.
20. Попов С.А. Стратегическое управление. Москва: Инфра-М., 2010, с. 156.
21. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З Менеджмент организации. Учебное пособие. М. : Инфра-М, 2012. 432 с.
22. Слуцкин Л.Н. Курс МВА по планированию в бизнесе. М. : Бизнес Букс, 2011. 277 c.
23. Трохина С.В., Фиактстова Т. В., Ильина В. А. Влияние внешнего окружения на прогнозирование состояния фирмы // Финансовый менеджмент. № 4. 2013. С. 25 – 41.