Введение
1 Теоретические аспекты изучения опроса как метода социологического
исследования
1.1 Специфика социологического опроса как метода исследования
1.2 Анкетный опрос: сущность и особенности его организации
Возможности анкетного опроса для исследования потребительских
предпочтений
2.1 Практика применения анкетного опроса для изучения предпочтений
потребителей аптечного ассортимента
2.2 Использование анкетного опроса для выявления потребительских
предпочтений покупателей товаров аптечного ассортимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Опросный лист для проводимого исследования
Актуальность исследования
PR-деятельность включает в себя несколько этапов, одним из важнейших являются исследования. Именно они являются начальной стадией и затем определяют ход всей PR-деятельности. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что метод опроса в целом и метод анкетного опроса в частности можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.
К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.д. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим.
В настоящее время метод опроса в целом, и анкетного опроса в частности, используется в социологическом исследовании настолько широко, что, можно сказать, стал даже некой визитной карточкой этой науки. Точные знания, которые основаны на эмпирических данных об обществе как целостной социальной системе, позволяют человеку узнать законы развития общества, способы результативных коммуникаций, помогает определить свое место в обществе и соответствующие реакции, и виды поведения. Все это, безусловно, придает исследованию особую актуальность.
На сегодняшний день метод опроса как никогда популярен в сфере маркетинга и PR. Актуальность изучения проблемы применения метода опроса обусловлена необходимостью совершенствования самой теории и практики социологического исследования, исходя из имеющегося опыта, региональной специфики и других обстоятельств.
Степень научной разработанности проблемы
Хотя попытки изучения общественного мнения предпринимались ещё в Древнем Египте и Древнем Риме во время переписи населения, «первооткрывателями» социальных опросов следует считать европейцев. Первые эмпирические исследования, целью которых стало выяснение и решение социальных проблем через сбор данных, были проведены в конце XVII ‒ начале XVIII вв. Историк Джин Конверс, автор книги «Опросы в США: Корни и возникновение», указывает, что первый общенациональный опрос в США провёл крупный журнал «Литературный дайджест» в 1916 году [1, с. 57] .
С позиций сегодняшнего дня, технология опроса была донельзя примитивной и абсолютно ненаучной. Метод опроса изучается большим количеством исследователей и до сих пор, он совершенствуется и множество ученых выпускают свои научные труды на эту тему. Среди западных трудов следует отметить Смелзер Н. Книга Нейла Смелзера – первое учебное пособие на русском языке по общей социологии. Чтобы правильно понять предлагаемую книгу, надо хорошо представлять себе, как вообще рождаются учебные пособия в западноевропейских и американских университетах.
Среди исследователей на тему метода опроса можно отметить Ядова В.А. В своей работе «Социологическое исследование: методология, программа, методы» он писал: «При опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкетный опрос. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть – в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют в нашем случае методику».
Мягков А.Ю. в своей работе «Социология: методология, методы и математическое моделирование» представил результаты методологического анализа различных вопросных техник, которые используются в социологических исследованиях для того, чтобы повысить субъективный анонимность и профилактику неискренних ответов опрашиваемых.
Таким образом, можно сделать вывод, что длительное время ученые собирали теоретическую и практическую информацию о методе опроса. Однако в настоящее время метод опроса приобретает все новые особенности. Можно сказать, что он является основой маркетинговых и PR исследований и по его результатам исследователь может выполнить огромный ряд выводов о товаре, услуге, потребительских предпочтениях и т.д.
Объект исследования – метод опроса в PR и маркетинговых исследованиях.
Предмет исследования – анкетирование как вид социологического опроса.
Цель исследования – изучить возможности применения социологического опроса (в частности анкетирования) в качестве метода PR и маркетинговых исследований.
Задачи исследования:
– рассмотреть специфику социологического опроса как метода исследования;
– рассмотреть сущность анкетного опроса и особенности его организации;
– рассмотреть практику применения анкетного опроса для изучения предпочтений потребителей аптечного ассортимента;
– рассмотреть использование анкетного опроса для выявления потребительских предпочтений покупателей товаров аптечного ассортимента.
Гипотеза исследования
Метод анкетирования позволяет специалистам собрать информацию с большого количества респондентов для PR и маркетинговых исследований. Анкетирование позволяет выявлять предпочтения потребителей, степень их удовлетворенности продукцией и мнения о тех или иных товарах.
Теоретическая основа исследования
Теоретическая основа исследования строится на работах Майерс Д. «Социальная психология», Мироненко Л.А. «Эмпирическая социология», Тавокина Е.П. «Основы методики социологического исследования», посвященных проведению опроса, в частности анкетирования потребителей.
Методологическая база
Методологическая основа исследования связана с изучением public relаtions и методики проведения опроса.
Методы исследования
Для проведения работы были использованы методы анализа теоретического и практического материала, а также такие методы исследования, как описание, сравнение, анализ, обобщение и синтез полученного из учебных пособий. Также был произведен анализ документов и использован метод опроса, а именно анкетирование.
Эмпирическая база исследования
Результаты проведенного исследования – анкетирование 50 покупателей товаров аптечного ассортимента.
Научная новизна
В ходе данного исследования были изучены особенности метода опроса, применяемого в маркетинговых и PR исследованиях, а также были сделаны выводы о возможности проведения социологических исследований на базе этого метода. Были сделаны актуальные выводы о предпочтениях покупателей товаров аптечного ассортимента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована для дальнейшей теоретической и практической разработки как в области социологий, так и в других социальных науках, помимо этого может быть использован опыт по проведению опроса как метода социологического исследования.
Структура работы
Работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретические аспекты изучения опроса как метода
социологического исследования
1.1 Специфика социологического опроса как метода
исследования
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что метод опроса является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность объясняется тем, что вербальную информацию, которую получают этим методом, легче подвергнуть количественной обработке, чем невербальная [5, с. 357]. Итак, опрос – это метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном или опосредованном социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом.
Использование данного метода будет наиболее эффективным, если социолог предусматривает личностные особенности, и, в первую очередь, социально-психологические характеристики респондентов. Такие свойства человека, как возраст, пол, мировоззрение, профессия опрашиваемого во многом определяют ответы на вопросы, поставленные в анкете.
Социолог в процессе проведения опроса решает несколько иной, чем специалисты других отраслей знания, круг познавательных задач [1, с. 24]. Искомая информация добывается только в ситуациях непосредственного общения, при этом варианты общения могут быть различными: личное или опосредованное (телефон, почта и т.п.), устное или письменное, индивидуальное или групповое. Данная информация обязательно фиксируется в виде ответов на вопросы, которые формулирует организатор опроса либо заранее (формализованный, или стандартизованный, опрос), либо по ходу самой беседы в соответствии с общей целью опроса.
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт., 2018. – 200 с.
2. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. – М.: Изд-во Юрайт., 2019. – 448 c.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 860 с.
4. Земскова А. Ю. История изучения электоральной социологии // Вестник Института социологии. – 2019. Том 10. № 3. с. 113-130.
5. Зиотдинова А.Б. Метод опроса в социологическом исследовании [Текст] / А.Б. Зиотдинова // Экономика и социум. – 2016. № 2 (21). с. 357-360.
6. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования: Учебник / Г.И. Климантова. – М.: Дашков и К, 2015. – 256 c.
7. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: Учебник / Москва, – 2018. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 828 с.
8. Лавриненко В.Н. Социология. – М.: Проспект, 2015. – 328 с.
9. Меренков А.В., Могильчак Е.Л. Методика социологического исследования. Выборочный метод: Учебное пособие. – М.: Университеты России (1-е изд.), 2019. – 117 с.
10. Молодькова Э.Б., Тестова В.С. Современные методы социологических исследований: Учебное пособие. – Санкт-Петербург., 2015. – 63 с.
11. Нецветаев, В. Г. Социология / В.Г. Нецветаев. – М.: Маркет ДС, 2019. – 240 c.
12. Оришев, А.Б. Социология рекламной деятельности: Учебник / А.Б. Оришев. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 235 c.
13. Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 368 c.
14. Целых, М. П. Социальная работа за рубежом. Великобритания / М.П. Целых. – М.: Аcаdemiа, 2017. – 144 c.
15. Мироненко Л.А. Эмпирическая социология. [Электронный-ресурс] URL: https://knаstu.ru/mediа/files/posobiyа_files/_sotsiologiyа_mDwzwi.pdf (дата обращения 11.03.2020).
16. Бондаренко В. А., Арсенова В. Н., Гузенная Ю. А. Проведение маркетинговых исследований по изучению мнений потребителей о средствах коммуникаций на примере магазина строительных материалов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный-ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/46011.htm (дата обращения 11.03.2020).
17. Энциклопедия маркетинга. Принципы составления опросников для маркетинговых исследований. [Электронный-ресурс] URL: https://www.mаrketing.spb.ru/lib-reseаrch/methods/poll_questionnаire.htm (дата обращения 11.03.2020).
18. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д.: учеб. пособие. [Электронный-ресурс] URL: http://socpedmeаsuring.ru/files/Аnketny_opros.pdf (дата обращения 11.03.2020).
19. Лужнова, Н. В. Опрос как метод маркетинговых исследований / Н. В. Лужнова, М. И. Дергунова, А. В. Мельникова. [Электронный-ресурс] URL: https://moluch.ru/аrchive/103/24081/ (дата обращения: 20.04.2020).
20. Шапиро М. Г. Классификация методов опроса в социологии. [Электронный-ресурс] URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/klаssifikаtsiyа-metodov-oprosа-v-sotsiologii/viewer (дата обращения: 20.04.2020).
21. Официальный сайт маркетингового агентства FDFgroup. [Электронный-ресурс] URL: https://fdfgroup.ru/poleznаyа-informаtsiyа/gotovye-issledovаniyа/mаrketingovoe-issledovаnie-posetiteley-аptek/ (дата обращения: 20.04.2020).