Введение
1 СМИ и социальное управление: концептуализация и методы воздействия
1.1 Виды СМИ и обзор основных функций
1.2 Применимость СМИ для социального управления
2 Социальное управление посредством сети Интернет
2.1 Особенности социального управления посредством социальных сообществ Краснодарского Края
2.2 Воздействие сообществ Краснодарского Края в социальных сетях на личность
Список использованных источников
Актуальность исследования.
Изучение данной темы является особенно актуальным, поскольку вопрос влияния средств массовой информации на те процессы, которые происходят в обществе, остается дискуссионным. В первую очередь следует также заметить, что СМИ выполняют важнейшие функции, среди которых главной является информационная. С другой стороны, на сегодняшний день СМИ оказывают неоднозначное и даже порой отрицательное воздействие на культурное и социальное развитие общества, манипулируют общественным сознанием, что вызывает серьезное беспокойство.
В эпоху информационного общества, информация – ключевой аспект в каждой сфере жизни человека и его совершенствование в любой отдельно взятой среде необходимо. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий позволяет ускорить процесс получения, обработки и распространения информации, открывая перед людьми большое количество новых возможностей, недоступных им раннее. С каждым годом узнавать самую свежую информацию становится доступнее, в первую очередь, благодаря активной работе СМИ.
Таким образом расширение масштабов и видов СМИ (от первых газет до современных технических средств коммуникации, основанных на новейших технологиях) обозначило устойчивую тенденцию к усилению их роли как в гражданском обществе, в политическом процессе, так и в системе государственного управления.
Степень научной разработанности проблемы.
За рубежом изучению и анализу деятельности СМИ, их месту в социокультурных и политических процессах исторически уделялось значительное внимание. С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение, тем самым доказав, что средства массовой информации могут являться хорошим манипулятором. Так, например, американские ученые М.Маккоумз и Д.Шоу впервые выявили взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения путем математического корреляционного анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов. Именно тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени. «Установление повестки дня», т.е. внедрение данного набора в сознание аудитории, явилось основной деятельностью средств массовой информации.
Теоретические аспекты средств массовой информации рассмотрены в трудах российских исследователей. Так, С.А Зелинский в книге «Информационно-психологическое воздействие на массовое создание» [12], анализирует тексты, синтезирует данные исследований и систематизирует информацию из различных областей знаний, раскрывая многоплановую картину манипуляции сознанием индивида и массы людей. В частности, раскрывает проблемные аспекты влияния СМИ на массовое сознание подрастающего поколения. А.А. Гаврилов в работе «Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества» [18] рассматривает воздействие СМИ на общество, появлением и развитием новых средств массовой информации, а также анализирует различные средства влияния. Л.С. Салемгареева в статье «СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования» [21], говорит о том, что средства массовой информации в жизни современного общества порой играют весьма опасную роль, подменяя свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений.
Еще во времена Советского Союза пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы» [10, с. 137], советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.
Когда информация является одним из наиболее значимых факторов становления общественного сознания, российская информационная среда становится традиционным полем для проявления политической ангажированности. Тем не менее реальная ситуация требует большего, нежели предубеждений по поводу регулирования общественного сознания путем «навязывания» какой-либо информации.
Объект исследования – СМИ
Предмет исследования – социальное управление посредством сети Интернет
Цель исследования: изучить возможности социального управления посредством использования сети Интернет
Задачи исследования:
- изучить концептуализацию и методы воздействия СМИ и социального управления;
- проанализировать применимость СМИ для социального управления;
- выделить виды и самые основные функции СМИ;
- проанализировать социальное управление посредством сети Интернет;
- выявить особенности социального управления посредством социальных сообществ Краснодарского Края;
- изучить воздействие сообществ Краснодарского Края в социальных сетях на личность
Гипотеза исследования.
СМИ активно применяются для социального управления, сообщества в сети помогают решить общественные проблемы и воздействуют на личность
Теоретическая основа исследования.
Теоретическая основа исследования строится на работах, посвященных СМИ и в частности социальному управлению посредством сети интернет.
Методологическая основа.
Методологическая основа исследования связана с изучением роли средств массовой информации и социальным управлением.
Методы исследования:
Для проведения работы были использованы методы анализа теоретического и практического материала, а также анализ социальных сообществ в сети Интернет. Проведен интернет-опрос среди подписчиков групп.
Эмпирическая база исследования:
Результаты проведенного исследования, включающего анализ сообществ социальной сети Instagram, контент-анализ публикаций этих сообществ и интернет-опрос пользователей сообщества «Типичный Краснодар».
Научная новизна:
В ходе данного исследования были изучены социальные сообщества, не получившие широкого освещения в научной литературе, а также были сделаны выводы о возможности проведения социологических исследований на базе этих сообществ.
Практическая значимость исследования:
Состоит в том, что данная работа может быть использована для дальнейшей теоретической и практической разработки, как в области социологии, так и в других социальных науках, помимо этого может быть использован опыт по проведению исследований в социальном управлении.
Структура работы:
Работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения
1 Роль СМИ в становлении и развитии информационного общества
1.1 Виды СМИ и обзор основных функций
С начала ХХ в. формировалась система средств массовой информации, составившая в XXI в. основу системы средств массовой коммуникации. На протяжении десятилетий исследователи традиционно рассматривали систему СМИ как важный и самостоятельный социальный институт. Основы для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе заложили работы американских специалистов. Ученые Иллинойского университета Ф. Сиберт, Т. Петерсон и руководитель проекта профессор Стэнфордского университета У. Шрам выпустили в 1956 г. книгу «Четыре теории прессы». Примечательно, что названия моделей прессы, описываемых в работе, носят социальный и политический характер
Термин «средство массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах и определялся как совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям[2, с. 29].
В современном мире роль средств массовой коммуникации велика как никогда. При этом в последние годы в России наблюдается рост влияния средств массовой информации на массовое сознание.
1. Боровик В.С. Основы социологии и политологии // В.С. Боровик, Б.И. Кретов. Социология. Юрайт 2019. С. 200.
2. Ислам Р. Информация и общественное мнение // От репортажа в СМИ к реальным переменам. Альпина Паблишер 2019. С. 293.
3. Кинг П. Убеждение. Скрытые психологические стратегии влияния без манипуляций // Техники продаж. Библос 2019. С. 174.
4. Левшенко Ф.В. Темная сторона технологии. Влияние интернета на психику. Институт консультирования и системных решений 2016. С. 256.
5. Лавриненко В.Н. Социология // Проспект 2015. С. 328.
6. Меренков А.В., Могильчак Е.Л. Методика социологического исследования. Выборочный метод // Социология. Университеты России (1-ое издание) 2019. С. 828.
7. Нецветаев В.Г. Социология // В.Г. Нецветаев. Маркет ДС, 2019. С. 240.
8. Рыжков А.П., Ильин И.Ю. Об одной модели влияния в социальных сетях // Интеллектуальные системы. Теория и приложения 2017. С.64.
9. Филь М. Социальные сети. Новые технологии управления миром // Социология. Синергия 2016. С. 192.
10. Холостова Е.И. Зарубежный опыт социальной работы // Е.И. Холостова. Дашков и Ко 2016. С. 368.
11. Чалдини Р. Психология влияния // Психология. Питер 2018. С. 336.
12. С.А Зелинский в книге «Информационно-психологическое воздействие на массовое создание» [Электронный ресурс]: URL: https://www.phantastike.com/social_psychology/psy_impact/pdf/(дата обращения 03.05.2020).
13. Лисенкова А.А, Мельникова А.Ю Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи [Электронный ресурс]: Текст научной статьи / Лисенкова А.А, Мельникова А.Ю., 2017. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-factor-activnogo-vliyaniya-na--formirovanie-tsennostey-molodezhi/viewer(дата обращения 03.05.2020).
14. Старцев А.А, Гришанин Н.В. Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обеством [Электронный ресурс] : Текст научной статьи / Старцев А.А, Гришанин Н.В // Коммуникология. 2018. С. 119. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-v-protsesse-kommunikatsi-mezhdu-vlastyu-i-obschestvom-1 (дата обращения 01.05.2020).
15. Буравлева А.С. Роль СМИ в формировании гражданского общества [Электронный ресурс] : Текст научной статьи / Буравлева А.С // СМИ. 2016. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-formirovanii-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения 01.05.2020).
16. Карпова М.К, Балабанова А.П. Проблема недоверия общества к средствам массовой информации [Электронный ресурс]: Текст научной статьи / Карпова М.К, Балабанова //Наука. Общество. 2017. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nedoveriya-obschestva-k-sredstvam-massovoy-informatsii (дата обращения 01.05.2020).
17. Каира Ю.В. Средства массовой коммуникации как источник информации в социальном управлении [Электронный ресурс] : Текст научной статьи URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-kommunikatsii-kak-istochnik-informatsii-v-sotsialnom-upravlenii (дата обращения 03.05.2020).
18. А.А. Гаврилов «Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества» [Электронный ресурс] : Текст научной статьи URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vozdeystviya-smi-na-obschestvennoe-soznanie (дата обращения 03.05.2020).
19. Михайлов А.П. Информация и коммуникация в системе социального управления [Электронный ресурс]: Текст научной статьи URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsiya-i-kommunikatsiya-v-sisteme-sotsialnogo-upravleniya (дата обращения 03.05.2020).
20. Михеева А. М. Влияние средств массовой информации на современное общество [Электронный ресурс]: Текст научной статьи URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-na-sovremennoe-obschestvo . (дата обращения 01.05.2020).
21. Салемгареева Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы технологии, методы манипулирования [Электронный ресурс]: URL: http://vestnik/ipk.ru/vip_2_salem/html. (дата обращения 01.05.2020).
22. Жубинский А.И. Социальные функции информации в современном обществе: ценностный аспект [Электронный ресурс]: Текст научной статьи URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-informatsii-v-sovremennom-obschestve-tsennostnyy-aspect (дата обращения 01.05.2020).
23. Социальное сообщество в Instagram – «Типичный Краснодар» [Электронный ресурс] URL: https://www.instagram.com/tipich_krd/?hl=ru (дата обращения 03.05.2020).
24. Социальное сообщество в Instagram – «Кубань.23» [Электронный ресурс] URL: https://www.instagram.com/kuban.23/?hl=ru (дата обращения 03.05.2020).
25. Социальное сообщество в Instagram – «Краснодар в курсе» [Электронный ресурс] URL: https://www.instagram.com/krasnodar-v-kurse/?hl=ru (дата обращения 03.05.2020).
26. Официальный сайт Datareportal [Электронный ресурс] URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-overview (дата обращения 03.05.2020).