Курсовая работа|Социология

Курсовая Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2014 | Страниц: 28

Введение

1 Гендерная дискриминация

2 Формы дискриминации на рынке труда

3 Гендерный анализ трудовой сферы российского общества

Заключение

Список литературы

На современном этапе развития российского общества наряду с вопросами экономической стабилизации не менее актуальным становится обеспечение перехода России к устойчивому социальному развитию, что, в свою очередь, требует формирования социальной политики с учетом гендерной компоненты, т.е. оценку стратегии социальной политики с точки зрения гендерного равенства.

Когда мы говорим о гендерном равенстве, то, прежде всего, имеем в виду Конституцию Российской Федерации, где в статье 19 зафиксировано, что «женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Это означает, что по закону женщины и мужчины обладают равным правовым статусом. Но всегда ли так получается в жизни? Женщины в силу ряда социокультурных обстоятельств остаются «догоняющим полом» в ряде важнейших областей жизнедеятельности, с недостаточным объёмом прав и особенно возможностей. В России, как и во многих других странах, имеет место гендерный дисбаланс. Об одном из его аспектов – дискриминации женщин в трудовых отношениях - пойдет речь в настоящей работе.

Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Так, например, Л. В. Бабаева констатирует, что женские гражданские права вплоть до начала XX века были ущемлены. Только в 1907 году закон разрешил женщинам распоряжаться своим заработком. Полное юридическое равноправие женщины получили накануне Второй Мировой Войны.

Как утверждает Л. Д. Бойченко, борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвоевывание женщинами права на труд рядом с мужчиной, на образование (доступ к высшему образованию женщины получили лишь в конце XIX века), на участие в выборах.

Существующие национальные механизмы пока не способны обеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всех сферах жизни. Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в конце XX – начале XXI века в России и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главные проблемы женщин – сочетание семейных и внесемейных(трудовых) обязанностей, их активное участие в политической и социальной жизни остаются нерешенными. Ряд современных исследователей утверждают, что в настоящее время уровень развития женского движения в этих сферах жизни общетва крайне низок. Однако в качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня – это борьба с явной и скрытой формой дискриминации женщин.

Несмотря на более быстрый, чем среди мужчин, рост уровня образования, большинство женщин по-прежнему испытывают ограничения профессиональных возможностей и заняты на традиционно «женской» работе (учителя, младшие медработники и т. п.), как правило, менее оплачиваемой. Отношение заработной платы женщин к заработкам мужчин остается одним из самых дискриминационных не только в России, но и среди развитых стран (за исключением Японии). Однако важным фактором ослабления дискриминации женщин в оплате труда может стать возрастание их образовательного уровня, что влечет за собой усиление позиций женщин на рынке труда и позволит им все чаще вторгаться в традиционно «мужские», более высокооплачиваемы сферы. В то же время некоторые факторы, способствующие росту трудовой занятости и укреплению позиций женщин в сфере труда, зачастую приводят к усилению их профессиональной сегрегации. Так, интенсивное развитие сферы услуг увеличивает использование труда женщин, одновременно ограничивая их деятельность весьма узким кругом профессий. Развитие новых видов деятельности, внедрение новых технологий и нетрадиционных форм организации труда позволяет шире использовать труд женщин, предоставляя им возможность работы на дому, неполный рабочий день, по гибкому графику. Но эти же факторы, ставшие поначалу весьма притягательными для женщин очень быстро обернулись для них лишением социальных льгот, страховых и прочих преимуществ, распространяющихся на полный рабочий день, а для некоторых – и социальной изоляции .

Как и многие другие общемировые тенденции, рост трудовой активности женщин, концентрация женской занятости в отраслях сферы услуг, формирование системы «привилегий» для работающих женщин и некоторые другие специфические для женского труда черты приобрели в России гротескный характер. Так, массовый приток женщин в общественное производство в послевоенные десятилетия привел к рекордно высокому в сравнении с другими странами уровню занятости российских женщин. При этом исключительной характеристикой женской занятости в России является чрезвычайно высокий образовательный уровень.

В условиях становления рынка труда в 1990-е годы эти льготы стали еще и препятствием для трудоустройства и сохранения места работы. Предприятиям, находящимся в стадии экономических преобразований, стало невыгодно, а зачастую просто не под силу брать на себя такую социальную ответственность. Таким образом, ст. 3 Трудового кодекса РФ хотя и провозглашает запрещение дискриминации в сфере труда, но механизм реализации этого принципа отсутствует. Фактически около трети руководителей предприятий различных форм собственности признают, что отдают предпочтение мужчинам, а на каждом шестом обследованном предприятии выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин.

Оказавшись менее конкурентоспособными на рынке труда, женщины стали гораздо более интенсивно, чем мужчины лишаться рабочих мест. Рыночные отношения обнажили невидимые ранее формы дискриминации женского труда в России со всеми издержками сверхзанятости, несоответствия степени образованности уровню оплаты туда, концентрации на низкоквалифицированных работах, но вместе с тем перед женщинами разных возрастных групп открылись новые возможности использования их трудового потенциала. Хотя процесс преобразований в России способствовал более строгой дифференциации социальных и экономических ролей в зависимости от пола и возрождению призывов к патриархальности, в период 90-х годов среди россиянок возросло стремление совмещать домашние, семейные обязанности с работой вне дома.

Таким образом, несмотря на особенно сложное положение, в котором находятся российские женщины, испытывающие специфические трудности в сфере труда (во многом повторяющие общемировые) и одновременно вынужденные адаптироваться к принципиально новым экономическим и социальным отношениям, усиливается ориентация россиянок на общественное производство.

Антидискриминационные меры в отношении женщин в России дали, безусловно, положительные результаты, способствуя смягчению традиционных форм гендерного неравенства. Однако укоренившиеся подходы к общественной и экономической роли женщин изменить куда сложнее. Даже некоторые привилегии, разработанные во благо женщин, могут создать на практике опасность для возникновения действительного неравенства на рыке труда. Дискриминационная практика в отношении женского труда, имеющая столь длительную историю, претерпевая существенные ограничения, приобретает в новых условиях иные, гораздо более замаскированные формы.

Все вышесказанное ,безусловно, говорит нам о нерешенности поставленной перед нами проблемы, об ее актуальности. С развитием Российского общества проблема гендерного неравенства(в трудовой сфере в частности) могла изменять формы, носить неявный характер, но как институт эта проблема(неравенство) продолжает жить, а значит продолжает жить и необходимость в ее решении.

Рассматриваемой нами проблеме в отечественной и зарубежной литературе посвящено значительное количество научных и практических работ (Р.Капелюшников, В. Гимпельсон, Г. Беккер, Т. Петерсен, В. Снартланд, Е. Милгром и др.). При выполнении работы я опирался на труды таких отечественных научных деятелей и публицистов, как: Мезенцева, Рощин, Солнцев, Комессарева и другие.

Объект: гендерная дискриминация как социальный феномен.

Предмет: социальная дискриминация женщин в трудовой сфере российского общества.

Цель: изучить ограничение , ущемление и лишение прав женщин в трудовой сфере жизни российского общества, пронаблюдать динамику дискриминации и озвучить перспективу развития последней.

Задачи:

1) изучить понятие половой дискриминации.

2) рассмотреть существующие формы дискриминации в сфере трудовых отношений

3) выяснить, какой характер носит социальная дискриминация женщин в трудовой сфере в нашей стране.

Гипотеза: в современной России социальная дискриминация женщин носит регрессивный характер.

Данная работа построена на принципе объективности и научности. В процессе работы использовался метод анализа исторических данных, исторического сравнения. Так как дискриминация порождает конфликты между различными социальными группами(например мужчинами и женщинами), а на государство возлагается функция контроля над этим конфликтом, мы будем рассматривать данную проблему используя теорию социального конфликта.

Методы исследования: метод анализа теоретического и практического материала, вторичный анализ данных на основе статистической отчетности.

Новизна работы заключается в максимальной объективности при рассмотрении данной проблемы, поскольку большая часть работ, направленных на разрешение данной проблематики, -женские(анализ дискриминации со стороны объекта этой дискриминации не может гарантировать беспристрастный анализ), я же(будучи представителем мужского пола) сам лично попросту не мог столкнуться с данного рода дискриминацией в свой адрес, а значит мой анализ не подвергался изменениям со стороны собственных душевных переживаний, психологических потрясений и непосредственного опыта.

Практическая значимость данной работы видится мне в возможности использования данной работы в курсе лекций по гендерной социологии; в СМИ, при рассмотрении вопросов гендерного неравенства(в трудовой сфере в частности).

1 Гендерная дискриминация

В наиболее общем виде определение дискриминации звучит следующим образом: «дискриминация (лат. discriminatio — различение) - несправедливое, принижающее личность и группу, их права, обращение с членами определенной общности (территориальной, этнической, политической, религиозной, субкультурной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур»[1]. Более развернутое определение дискриминации дано в словаре по правам человека: «Дискриминация может быть определена как любая форма подчинения или негативного отношения к отдельным лицам или группам, основанная на характеристиках, которые не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место. Дискриминация означает любое различие, исключение или предпочтение, которое отрицает или умаляет равное осуществление прав».[2] Признаком, по которому происходит ограничение прав, может выступать любое отличие, например, раса, национальность, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, род занятий, состояние здоровья и т.д.

С точки зрения ресурсного подхода, дискриминация - действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных.[3] Понятие дискриминации может трактоваться широко - когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия.[4] Существует и более узкая трактовка, когда в качестве дискриминации рассматриваются только действия, направленные против дискриминируемой группы, а сами предрассудки в понятие дискриминация не входят. При этом возможна ситуация, когда индивиды, предубежденные против других, не участвуют в дискриминационных действиях против них; и, напротив, люди могут подвергать других дискриминации, не испытывая против последних никаких предубеждений.

1 Электронный социологический словарь "SOCIUM" - Режим доступа : http://www.socium.info/dict.html (от 20.10.2014)

2 Словарь по правам человека - Электронный ресурс - Режим доступа : http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/dict/encyclo/5/discrim.htm.(от 20.10.2014)

3 Гидденс Э. Социология, пер. с англ., изд. 2-е, перераб. и дополн. УРСС, 2005.

4 Панов А.М. Гендерный анализ российского рынка труда.

5 Лорбер, Дж.. Пол как социальная категория. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6 - Режим доступа : http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html (от 20.10.2014)

6 Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., Менеджер, 1995 - Режим доступа : http://www.az.ru/women/texts/pol1r.htm (от 20.10.2014)

7 Мезенцева Е.Б. Гендерная экономика: теоретические подходы. В Гендерный кайледоском. Курс лекций. Под ред. М.Малышевой. М.: Academia, 2002

8 Проблемы гендерного равноправия в социально-трудовой сфере. Выпуск 10. Москва: Издание бюро МОТ, 2001.

9 Айвазова С. Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда. Издание второе, дополненное и переработанное. М.: Эслан, 2007.

10 Козина И. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда. /Социологический журнал, 2002, №3 - Режим доступа : http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-02koz.html. (от 20.10.2015)

11 Рощин С., Солнцев С. Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике. Препринт WP4/2006/03. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – стр.3.

12 Условия труда и быта женщин. М.,1992.

13С.Ю.Рощин. Равны ли мужчины женщинам. С.3-4 - Режим доступа : http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0219/tema05.php. (от 20.10.2014)

14 Труд и занятость в России 2013 [Текст]: стат. сб. / Росстат. – M., 2013.

15 Труд и занятость в России 2001 [Текст]: стат. сб. / Росстат. – М., 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское