Введение
1 Теоретические методы познания массового сознания и его структурные составляющие
1.1 Массовое сознание, его особенности, структура и свойства
1.2 Методы познания и подходы для исследования массового сознания
2 Исследования массового сознания в сфере здравоохранения
2.1 Анализ функционирования массового сознания по отношению к профессии врач
2.2 Значение медицины для социума в период пандемии
Заключение
Список использованных источников
Приложение А – Анкетный опрос на тему: «Значение медицины в период пандемии»
Актуальность темы. Массы, как некоторые неоднородные множества людей, представляют собой важную слагаемую общественного развития, являясь реальной силой в обществе. В силу этого, многие мыслители обращались и обращаются к исследованию этой проблемы. Разработка и использование понятия массы в социальной философии позволили исследователям объяснять различные явления жизни социума, вскрывать особенности общественных отношений, выяснять механизмы и принципы взаимоотношений людей и социальных институтов.
На определенном этапе своего развития общество столкнулось с ситуацией, когда различные массовые объединения и движения начали играть ключевую роль в различных социальных процессах. Ярким примером такой ситуации стал рубеж XIX-XX веков. В этот период, под влиянием ряда экономических, социальных и культурных факторов значительным образом изменилось влияние массы и массового сознания на общественную жизнь [2].
В социально-экономической сфере, усиление роли массы было обусловлено развитием массового производства, расширением сферы услуг, привлечением и концентрацией большого числа людей в городах. В политической сфере, на активность масс повлияло развитие таких демократических процедур как всеобщие выборы, представительные органы власти, использование политических технологий, рассчитанных на массового избирателя. В духовной сфере, огромное значение приобрела массовая культура и искусство, влияющие на внутренний мир множества людей.
Все это привело к некоторой стандартизации условий жизни, породив качественное изменение характера масс, которое нашло свое выражение в преобладании во многом сходных моделей мышления и поведения, ценностей, настроений и мнений. На усиление роли массы в этот период повлияло и развитие средств массовой информации. Газеты, журналы, радио и телевидение дали возможность говорить не просто о массовом читателе, слушателе, зрителе, а о публике, сознание которой во многом определяется воздействием СМИ. На новейшем этапе развития общества, глобализационные и информатизационные процессы, которые ознаменовались складыванием интегрированного экономического, политического и культурного пространств, привели к еще большему усилению роли массы в жизни общества.
Степень научной разработанности. Изучение массового сознания начинается на рубеже XVIII – XIX веков, когда возникает проблема исследования данного феномена. Первым человеком, который описывал в своих работах массовое сознание, был признанный теоретик Г. Лебон (1896).
Основным термином для его исследований стала толпа, которую он рассматривал как некий феномен. Он появлялся при взаимодействии некоторых индивидов, причем совершенно независимо от их социального положения, национальности, профессии и прочего.
Лебон писал, что в толпе возникает социально-психологическое («духовное») единство массы, которое называется «душа толпы». Основные ее свойство заключается в том, что она проникается определенными чувствами, которые присущи всем, и это взаимовнушение дает «душе толпы» значительный приток энергетики, благодаря которой, в толпе абсолютно теряется самостоятельная и сознательная личность [4].
В западной философии и социологии массовое сознание освещалось с различных позиций: антидемократических, которые сравнивают массы с «толпой», «чернью» (так писали Я. Буркхард, Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет); социально-критических, которые изучали массу как негативное порождение современных антигуманных типов обществ (наблюдается в работах Э. Фромма, Д. Рисмена, Р. Ч. Миллса, Г. Маркузе); позитивистских, которые объединяют появление масс с научно-техническим прогрессом и деятельностью современных СМИ (из работ Г. Блумера, Э. Шилза, Д. Мартиндейла).
В российской науке на протяжении многих десятков лет позитивное исследование массового сознания было запрещено из-за того, что эта проблема была крайне несовместима с господствующими в обществе идеологическими установками. Однако первые работы на этот счет появились в СССР уже в 60-х годах [7].
Как было сформулировано в 1987 г. уже в отечественной работе «Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования» Б.А. Грушина, «в отношении занимающего нас теперь предмета указанные изъяны отчетливо проявились в том, что массовое сознание было объявлено атрибутом так называемого «массового общества» стало рассматриваться в качестве исторической альтернативы классовому сознанию, якобы упраздняющей последнее и, следовательно, знаменующей исчезновение уже в рамках сегодняшнего капитализма самого классового общества.
До самого последнего времени в отечественных словарях практически невозможно было найти внятного определения понятия «массы». Только в труде Б.А. Грушина массам была дана относительно строгая научная дефиниция. Они были определены как «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)».
В современном обществознании происходит серьезный пересмотр социологических и культурологических концепций, которые ранее пытались описывать и объяснять социальные отношения с точки зрения возрастания роли масс, но при этом оценивали этот процесс как преимущественно негативный, как «патологию общества». Теперь доминирует тенденция рассмотрения масс как одной из естественных человеческих общностей [2].
Объектом исследования является массовое сознание.
Предмет – динамичность массового сознания в различных ситуациях.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть аспекты массового сознания, такие как его изменчивость или стабильность в разных ситуациях.
Исходя из целей, можно определить задачи исследования:
– раскрыть содержание массового сознания;
– изучить методы познания и подходы для исследования массового сознания;
– провести анализ массового поведения по отношению к профессии врач;
– рассмотреть значение медицины для социума в период пандемии.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что массовое сознание и мнения людей к определенной проблеме изменяется в критических ситуациях, то есть люди под влиянием обстоятельств пересматривают свое отношение к происходящим явлениям или процессам.
Теоретическая основа: работы Касьянова В.В. [1], Ольшанского Д.В. [3], Лебона Г. [4] и других.
Методологическая основа: теоретические исследования в областях социологии и социологии массовых коммуникаций.
В исследовании использовались методы анализа теоретического и практического материала по теме курсовой работы, метод вторичного анализа данных, социологический опрос и его анализ.
Эмпирическая база: результаты социологического опроса из базы данных ФОМ, а также анкетный опрос, проведенный в апреле 2020 года в период пандемии коронавируса.
Новизна работы заключается в том, что социологический опрос был проведён в период пандемии коронавируса, когда люди находятся на самоизоляции и не влияют на мнения друг друга.
Практическая значимость: результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке данной темы.
Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованных источников, одного приложения.
1 Теоретические методы познания массового сознания и его структурные составляющие
1.1 Массовое сознание, его особенности, структура и свойства
Для исследования массового сознания, необходимо понимать, что же это такое массовое сознание, а также его содержание, то есть структурные составляющие. Итак, массовое сознание – это один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования. Это такой особый вид общественного сознания, который свойственен значительным, неструктурированным множествам людей, «массам».
Массовое сознание – как совокупность совпадений достаточно значимых компонентов сознания для разнообразных групп общества в определенный момент. Это явление по причине своей нестандартности и определенной свойственности носит обыденный характер [4].
С точки зрения содержательности, в массовом сознании зафиксированы определённые знания, передающиеся посредством общения людей между собой и совместного восприятия этой информации ими в определенных ситуациях. Это знания, такие как:
– представления окружающего мира;
– ценности;
– образы поведения;
– моральные нормы;
– социально-политические процессы и явления и так далее.
Содержание массового сознания можно определить как бесконечность. Ведь если попытаться предугадать возможные варианты создания определенных масс людей в рамках отдельного общества или человеческой истории в целом, то можно понять, что вариантов будет невероятно большое количество [12].
1. Касьянов В.В. Социология: Учебник для СПО / В.В. Касьнов. – Издательство Юрайт, 2020. – 198с. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/viewer/sociologiya-456119#page/3 (дата обращения 20.04.2020)
2. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие для СПО / Б.А. Исаев. – 2-е изд., испр. И доп. – Издательство Юрайт, 2020. – 124с. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/viewer/sociologiya-v-shemah-i-kommentariyah-452029#page/1 (дата обращения 20.04.2020)
3. Ольшанский Д.В. Психология масс. [Электронный ресурс]. – СПб: Питер,. – 368 с. – Режим доступа: URL: https://ural-education.ru/wp-content/uploads/2016/11/Ольшанский-Д.В.-Психология-масс.pdf (дата обращения 15.04.2020)
4. Г. Лебон. «Психология народов и масс». Издание на русском языке AST Publishers, 2016. Режим доступа: URL: https://royallib.com/read/lebon_gyustav/psihologiya_narodov_i_mass.html#0 (дата обращения 20.04.2019)
5. Фрейд Зигмунд. Психология масс и анализ человеческого "Я" – Режим доступа: https://ru.b-o k.cc/ireader/3168100 (дата обращения 15.04.2020)
6. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовых коммуникаций: учебник для бакалавров / С.М. Виноградова, Г.С. Мельник.– [Электронный ресурс]. – М: Издательство Юрайт, 2019. – 512 с. Режим доступа: URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-massovoy-kommunikacii-425883#page/2 (дата обращения 02.05.2020)
7. Кравченко С.А. Социология. Том 1. Классические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата. / [Электронный ресурс]. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 587 с. Режим доступа: URL: https://bookree.org/reader?file=630168 (дата обращения 17.04.2020)
8. Фадеева Е.Н. Связи с общественностью: учебник и практикум для среднего и профессионального образования/ Е.Н. Фадеева, А.В. Сафронов, М.А. Красильникова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 263 с. – (Профессиональное образование). – Текст: непосредственный. Режим доступа: URL: https://urait.ru/viewer/svyazi-s-obschestvennostyu-457472#page/2 (дата обращения 17.04.2020)
9. Массовое сознание и поведение // Grandars.ru – психологическая библиотека / [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovoe-soznanie-i-povedenie.html (дата обращения 20.04.2020)
10. База данных ФОМ. Медицина и здравоохранение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bd.fom.ru/pdf/d15miz2019.pdf (дата обращения 10.05.2020)
11. Адамъянц Т.З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 200 с. http://soc309.narod.ru/archive/Social_communication_Adamyants.pdf (дата обращения 17.04.2020)
12. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект пресс,2016. –176c http://nashaucheba.ru/v24881/ (дата обращения 20.04.2020)
13. Антонова Н.В. Психология массовых коммуникаций: учебник и практикум для вузов/ Н.В.Антонова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 374 с. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-massovyh-kommunikaciy-450026#page/2 (дата обращения 02.05.2020)
14. Социология рекламной деятельности: Учебное пособие / Передня Д.Г. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 130 с. 2015. – 200 c.
15. Оришев, А.Б. Социология рекламной деятельности: Учебник / А.Б. Оришев. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 235 c. – Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007492742