Курсовая работа|Социология

Курсовая Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2014 | Страниц: 30

Введение

1 Выпускники ВУЗов на рынке труда

1.1 Сущность и особенности рынка труда

1.2 Требования к выпускнику ВУЗа на рынке труда

1.3 Трудности выпускников ВУЗа на рынке труда

2 Трудоустройство выпускников: поддержка и ожидания

2.1 Поддержка выпускников ВУЗов при трудоустройстве

2.2 Ожидания выпускников от будущего трудоустройства

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность исследования. Проблема трудоустройства выпускников в современном обществе является крайне актуальной, ввиду того, что очень часто под абсолютно разными предлогами их не трудоустраивают, многих ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает "ненужными" огромное количество молодых людей.

На данный момент очень остро стоит вопрос о трудоустройстве недавно выпустившихся студентов. Работодатели не хотят брать молодых людей на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. На сегодняшний день, среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий окончил высшее учебное заведение и имеет диплом специалиста.

В настоящий момент одной из основных проблемы всех уровней высшего и профессионального образования является его недостаточное соответствие требованиям рынка труда. Становится очевидным, что с возникновением рыночного спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.

Современный этап развития человечества, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.

В настоящий момент на рынке труда большинства территорий России формируется избыточное число безработных – претендентов на рабочие места. Однако, несмотря на это, спрос работодателей так и остается неудовлетворенным, что свидетельствует о проблеме несоответствия спроса и предложения специалистов по качественным и количественным параметрам. И хотя многие крупные ВУЗы страны пытаются успеть за изменениями рынка, расширяя спектр направлений и профилей подготовки, вводя новые технологии в образовании, разрабатывая технологии мониторинга трудоустройства, активно сотрудничая с бизнесом и структурами рынка труда, ситуация с занятостью выпускников остается по-прежнему весьма напряженной.

Выявление причин затруднительности процесса трудоустройства выпускников и выработка эффективных механизмов преодоления этой проблемы – задача, требующая скорейшего разрешения. Именно поэтому проблема трудоустройства выпускников после окончания ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна.

Степень научной разработанности.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов среди социологов и научных деятелей становится актуальной с момента появления первых высших профессиональных учреждений и не теряет своей актуальности до настоящего времени.

Э. Дюркгейм [1] и М. Вебер [2] писали о социальных функциях образования, его связи с экономическими, политическими процессами. Образование как институт социализации, учебные заведения и их элементы–как социальные системы рассматривались в трудах Т. Парсонса [3].

Неоконсервативные концепции безработицы среди молодежи, разработанные Р. Фримэном[4], Д. Уайзом, X. Фолком, М. Джексоном, Д. Аштоном, Д. Бакстером, Л. Хендри, В. Андерсоном, И. Севилом, В. Ребенсом, Л.А. Гордоном[5], Д. Фридмэном, были основаны на анализе недостатков функционирования молодежного рынка труда, обуславливающих обострение безработицы и, которые в свою очередь, вызваны действием естественных и социальных факторов, а также психологическими и возрастными особенностями молодых людей.

Анализом функций современного социального института профессионального образования занимались И.С. Болотин[6], В.И. Добреньков, В.Я Нечаев, A.M. Осипов, В.В. Сериков, Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева.

Изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России анализируется в работах Г.Е. Зборовского[7], Н.Д. Сорокина, Е.А. Шуклина.

Дисфункциональный характер развития современной системы образования, несогласованность функционирования социальных институтов образования и рынка труда анализируются в трудах В.П. Дронниковой, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского, А. Кочетова, В.П. Потапова, М.Н. Руткевича, Н.В. Ушмарина, H.H. Федотовой, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупрова, В.Н. Ярской.

Таким образом, проблема трудоустройства выпускников волнует не одно поколение социологов. В разное время представители разных социологических школ дают собственную оценку, актуальную для их времени, пытаясь решить главный вопрос – как молодому специалисту после окончания высшего заведения найти свою нишу на рынке труда.

Объект исследования – выпускники ВУЗов.

Предмет исследования – проблема трудоустройства выпускников ВУЗов.

Цель исследования. Целью работы является рассмотрение особенностей трудоустройства выпускников ВУЗа, а также анализ основных проблем, связанных с их трудоустройством.

Задачи исследования:

1) рассмотреть сущность и особенности рынка труда;

2) определитьтребования к выпускнику ВУЗа на рынке труда;

3) выделить основные трудности выпускников ВУЗа на рынке труда;

4) рассмотреть уровни поддержки выпускников ВУЗов при трудоустройстве;

5) определить ожидания выпускников от будущего трудоустройства.

Гипотезы исследования.

1) Основной проблемой при трудоустройстве выпускников ВУЗов является отсутствие опыта работы в той или иной сфере деятельности.

2)Ожидания выпускников ВУЗов по поводу оплаты их труда сильно завышены и не соответствуют реальному предложению на рынке труда.

Теоретическая основа исследования.

Теоретической основой стали работы и научные публикации по проблеме трудоустройства выпускников ВУЗов, а также проблемам занятости молодежи Н.И. Чернышевой [8],А.Г.Эфендиева [9], Д.Л. Константиновского[10], Л.В. Рязанцевой [11],Г.М. Соловьева и Ю.А. Коцарь [12], В.В. Стецунова [13], С.В. Сухова и А.П. Ряховского [14].

Методологической основой исследования в курсовой работе явились системный и содержательный подходы.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; вторичный анализ эмпирических данных.

Эмпирическая база исследования.Результаты исследования,проведенного в 2014 году региональным Центром Содействия трудоустройству выпускников Архангельской области. Выборка – 1076 выпускников 14 институтов[15].

Научная новизна. В процессе выполнения работы была предпринята попытка определения основных проблем при трудоустройстве выпускников ВУЗов, а также выявлении их основных ожиданий от получения образования.

Практическая значимость. Результаты полученной информации о проблемах трудоустройства выпускников ВУЗов могут использоваться в дальнейшем службами занятости для помощи в трудоустройстве выпускникам.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

1 Выпускники ВУЗов на рынке труда

1.1 Сущность и особенности рынка труда

Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянина, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою способность к труду, или рабочую силу.

Главной задачей рынка труда является обеспечение оптимальной мобильности трудоспособного населения и удовлетворения спроса и предложения на рабочую силу[16, с. 240].

Сегодня в отечественной экономической литературе господствуют две основные точки зрения. Первая из них доказывает, что товаром является рабочая сила – потенциальные способности к труду. Вторая точка зрения признает товаром труд, и что заработная плата представляет собой не стоимость рабочей силы, а является ценой труда. Но ее сторонники, понимая, что труд – как процесс целесообразной деятельности трудно представить в виде товара, утверждают, что таковым является «потенциальный труд».

В то же время Международная Организация Труда, как источник международного трудового права, определила, что рабочая сила не является товаром.

В рамках экономической теории рынок труда рассматривается следующим образом: оформление списков не соответствует требованиям

–это отношение наемных работников и работодателей;

1 Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М. : ИНТОР. 1996. 340 c.

2 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер. М. : Прогресс. 1990. 880 с.

3 Парсонс Т. Система современных обществ: Пер с англ. / Т. Парсонс. - М. : Аспект Пресс, 1997. 270 с.

4 Линтон С. Социальная работа и свобода. Концептуальные классификации // Социальная работа. № 1. 2010. С. 215-239.

5 Гордон Л.А. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 24-34.

6 Болотин И.С.Негосударственные вузы России: становление и современное состояние // Социология образования. 2009. № 6. С. 32-39.

7 Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург : Изд-во Урал.гос. пед. ун-та. 2010. 301 с.

8 Чернышева Н.И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения // Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63.

9 Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Карьера выпускников-менеджеров: вызовы российскому образованию // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: Сборник научных трудов. М. : ГУ-ВШЭ. 2009. C. 19-38.

10 Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М. : Наука. 2011. 159 с.

11 Рязанцева Л.В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. Москва. 2011 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.conf.muh.ru/archive/11-2011/78-200211 (дата обращения: 20.10.2014).

12 Соловьева Г.М., Коцарь Ю.А. Проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования и создание хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 61-65.

13 Стецунов В.В. Трудоустройство выпускников системы профессионального образования в условиях кризиса: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 216-222.

14 Сухов С.В., Ряховский А.П. Проблемы трудоустройства выпускников вузов// Сварочное производство. 2011. № 4. С. 55-57.

15 Портрет выпускника САФУ – 2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://narfu.ru/life/news/university/178563/ (дата обращения: 14.12.2014).

16 Гриньова В.М., Шульга Г.Ю.Экономика труда и социально-трудовые отношения. К. :Знання, 2010. 560 с.

17 Олегов Ю.Г., Абдурахманов К.Х. Рынок труда и политика занятости // Известия Академии труда и занятости. 2010. № 1-2. С. 5-17.

18 Буланов В.С, Вологин Н.А. Рынок труда: Учебник. М. : Инфра-М. изд. 2-е. 2012. 514 с.

19 Синютин, М.В. Институциональный подход в экономической социологии. СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета 2012. С. 28-114.

20 Адамчук В.К., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2011. 407 с.

21 Теличева Е.Г. Формирование рынка труда как социального института в условиях трансформирующегося российского общества. Хабаровск : изд-во гос-гохаб-го ун-та. 2013. 33 с.

22 ЭренбергР.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М. : МГУ. 2009. 800 с.

23 Гударенко Ю.А. Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе // Экономика предприятия. 2013. № 6. С.330-336.

24 Коршунова, Н.Е. Жизненное самоопределение выпускников : монография. М. : Компания Спутник+. 2009. 149 с.

25 Российский студенческий союз. Законопроект «О квотировании первого рабочего места» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russiansu.ru/publ/novosti/zakonoproekty/zakonoproekt_o_kvotirovanii_pervogo_rabochego_mesta/8-1-0-25 (дата обращения: 03.11.2014).

26 Шилина Е.Б. Проблема трудоустройства выпускников после ВУЗа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2999-2012-05-30-16-48-08 (дата обращения: 03.11.2014).

27 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71).

28 Письмо Федерального агентства по образованию от 13 марта 2007 г. N 369/12-16 «Рекомендации по созданию и функционированию службы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования».

29 Фокина В.Н., Амелина Е.Е. Государство, общество и вузы в системе трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/archive/11-2011/78-200211 (дата обращения: 03.11.2014).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское