Актуальность исследования. Кризисное сознание, мироощущение сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Наиболее остро это мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций, когда происходит переустройство социальной системы, переоценка и изменение жизненных ориентиров и ценностей людей. Трансформационные процессы в современном обществе привели к ряду негативных последствий, каждое из которых отразилось на функционировании социальных групп, повседневной жизни каждого человека. Среди основных характеристик современности можно выделить масштабные внезапные перемены, происходящие в короткий промежуток времени, разрушение целостности основных социальных групп, утрату веры в устойчивые институционализированные образцы социального поведения, предсказуемость социальной жизни.
Глобальные трансформационные процессы отражаются в сознании каждого члена общества, что выражается в утрате адаптационных механизмов, увеличении чувства бессилия, незащищенности, апатии, депрессии. Современное общество характеризуется развертыванием сферы рисков, опасностей и угроз как на макро-, так и микросоциальном уровне. В обществе «тотальной небезопасности» человечество погружено в беспрерывный процесс «калькулирования рисков», просчитывания ситуации возникновения опасности и ее вероятные последствия при незнании всех возможных вариантов разрешения этих ситуаций. В кризисном обществе теряют свою значимость модели прогноза и предсказания.
Кризис отражается в массовом сознании в форме тревоги и страха. Страх является реакцией индивидов и групп на травмогенные изменения окружающей среды как оценка степени угрозы существования в ней. В конце XX века страх переходит из категории, используемой в контекстах исследований различных социальных проблем, в ключевую категорию осмысления современности. Прежде всего это обусловлено тем, что многообразие социальных кризисов и различных катастроф XX века, изменение характера угроз детерминировали возникновение основанного на страхе массового сознания — «катастрофического» сознания, нередко облекающегося в форму апокалипсического. Кризисное сознание сформировалось в XX веке как устойчивая форма массового сознания в индустриальном и постиндустриальном обществах. Его трансформация в «катастрофическое» массовое сознание обусловлена изменением характера угроз, степенью их выраженности и распространенности. Изменения источников опасности, угроз отразились на характере страха, на его все
большую социальную детерминированность. В массовом сознании страх отражается как репертуар различных по масштабу и последствиям воздействия опасностей и угроз, «набора» социальных страхов, трактуемых в работе в широком смысле как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия. Речь идет о социальных страхах как конгломерате разнообразных как по силе и источникам опасности. С одной стороны, массовые социальные страхи - это результат функционирования современного общества, с другой стороны, страхи возникают в процессе адаптации к изменениям среды, мобилизуют противодействие и преодоление опасностей и угроз существованию индивидов и групп.
Все вышеперечисленные процессы и явления имеют место и в современном российском обществе. Кроме процессов, связанных с кризисом, порожденным глобализационними процессами, кризис и формы его проявления усиливаются в условиях социально-экономических трансформаций. Количество угроз, опасностей, нестабильность всей социальной системы отразились в массовом сознании и поведении населения. Тотальность угроз, их масштабы и многообразие детерминировали проявление таких форм защитных реакций, как агрессия, панические реакции, рост девиаций, утрата «горизонтов происходящего» и т.п. В трансформирующемся обществе страх приобретает статус индикатора реальных и потенциальных угроз общественного развития. Отраженный в массовом сознании, страх является показателем социальных аномий и оценкой адаптационных ресурсов, указывает на источник угрозы, дает оценку состояния социальной системы и выступает в самых разнообразных формах, каждая из которых соотносится с определенным источником опасности.
В условиях российского общества, находящегося в кризисе, а, следовательно, в условиях повышенного риска, исследование социальных страхов в массовом сознании приобретает особое значение. Актуальность проблем исследования социальных страхов ставит задачу разработки методического обеспечения в той части, которая относится к изучению семантического поля понятия «страх». Реконструирование семантического пространства позволяет обеспечить более адекватную эмпирическую интерпретацию связанных со страхом явлений — «тревожного ряда» и повысить надежность методических процедур исследования этих феноменов. Учитывая многообразие источников опасности, различающихся как по масштабу, так и по направленности, возникает необходимость выявления основных страхов - их «репертуара» для различных социальных групп по отношению к разным объектам.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку проблемы страха внес с диалектико-идеалистических позиций Платон[1]. Платон выделяет два вида страха, которым подвержен человек: это, во-первых, страх зол, ожидаемых нами, а, во-вторых, страх чужого мнения (“как бы не узнали про наши нехорошие поступки и не сочли нас за дурных людей”).
Значителен вклад в разработку причин и оснований страха, сделанный Аристотелем[2]. Рассматривая душевные изменения, Аристотель выделяет в них аффекты, способности и приобретенные свойства. Аффектами, к каковым Аристотель относит и страх, он называет все то, чему сопутствует удовольствие или страдание
С творчеством Р. Декарта[3] в философию в форме дуализма вошло учение о человеке как о существе, страсти которого обусловлены, с одной стороны, физиологическими телесными процессами, а с другой, — психической деятельностью души. Одна и та же причина, размышляет Декарт, может вызвать такие движения тела, которым душа не содействует и которые пытается сдержать: “Это испытывают, например, при страхе, когда духи направляются в мышцы, служащие для движения ног при беге, но задерживаются от желания быть храбрым”. Собственно страх, по Декарту,— это крайняя степень трусости, изумления и боязни. Главной причиной страха выступает неожиданность наступления каких-либо непредусмотренных случайностей.
Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б. Спинозы. [4]
Спиноза, пожалуй, одним из первых предпринял попытку применить концепцию страха и обусловленных страхом суеверий к анализу поведения толпы. Толпа, по мнению Спинозы, всегда находится под воздействием аффектов, от которых ей никогда не избавиться, а посему всегда непостоянна. Это состояние психологического неравновесия выступает причиной многих социальных возмущений, в том числе и страшных войн.
Ключом к поиску наиболее обобщенного онтологического объяснения природы страха может служить теория рефлексии Г. В. Ф. Гегеля[5], который показал механизм появления этого качества через диалектическое взаимодействие внутренних и внешних противоположностей бытия. По Гегелю, социальный страх – это ощущение субъектом собственного ничтожества по сравнению с богом. Осознавая свою ограниченность и безусловно принимая веру в абсолют Творца, субъект тем самым приобретает подлинную мудрость и свободу.
Как мы видим, о страхе рассуждали многие философы. Теории о происхождении страха и его роли в жизни человека разнообразны и противоречивы. Попытки классифицировать страхи происходили издревле еще на заре человеческой культуры. Труды философов противоречивы, но все они доказывают только одно - чувство страха, испытываемое как отдельным индивидом, так и всем обществом в целом, является одним из краеугольных факторов, влияющих на развитие человеческой цивилизации.
Анализ социокультурных детерминант возникновения и развития социальных страхов в России представлен в трудах А. Ахиезера, Т.И. Заславской, К. Касьяновой, С. Кара-Мурзы.[6] Эти авторы выделяют специфическую форму восприятия угрозы и реакции на опасности - отраженное в архетипических структурах ментальности «бесстрашие» и долготерпение россиян. Так как страхи закреплены в архетипических структурах коллективного бессознательного, основные страхи россиян идентичны, однако степень выраженности их различается, как репертуар, т.е. набор страхов различных индивидов и социальных групп. Социальные страхи основных социальных групп остаются по-прежнему малоизученными.
Объект исследования - страхи как социальное явление.
Предмет – специфика социальных страхов в современном российском обществе.
Цель - изучить специфику социальных страхов в современном российском обществе.
В ходе исследования можно выделить несколько задач:
1) рассмотреть понятие страха, социального страха, изучить виды социального страха;
2) определить источники возникновения социального страха;
3) показать динамику изменения социального страха в России;
4) выявить наиболее актуальные социальные страхи в России в настоящее время;
Гипотеза- на первое место среди социальных страхов современного российского общества выходит страх роста цен на товары первой необходимости, продукты.
Методологическую базу исследования составляют принципы, подходы, методы:
- философско-диалектический подход;
- цивилизационный подход;
Методы исследования: сравнительный метод, анализ литературы, вторичный анализ;
Эмпирическую базу исследования составляют результаты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)[1], который представляет данные о том, какие угрозы представляются россиянам наиболее вероятными и каких событий они опасаются в наибольшей степени.
Научная новизна курсового исследования заключается: в формировании методологических предпосылок социологического исследования социальных страхов на основании исследования страха в междисциплинарном контексте.
1. Теоретическая основа изучения социального страха
1.1 Понятие страха и его виды
Страх — реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать.
Для начала рассмотрим статистику о влиянии страхов и их реальной опасности для современного человека, основываясь на данных Росстата, ВОЗ, Die Welt, CIA World Factbook, Esquire за 2010 год.
Таблица 1. Статистика страхов о влиянии страхов и их опасности для современного человека.
№ Существующие страхи в общественном сознании(%) Реальная опасность этих страхов(%)
1 Авиакатастрофа — 25 Гибель в авиакатастрофе — 0,004
2 Рак — 75 Смерть от рака — 9,7
3 ДТП — 41 Гибель от травм в ДТП — 13,6
4 Проблемы с алкоголем — 11 Смерть от чрезмерного употребления алкоголя — 52
5 Теракт — 48 Гибель в теракте — 0,007
6 Кража, грабеж, разбой — 33 Кража, ограбление, разбой — 78
7 ВИЧ — 66 Заражены ВИЧ — 0,77
8 Проблемы с сердцем — 54 Смерть от проблем с сердцем — 44,1
9 Безработица — 38 Безработица — 7
10 Сексуальное насилие — 47 Сексуальное насилие — 0,4
1. Абакумова Т.В. Философские аспекты феномена страха: Автореф. на соиск. уч. ст. к. филос. н.- Якутстк, 2003. - 25 с.
2. Сайт ВЦИОМ http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112598 [11]
3. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян (1994 1996 - 1998 гг.). «Мерцающая» стратификация //Социс. - 2001. - №6. - С.53-66.
4. Опросыв рамках проекта «КССМ» http://www.eurasiamonitor.org/rus/ [10]
5. Шубкин В. Н. Страхи в России. // Социологический журнал 1997 -№3
6. Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердл., 91 г
7. Щербатых Ю. Социальные страхи. URL: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=371[7]
8. Россия на новом переломе: страхи и тревоги / под ред. М.К.Горшкова, Р.Крумма,В.В.Петухова. М. : Альфа-М, 2009.
9. ctraxi.ru/cosial.html[8]
10. Аристотель. Категории // Сочинения. В 4-х т. - М., 1978;[2]
11. Ковторин В. Российский страх // Нева. 2000. - №4 - С. 163-184.
12. Гегель Г.Ф. Лекции по философии религии // Философия религии. В 2-х т. Т. 2. — М., 1977;[5]
13. Плнхер Л.Е. Нестабильные социальные состояния. - М., 2005;
14. Вилдавски А., Дейк К. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // THESIS. - 1994.
15. Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. T.I. - М-, 1990;[1]
16. Фесмраноа К.А. Социальные риски в современной социологии. - М., 2001.
17. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1998.
18. Декарт Р. Страсти души // Психология мотивации и эмоции: Хрестоматия. - М-, 2006;[3]
19. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). - Оренбург» 1993
20. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность: Хрестоматия / Под ред. В.М. Астапова. - СПб., 2001
21. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001
22. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. - Новосибирск, 1997; Заславская Т.Н. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. - М., 2004; Кара-Мурза С Манипуляция сознанием. - М., 200S; Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994. [6]
23. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке // Психология мотивации и эмоции. - М., 2006;[4]
24. Петров Л.В, Массовые психологические явления (страхи, паника, бунт) в социокультурной системе города // Город и культура. - СПб.» 1992
25. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. - СПб., 2002;[9]
26. Мозговая A.B. Риск как социологическая категория // Социология 4M. -2006. - №22
27. Матвеева С.Я.. Шяяпентих В-Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. -Новосибирск, 2000