Введение
1 Молодежь как социальная общность
2 Понятие социального страха
3 Основные социальные страхи российской молодежи
Заключение
Список используемой литературы
Курсовая работа|Социология
Авторство: Marivanna
Год: 2013 | Страниц: 27
Введение
1 Молодежь как социальная общность
2 Понятие социального страха
3 Основные социальные страхи российской молодежи
Заключение
Список используемой литературы
Самой загадочной и не предсказуемой социальной группой в современной России является молодежь.
Понятие «молодежь» не имеет четкого определения в социологии. Многие считают, что молодежь - это социальная группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Максималистические взгляды на жизнь, подвижность системы ценностей, неустоявшееся мировоззрение - молодые люди наиболее подвержены влиянию со стороны, что несомненно влияет на формирование личности молодого человека, и не всегда этот процесс проходит позитивно. Любое отклонение может оставить глубокий след в сознании, что в дальнейшем может перерасти в социальный страх.
По моему мнению, исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
Актуальность исследования также определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у молодых людей, на которые указывают многочисленные авторы (А.И. Захаров, Г.А. Шалимова и многие др.)
Таким образом, из сказанного выше следует, что исследование социальных страхов очень актуально в современном российском обществе, особенно в молодежной среде, так как молодой человек является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды.
Степень научной разработанности
В российской и зарубежной науке процесс становления личности подростка исследовался очень активно, и, прежде всего, в контексте социализации. Среди зарубежных исследователей можно назвать Г.Лассвела, М. Спиро, Д. Инхама, Т. Шибутани, Дж. Вольпье. Среди отечественных исследователей выделяются В. Т. Лисовский, М. К. Горшков, Д. И. Баринов и многие другие.
Проводились многочисленные исследования социальными институтами РАН, ВЦИОМ, различными исследовательскими центрами, такими как Левада-Центр. Сюда также можно отнести социологические наблюдения, опросы населения, интервью, эксперименты («Крошка Альберт» проведенный Джоном Уотсоном), статьи, например, Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога, Щербатых Ю.В. Избавься от страха, Психология страха, Берзин А. Работа с чувством страха и многие другие.
Объект исследования ─ молодежь российского общества.
Предмет исследования ─ социальные страхи.
Цель исследования ─ выявить и проанализировать основные социальные страхи российской молодежи.
Задачи:
1. Изучить молодежь как социальную общность.
2. Изучить понятие социального страха.
3. Выявить основные социальные страхи российской молодежи.
Гипотеза: наиболее распространенный в молодежной среде социальный страх ─ это страх потери материальных средств.
Теоретическая основа исследования составляют теории среднего уровня в работах Дж. Вольпье, М. К. Горшкова, Д. И. Баринова, В. Т. Лисовского.
Методологическую базу курсового исследования составляют следующие принципы, подходы, методы исследовательской практики:
- структурно-функциональный подход, рассматривающий молодежь как целостную систему, имеющую собственную структуру и выявляющий ее функциональные особенности;
- сравнительный метод, позволяющий выявить и охарактеризовать различные виды социальных страхов.
Метод исследования ─ вторичный анализ данных.
Новизна. Выявлены и проанализированы основные виды социальных страхов распространенных в молодежной среде Россий, а также определен наиболее распространенный социальный страх российской молодежи.
Практическая значимость. Материал исследования можно использовать для публикаций, в лекционных курсах по социальной психологии, социологии и педагогике. Результаты исследования могут быть интересны для педагогов и психологов; служить основанием для разработки рекомендаций и методик взаимодействия с современной молодежью в учебных учреждениях; помочь родителям проблемных подростков лучше понять своих детей и преодолеть существующие трудности в общении с ними.
1 Молодежь как социальная общность
Чтобы рассмотреть страхи молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.
Разногласия между учеными по поводу определения понятия молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную общность, возрастных границ, социального положения имеют долгую историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в других научных школах.
В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции».[1]
1. Лисовский В. Т. Социология молодежи Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета. 1996. 27 с.
2. Головатый Н. Ф. Социология молодежи [Электронный ресурс] // Учебное пособие: [сайт]. [2001]. URL: http://socioline.ru/pages/nf-golovatyj-sotsiologiya-molodezhi.
3. Молодежь как социальная группа [Электронный ресурс] // Единый портал обществознание: [сайт] [2009]. URL: http://humanitar.ru/page/ch7_3 (дата обращения 9.11.2013).
4. Социология молодёжи [Электронный ресурс] //Электронная энциклопедия [сайт] URL: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Социология_молодежи&oldid=56230976&diff=cur&diffonly=0. (дата обращения 16.11.2013.).
5. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность. К.: Основа. 2012. 39 с.
6. Щербатых Ю.В. Избавься от страха. — М.: Эксмо, 2011. 304 с.
7. Баринов Д. Н. Страхи и тревоги в современной России: социальное самочувствие россиян в условиях кризиса //Философия. Социология. Культурология. 2009. С. 74–78.
8. Стресс и счастье ─ на одну букву [Электронный ресурс] // Реестр электронных научных изданий [сайт]. [2010] URL:http://www.no-stress.ru/anxiety/get_rid_of_it/social_fears.html
9. Страхи и фобии [Электронный ресурс] // Реестр электронных научных изданий [сайт] URL: http://ctraxi.ru/cosial.html
10. Ural Student. Что тревожит современную молодежь? [сайт]. [2008] URL: http://www.uralstudent.ru/articles/eto-interesno/2115403/
11. Институт социологии РАН ─ «Молодежь новой России: ценностные приоритеты». [сайт]. [2007] URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html.
12. Щербатых Ю.В.Психология страха. - М.:Эксмо, 2007
13. Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций Питер, 2007.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!