Курсовая работа|Социология

Курсовая Трансформация ценностных ориентаций молодёжи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2013 | Страниц: 29

Введение

1.Молодёжь как социальная группа и объект социологических исследований

2.Особенности ценностных ориентаций молодёжи 70-80-90 гг. и современной молодёжи

3.Тенденции изменений ценностных ориентаций молодёжи

Заключение

Список использованной литературы

Обоснование актуальности исследования: Актуальность заключается в том, что изучения ценностных ориентаций молодёжи обусловлена проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения. Особую остроту сегодня приобрело изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В настоящее время существует очень мало работ посвященных профессиональным ценностям, а также нет четкого определения профессиональных ценностей. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

Изменение ценностных ориентаций необходимо представлять как различные состояния ценностного сознания молодежи, которые характеризуют тот или иной тип ценностной ориентации, в частности: сохранение старой ценностной системы личности; развитие человека через его обогащение внутренним содержанием ценностных ориентаций.

Изучениеценностных ориентаций молодежи Российской Федерации предусматривало не только выявление современных ценностных приоритетов молодого поколения, но и изучение процесса трансформации его ценностных ориентаций.Это связано с тем, что в условиях, когда в российском обществе не стало стабильности, роль общечеловеческих ценностей становится более значимой.

Они выступают в качестве сильных мотиваторов в поведении индивидов и широкого круга общественности, ведущими систему к тому или иному будущему, так как основная функция ценностных ориентаций: регуляция поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях.

Ценностные ориентации молодежи являются одним из особенно актуальных предметов изучения, поскольку, с одной стороны, они, через некоторое время, станут характерны для целого поколения уже взрослых людей, а с другой являются отражением жизненных ориентиров, существующих на данный момент. Так же кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей.

При исследовании трансформации ценностных ориентаций важно учитывать действие двух механизмов – преемственности и изменчивости. Изменение ценностных ориентаций необходимо представлять как различные состояния ценностного сознания молодежи, которые характеризуют тот или иной тип ценностной ориентации, в частности: сохранение старой ценностной системы личности; развитие человека через его обогащение внутренним содержанием ценностных ориентаций.

Степень научной разработанности: В нашей стране опубликовано немало работ, имеющих отношение к исследуемой теме. Большую ценность представляют исследования методологического характера, закладывающие основы отечественной социологии молодежи, научные предпосылки анализа специфики жизнедеятельности молодого поколения в обществе.

Изучали ценностные ориентации молодёжи С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Ж.Т. Тощенко, В.И. Чупров, В.Н. Шубкин существенным образом способствовали авторскому видению исследуемой проблемы в целом.

Важное значение для более глубокого понимания ценностных проблем и направленности эволюции ценностных ориентаций имели труды В.Л. Алтухова, А.С. Ахиезера, М.А. Барга, Г.Г. Дилигенского, Н.Н. Моисеева, посвященные теории и методологии познания процессов исторического развития цивилизации.

Исследовали саморегуляцию и прогнозирование социального поведения личности (1979; Водзинская В.В.) .

Опирались в своих исследованиях на исходные характеристики морали, ее сущностные определения и исторические формы Р.Г. Апресяна, В.А. Василенко, В.Т. Ганжина, Г.Н. Гумницкого, А.А. Гусейнова, М.Г. Журавлева.

Объектом исследования выступает молодежь.

Предмет исследования являются изменения структуры ценностных ориентаций молодёжи.

Цель исследования: изучить трансформации ценностных ориентаций молодежи.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать молодёжь как социальную группу и как объект социологических исследований;

2) рассмотреть особенности ценностных ориентаций молодёжи 70-80 гг. и современной молодёжи);

3) сравнить и выявить тенденции изменений ценностных ориентаций молодёжи разных поколений;

Гипотеза: Ценностные ориентации современной молодёжи значительно отличаются от ценностей молодёжи 70-80 -90 гг.

Теоретическую основу исследования составили научные работы : Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова и др., а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих, выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов.

В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений. Наконец в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и «переосмысления ценностей» в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина .

Методологическая основа исследования: Построена на принципах объективности и системности, используется междисциплинарный подход.

Методы исследования: В исследовании использовались такие методы как анализ теоретического материала, вторичный анализ социологических данных.

Новизна работызаключается в том.что на основании результатов конкретных социологических исследований определено содержание ценностных ориентаций молодёжи,проанализирована динамика и характер изменения ценностных ориентаций.

Практическая значимостьобусловлена тем, что в дальнейшем возможно применение результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с исследованием ценностных ориентаций молодёжи.

1. Молодёжь как социальная группа и объект социологических исследований.

Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а потому не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.

Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: "Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет".[3]

Как правило, этот период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость — это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности зависят от социальных условий. [4]Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».

1 Данилова Е.А. Ценности современной российской» провинции// Журнал : Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки .2009. [ Электронный ресурс]URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 20.11.13)

2 Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян. СОЦИС 2009 №7

3Исламшина Т.Г., Максимова О.А. Дифференциация ценностных

ориентаций молодёжи // Социологические исследования. 2012

4 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.,2008.

5Ефимова Е.И. Журнал/Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова// Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией/ 2010.http://elibrary.ru (дата обращения 20.11.13)

6Халина Н.В. Журнал/Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена/Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях.2010 (дата обращения 20.11.13) с. 16-21

7 Кулешова Е.Н.Журнал/Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова/Ценности молодёжи .2012.http://elibrary.ru (дата обращения 20.11.13)

8 Данилова Е.А. Ценности современной российской» провинции// Журнал: Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки .2009. [ Электронный ресурс]URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 20.11.13)

9АНО Левада-Центр [Электронный ресурс ] URL :http://www.levada.ru

10 Семенов В.Е// социологические исследования URL:http://myunivercity.ru/

11Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. СОЦИС 2008. №2[Электронный ресурс ]URL:http://www.isras.ru (дата обращения 20.11.13)

12Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 2008 №4 [Электронный ресурс ]URL:http://dagdiplom.ru/(дата обращения 20.11.13)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское