Актуальность темы. Современные выпускники высших учебных заведений уже не смотрят на мир через розовые очки и напрочь лишены иллюзий по поводу того, что с дипломом о высшем образовании им открыты все горизонты успешной профессиональной деятельности.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время найти достойную, высокооплачиваемую работу – это достаточно долгий, трудоемкий процесс. А людям, не имеющим хорошего образования, это вдвойне трудно, а иногда даже невозможно. Рынок труда насыщен всевозможными вакансиями, так почему же в нашей стране безработица – это одна из острейших проблем современности и разрешение этого вопроса проходит настолько медленно, что результаты еле уловимы и, кажется, дело не сдвигается с мертвой точки.
В зоне риска находятся исключительно все, особенно молодежь. Несколько лет образования, бессонных ночей, упорного труда, к сожалению, довольно – таки часто не приносят желаемого результата: получив высшее образование и диплом, у выпускника ВУЗа появляются проблемы с поиском рабочего места. Многие работодатели предпочитают принимать людей с опытом работы, в то время как у «свежих» специалистов не остается шанса занять достойное место в жизни. Получается, замкнутый круг, из которого лишь малой части молодых людей удается выбраться и несмотря ни на что найти себе занятие по душе. Современная реальность вынуждает студентов жертвовать учебой (на последнем курсе практически полностью) для того, чтобы приобрести некоторый опыт работы. И это единственный способ соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные возможности вхождения в профессию (практика на предприятиях, фирмах, учреждениях, участие в совместных проектах и т. д.) существуют лишь формально. Мало просто найти работу, куда сложнее найти работу по специальности. Реальность процесса трудоустройства выпускников сурова: мало того, что молодому специалисту устроиться без опыта работы куда-либо практически невозможно, так еще и возможность работать по своей специальности нечасто предоставляется.
Теоретически, каждый должен заниматься своим делом. На практике же всё с точностью наоборот. По данным Росстата известно, что по специальности работают лишь 40% Россиян, а 10% населения работает по специальности, близкой к полученной. Печально осознавать, что более половины работающих в России занимаются не тем, чем должны. Отсюда и возникают проблемы во многих отраслях экономики, потому что специалист, в совершенстве знающий свое дело, должен делать то, что умеет и может, а не тратить свои знания и талант понапрасну.
Очень часто выпускники ВУЗов не могут найти работу, потому что их не устраивает размер заработной платы. Это всего лишь вопрос времени, если выпускник устроится на работу по специальности, приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.
Каждый год в зависимости от состояния экономики, рынку труда требуются специалисты в тех или иных областях. ВУЗы же зачастую предлагают специальности и профессии, которые не соответствуют запросам рынка труда. В целом же в России ни качество образования, ни востребованность получаемой профессии не освобождают выпускников от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве – самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. В подавляющем большинстве случаев информацию о потенциальном месте работы студенты получают от друзей, родственников, знакомых; почти половина выпускников черпает информацию в Интернете и СМИ. Практически не играют роли в решении информационных задач по проблемам трудоустройства организуемые службами занятости ярмарки вакансий и презентации фирм в вузах, а также общественные студенческие организации. Индивидуальный подход к проблеме трудоустройства выпускников профессионального образования, несомненно, повысит их конкурентоспособность на рынке труда. Таким образом, чтобы получить достойное рабочее место и хорошую заработную плату, молодой человек должен на все 100% использовать данные ему возможности образования, реализовывать свои знания, навыки и умения, быть максимально самостоятельным и, несомненно, верить в свои силы.
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.
Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания ВУЗа, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны – несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально – личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема трудоустройства выпускников ВУЗов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной и требовать особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.
Степень научной разработанности. Научные поиски в области социологии труда и занятости, социологии образования, социологии молодежи, научные публикации по проблемам безработицы, социальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов фокусируются на вопросах социализации и профессиональной адаптации, выбора жизненного и профессионального пути, образа и стиля жизни. Одна из первых работ принадлежит Н.В. Гончаровой, в которой на основе эмпирической базы определены группы противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием, установлены существенные характеристики выпускников вузов при приеме на работу, выявлены факторы значимые для выпускников при трудоустройстве [1, с. 105-112]. Также этой проблеме посвящены классические теории о происхождении и сущности социальных институтов и социального порядка (М.Вебер, Т.Гоббс, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Т.Парсонс; Г.М.Андреева, Е.С.Кузьмин, Е.В.Шорохова и др.); социологические исследования социальных институтов, нашедшие отражение в работах саратовских социологов О.Н.Ежова, Л.В.Константиновой, Н.И.Ловцовой, Т.Н. Черняевой, Е.Р.Ярской-Смирновой, В.Н.Ярской.
Объект исследования – процесс трудоустройства.
Предмет исследования – проблема трудоустройства выпускников ВУЗов.
Цель исследования – изучение процесса трудоустройства выпускников ВУЗов как системы, направленной на профессиональное самоопределение и адаптацию к рынку труда.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть основные понятия: «рынок труда», «безработица», «трудоустройство»;
2) Изучить трудоустройство выпускников ВУЗов как социальный процесс;
3) Провести вторичный анализ данных исследования по проблеме трудоустройства выпускников ВУЗов;
4) Рассмотреть необходимые меры по оптимизации трудоустройства выпускников ВУЗов.
Гипотеза – предполагается, что выпускники ВУЗов на рынке труда сталкиваются со многими трудностями в силу того, что не имеют практических профессиональных навыков и нуждаются в помощи, как со стороны окружающих их людей, так и государства.
Теоретическую основу исследования составляют: теории происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка (М.Вебер, Норт, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Т.Парсонс, Н.Флигстина), теории формирования рынка труда в условиях переходного периода (С.Кларк, И.М.Козина, Р.И.Капелюшников, В.Гимпельсон), теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых в области социологии образования (П.Бурдье, Ф.Р. Филиппов, Г.Е.Зборовский,).
К методологической основе исследования относятся: принципы критического анализа социальной политики и социальной работы (П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова, В.Н.Ярская); труды по методологии исследования В.А.Ядова, В.Н. Ярской. Методологические принципы эмпирического исследования базировались на подходах А.А.Ддова, И.Ф.Девятко, П.В.Романова, Е.Р.Ярской-Смирновой.
В курсовой работе использовались следующие методы исследования: метод анализа теоретического и практического материала по теме исследования, метод опроса.
Эмпирическую базу исследования составил вторичный анализ данных проведенного социологического исследования на сайте «Анкетер» в октябре 2013 года.
Научная новизна. Проведен вторичный анализ данных социологического исследования, в результате которого были рассмотрены проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов и предложены способы их решения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для решения проблем, связанных с организацией управления процессом трудоустройства выпускников образовательных учреждений и способствовать дальнейшей их теоретической разработке.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 Теоретические основы исследования проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов
1.1. Понятия рынка труда, безработицы и трудоустройства
Прежде чем перейти к исследуемой проблеме трудоустройства выпускников ВУЗов, изучим такие понятия, как «рынок труда», «безработица», «трудоустройство».
Очень часто понятие «рынок труда» употребляется как синоним таким понятиям как «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов». В определении Р. Дж.Эренберга, Р.С.Смита: «Рынок труда состоит из всех тех, кто покупает или продает труд» [1, с. 32].
Понятие «рынок труда» появилось в России в связи с переходом страны к рыночной экономике. Началом образования рынка труда в нашей стране следует считать 1991 год, когда реально начались реформы в экономике и социальной сфере, а также был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Под рынком труда понимается система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда
1 Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 105-112.
2 Р.Дж. Эренберг, Р.С. Смит // Современная экономика труда. Теория и государственная политика 800 с. 2011.
3 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, - 495 с. - (Б-ка словарей "ИНФРА-М") 2010.
4 Левицкая И.Е., Петровская О.А. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов // Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник».
5 Мазин А., Мазина А. Выпускники вузов на рынке труда // Человек и труд. 2011. № 5 с. 34-38.
6 Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2010. - N 9. - С. 41 - 47.
7 Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. — Москва, 2011 г.
8 Огилько И. Работа как подарок // Российская газета. Федеральный выпуск № 5616 (240), от 26.10.2011 г.
9 Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1—5. С. 62—63.
10 Дмитриева Ю. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2009, № 8.
11 Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С.Викторов., А.Ж. Макашева // Трудовое право.-2009-№.8.
12 Интернет-сайт «Анкетер» [www. Anketer.ru].
13 Исследовательский центр портала Superjob.ru.