Введение
1 Молодежь как особая социально–демографическая группа
2 Ценности и ценностные ориентации молодежи: понятия, виды
3 Основные ценности современной молодежи
Заключение
Список использованных источников
Курсовая работа|Социология
Авторство: Marivanna
Год: 2013 | Страниц: 38
Введение
1 Молодежь как особая социально–демографическая группа
2 Ценности и ценностные ориентации молодежи: понятия, виды
3 Основные ценности современной молодежи
Заключение
Список использованных источников
Проблема исследования ценностных ориентацией у молодежи остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у современной молодежи. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Изучение ценностных ориентаций молодежи обусловлено появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в молодом возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее. Изучения ценностных ориентаций молодежи актуально, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводство нормативных правил поведения. К важным и актуальным особенностям возрастной группы современной молодежи также можно отнести усложнение процессов формирования системы ценностей, связанное с системным кризисом, перехода к рыночным отношениям. Такой кризис затрудняет воспроизводство существующих общественных структур, традиций, норм, а также формирование и развитие общества в целом.
Данное исследование было бы невозможным без изучения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам молодежи, как особой социальной группы, ее ценностей и ценностных ориентаций в условиях современного общества. Внимание отечественных исследователей, обращено к системе ценностей общества начиная с 60–х гг. прошлого века. Теоретическую основу российской аксиологии составляют работы таких авторов, как Анисимов С.Ф., Антонович И.И., Архангельский Л.М., Бакурадзе К.С, Блюмкин В.А., Василенко В.А., Гречаный В.В., Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г., Каган М.С., Кислов Б.А., Кон И.С., Коршунов A.M., Любимова Т.Б., Майзель И.А., Нарский И.С., Прозерский В.В., Ручка А.А., Тугаринов В.П., Харчев А.Г., Шердаков В.Н., и др. В трудах этих исследователей рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с онтологическими вопросами теории ценностей. Так же, исследовались исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии, этике и эстетике, объяснялось отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследовались формы и способы существования ценностей. С начала 70–х гг. объектом исследования в работах Верецкой А.И., Груздовой Е.М., Здравомыслова А.Г., Золотухиной Е.В., Пенькова Е.М., Соколовой Е.Ф., Ядова В.А. и др. становятся структура и содержание систем общественных и личных ценностей, иерархическое строение системы ценностей, влияние различных факторов на формирование и изменение системы ценностей. В последние годы внимание отечественных исследователей обращено преимущественно на анализ кризиса системы ценностей и тех конкретных изменений, которые происходят с ценностными ориентациями различных групп российского общества. Появилась возможность обратиться и к мировому опыту в деле анализа системы ценностей, стали доступны фундаментальные исследования западных авторов в области аксиологии, а также ранее недоступные работы отечественных авторов.
Объектом исследования является молодежь.
Предметом исследования – ценностные ориентации молодежи современного российского общества.
Цель исследования заключается в выявлении специфики ценностей и ценностных ориентаций современной российской молодежи.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
Охарактеризовать современной молодежи (молодежь в ценностном измерении);
Ценностные ориентации молодежи: понятия, виды;
Определить базовые ценности молодежи.
Гипотеза курсовой работы состоит в том, базовые ценности современной молодежи в трансформирующемся обществе отражают изменения, происходящие в нем на протяжении последних лет.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды В.Т. Лисовского. Он определяет молодежь следующим образом: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Ценностные ориентации молодёжи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе. Большой вклад также в изучение ценностных ориентаций также внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.Г. Здравомыслов и другие.
Методологическую основу исследования составляет системный подход, структурно-функциональный анализ, формационный, цивилизационный и аксикологический подходы.
Методы исследования: вторичный анализ теоретического и фактического материала.
Теоретической базой исследования стали основные подходы к определению понятия молодежи, выявление её специфических особенностей В.Т. Лисовского, В.В. Ядова, И.С. Кона; сущности ценностных ориентаций и системы ценностей в работах В.С. Бакирова, А.Г. Ионина, А.Г. Здравомыслова, В.Г. Алексеева и других.
Научная новизна курсовой работы заключается в том, что в результате вторичного анализа эмпирического и теоретического материала удалось определить основные ценности и ценностные ориентации современной молодежи.
Практическая значимость исследования. Перспективы разработки теоретических вопросов формирования ценностных ориентаций у молодежи представляет практический интерес для органов государственной власти, управления образованием, областных, городских и районных администраций, общественных организаций, регулирующих поведение современной молодежи.
1 Молодежь как особая социально–демографическая группа
Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.
Молодежь – это большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).[1]
Можно заметить, что к этой общественной группе относится большое количества населения, и каждый является личностью. По результатам Всероссийской переписи населения за 2010 г. видно, что численность населения РФ – 142,8 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2010 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 2002 г. – 14,0%). Возрастная категория 20-29 лет в 2010 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 2002 г.
В соответствии с данными молодое поколение 14-30 лет в 2010 г. составляло – 34,9 млн. человек.[1]
1. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Современное общество. – 2009. – №2. – С. 94-104.
2. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. – СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2010. – 460 с.
3. Баева Л.В. Баев Л.В. Ценности молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Л.В. Баева; Л.В. Баев // Философия образования. - 2011. - №1. - С. 33-44.
4. Волкос Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов – н./Д.: Феникс, 2011. – 576 с.
5. Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России / З.Т. Голенкова // Социс. - 2012. - № 10.
6. Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2009. - № 2. - С. 121-127.
7. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ /К. Музыбаев // Журнал социологии и соц. антропологии. – 2011. – т 7, №1. – С.175-189.
8. Хлопова В., Озерникова Ж.Г. Трудовые ценности молодежи. // Народонаселение. – 2010 – №4. – с. 66 – 73.
9. Социальные трансформации в России: теории, практики. Сравнительный анализ. / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Социум, 2010. – 362
10. Трещинская Е.А. Некоторые подходы к гендерно – ориентированной социальной работе с молодежью. Опыт проведения социологического исследования. // Социологические исследования. – 2012. – №4
11. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 2009. – 543 с.
12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 509 с.
13. Кухтерина Е.А. Личностный рост как основа вертикальной социальной
мобильности молодежи // Вестник УГТУ – УПИ. Актуальные проблемы социологии: Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2009. – №4(24). – С. 284 – 286.
14. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 2011. – 222 с.
15. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда. // Социологические исследования. – 2011. – № 4. – С. 99 – 106.
16. Лапин Н.И. О многом и едином в российской трансформации // Общественные науки и современность – 2010. – № 2. – С. 106 – 111.
17. Войцеховский К. Развитие личности и ценности. // Моральные ценности и личность. / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М.: Изд – во МГУ, 2012. – С.247 – 154.
18. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. – 2011. – №1. – С.96 – 105.
19. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. – М.: Социум, 2009. – 482 с.
20. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журн. — 2011. — Т.5. — № 5. — с.63-70.
21. Будинайте, Г.Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психол. — 2010. — № 5. — с.99-105.
22. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2011. — № 1. — с.58-65.
23. Институт социологии РАН: Социологическое исследование «Ценностные ориентации современной молодежи». – 2012.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!