Актуальность. Исторический опыт развития человечества показывает, что ценностные системы в условиях стабильности могут существовать и функционировать достаточно длительное время, как десятилетия, так и века. В условиях же кризисов эти системы часто претерпевают существенную трансформацию. К настоящему времени стало очевидным, что тот социально-экономический и политический кризис, в котором на протяжении последних десятилетий пребывает российское общество, привёл к кризису духовному, мировоззренческому, а это в свою очередь привело к трансформации системы и иерархии ценностей и ценностных ориентаций российского общества.
Происходящие процессы трансформации систем ценностей и ценностных ориентаций в современном российском обществе в большей степени затрагивают молодёжь, чем другие слои населения, ввиду особой восприимчивости, незащищённости, а также социальной мобильности молодёжи. В связи с этим проблема изучения, формирования ценностных ориентаций молодёжи в условиях реформируемого общества, их структуры и динамики является особенно актуальной.
В России произошла дезинтеграция традиционных институтов социализации общества в передаче молодому поколению социально значимых ценностей и норм поведения. Упало влияние институтов семьи, школы, системы образования и института труда и трудовой деятельности, общественных объединений и движений, государства и других. В тоже время наблюдается повышение влияния института религии. Произошла формализация подходов со стороны государства к осуществлению государственной молодёжной политики. Всё это в совокупности закономерно привело к увеличению целого ряда негативных явлений (нигилизма, потребительства, девиантного поведения, абсентеизма и др.). В этих условиях проблемы формирования систем ценностей и ценностных ориентаций современной российской молодёжи, эффективности осуществления молодёжной политики в этой сфере приобретают особое значение.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется: во-первых, процессами трансформации систем ценностей и ценностных ориентаций в современном российском обществе; во-вторых, тем, что происходящие процессы, в большей степени, затрагивают именно молодёжь, чем другие слои населения; в-третьих, тем, что осуществляемая молодёжная политика не в достаточной мере отражает систему ценностей и ценностных ориентаций современной российской молодёжи и не направлена на формирование традиционных ценностей российского общества.
Степень научной разработанности. Ценности и ценностные ориентации молодёжи, процесс их формирования и методы их измерения рассматриваются и изучаются целым рядом социально-гуманитарных наук – философией аксиологией, социологией, культурологией, социальной психологией, педагогикой и другими. Каждая из этих наук, исследуя свой аспект данной проблематики, опирается на большую теоретико-методологическую и эмпирическую базу. Интерес к этой проблематике наблюдался уже в античности, большое влияние на формирование и изучение данной тематики оказали мыслители и ученые рубежа XIX-XX веков, пытающиеся осмыслить происходящие широкомасштабные изменения в мировоззрении и образе жизни своих современников.
Большое внимание пониманию сущности ценностей и ценностных ориентаций, процессов их формирования уделялось в трудах западных учёных: Р. Г. Лотце, Н. Гартмана, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф. Ницше, Э. Дюркгейма, В. Виндельбанда, В. Дильтея, В. Парето, М. Вебера, Э. Гуссерля, М. Шелера, О. Шпенглера, Г. Риккерта, А. Мейнонга, З. Фрейда, Р. Б. Пери, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса, Дж. Мида, К. Манхейма, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Т. Адорно, М. Рокича, Г. Маркузе, А. Тойнби, Д. Белла, Т. Парсонса, Ж. Бодрийяра и других.
В изучении ценностей и ценностных ориентаций выделяется несколько направлений и соответствующих им теорий, дающих различную трактовку природе этих явлений. Это: натуралистический психологизм, трансцендентализм, социологизм, культурно-исторический релятивизм, персоналистический онтологизм. К изучению данной проблематики обращались русские мыслители и учёные: Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. А. Шестов, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин и многие другие.
С 20-х по 80-е годы XX века в отечественных науках обозначенная тематика рассматривалась преимущественно с позиций марксистского подхода, как антипод «буржуазным» учениям, что, естественно, наложило определённый отпечаток на весь характер исследовательской практики. Однако, в настоящее время, учитывая особенности, неповторимость и своеобразие развития российского общества и науки, данное обстоятельство и вызванные им перегибы и недостатки в значительной степени преодолены и устранены.
К исследованиям ценностей и ценностных ориентаций молодёжи, их структуре, процессам их формирования и трансформации обращалась целая плеяда отечественных учёных: С. Ф. Анисимов, С. И. Григорьев, А. А. Гусейнов, В. И. Добреньков, В. В. Журавлев, А. Г. Здравомыслов, Ю. А. Зубок, А. С. Капто, И. С. Кон, Т. Н. Кухтевич, Н. И. Лапин, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, Н. Л. Смакотина, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и другие.
Среди отечественных авторов изучающих роль и место молодежной политики в формировании ценностных ориентаций современной российской молодёжи, прежде всего, следует выделить: И. М. Ильинского, В. И. Чупрова, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, А. И. Ковалеву, Т. Н. Кухтевич.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему «Ценностные ориентации современной молодежи» актуальной и своевременной.
Объект исследования – молодежь как социальная группа.
Предмет исследования - ценностные ориентации молодежи.
Цель работы: Проанализировать специфику ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи работы:
1) Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в социологии.
2)Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.
3)Проанализировать причины и предпосылки формирования ценностей
современной молодежи.
4)Рассмотреть систему ценностей молодого поколения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с исследованием ценностных ориентаций молодежи.
Гипотеза: Мы предполагаем, что ценностные ориентации современной молодежи имеют специфические черты, отражающие изменения в общественной жизни.
Научная новизна исследования заключается в обосновании процессов трансформации систем ценностей и ценностных ориентаций в современном российском обществе и тем и определения причин и предпосылок необходимых для формирования молодежной политики отражающих систему ценностей и ценностных ориентаций современной российской молодёжи.
Научная новизна, заключается в выявлении основных условий и принципов становления ценностных ориентаций молодежи, в определении содержания и методов работы, а также в эксперементально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.
1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования социологии
1.1 Исследование динамики исследований ценностных ориентаций в социологии
В социологии ценностные ориентации - не просто одно из важнейших проявлений массового сознания, а его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания молодежи. Вот почему анализ состояния и развития базовых ценностных ориентаций молодежи под воздействием социальных процессов занимает центральное место в социологии.
Тема ценностных ориентаций молодёжи находит отражение в работах отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются проблемы общественного развития, анализируются основные философские, историко-политические, экономические, социальные аспекты теории и практики этого явления.
1. Беспалова, Ю. М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) /Ю. М. Беспалова, С. М. Герцен //Вестник Тюменского государственного университета. 2009.- № 4.- С. 117-126.
2. Вдовиченко, В. П. Ценностные ориентации современной молодежи: (Обзор социологических исследований)/ В. П. Вдовиченко // Школьная библиотека. - 2004. - N 3. - С. 1-16. - Библиогр.: С. 16.
3. Димитрюк, Ю. С. О формировании ценностных ориентаций в ходе обучения и воспитания школьной и студенческой молодёжи /Ю. С. Димитрюк //Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 4 (2). - С. 20-25.
4. Джантуева, Ф. Р. Ценностные ориентации молодежи/ Ф.Р.
Джантуева //Аспирант и соискатель. 2008. -№ 4.- С. 79-82.
5. Елишев, С.О. Молодёжная политика в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи /С.О. Елишев// Пространство и Время. - 2012. - № 1.- С. 113-119
6. Миллер, Е. В. Влияние молодёжной политики на формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи /Е. В. Миллер //Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 4. - С. 395-403.
7. Нарбут, Н. П. Ценностные ориентации студенческой молодежи в трансформирующемся обществе /Н. П. Нарбут, И. В. Троцук //
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2008. - № 4. - С. 66-77.
8. Орлова, В. В. Ценностные ориентации и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе развития российского общества/ В.В.Орлова //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2009. - № 1. - С. 71-75.
9. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. СОЦИС- 2008.- №2.-С.27.
10. Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 2007.- №4.
11. Смирнова, Е. Л. Формирование ценностных ориентаций молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье/ Е. Л. Смирнова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - N 5. - С.172-174.
12. Смирнова, Е. Л. Ценностные ориентации молодежи на этапе дотрудовой социализации/ Е. Л. Смирнова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - N 3. - С.192-195.
13. Социология под ред. Профессора Лавриненко. 3-е издание переработанное и дополненное. Москва 2008.- С.78.
14. Шагивалеева, Э. Р. Изучение ценностных ориентаций современной молодёжи/ Э. Р. Шагивалеева, Г. Р. Шагивалеева//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2012. - № 1.- С. 156.
15. Черемошкина, Л. В. Ценностные ориентации современной молодежи как основа социальной ответственности /Л. В.Черемошкина //Социальная политика и социология. - 2006. - № 3.- С. 146-154.
16. Харчев А. Г. Современная семья и её проблемы. – М., 2008.- С.78.