Введение
1 Роль интернета и интернет-зависимости в молодежной среде
1.1 Понятие интернета и его влияние на молодёжь
1.2 Понятие интернет-зависимости
2 Зависимость от интернета и социальных сетей
2.1 Уровень интернет-зависимости у молодежи
2.2 Зависимость молодежи от социальных сетей
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Сейчас XXI век – время компьютерных и продвинутых информационных технологий. И многое подавляющее число молодежи даже боятся представить свою жизнь без своего компьютера, планшета, телефона или любого другого устройства, позволяющего находиться он-лайн. С одной стороны, интернет это великолепный способ общаться с друзьями и обмениваться с ними различной информацией, быть в курсе новых событий, зарабатывать деньги, не выходя из дома и тут же их тратить.
Но с другой стороны, интернет – это огромная сеть, так же известная под названием "Всемирная паутина", где застревают миллионы молодых людей со всего мира ежедневно. Для многих из них реальная жизнь перестала существовать, и они полностью погрузились в так называемую виртуальную реальность, и не исключено, что они подвержены интернет-зависимости. Ведь больше не нужно ходить в кинотеатр, либо на концерт любимой группы, не надо ходить в библиотеку в поисках нужной книги, и тратить время, что бы сходить в магазин, всю необходимую нам информацию можно получить, не отходя от экрана монитора.
Актуальность исследования интернет-зависимости в молодёжной среде определяется, во-первых, постоянным увеличением числа пользователей интернета среди молодёжи. Во-вторых, тем, что чрезмерное увлечение к интернету, разрушающе действует на молодежь и при этом вызывает негативное влияние на психику. Психологическая зависимость от необходимости постоянного нахождения он-лайн приводит к тому, что самая активная часть общества становится замкнутой, предпочитая виртуальное общение реальному, становится заметна явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме.
Таким образом, интернет оказывает большое влияние на молодежь в целом, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, а самое главное в простоте употребления. Ведь люди, которые страдают от дефицита в общении и социально-неадаптированные к другим членам социума, ищут свое спасения в интернете, благодаря чему становятся интернет-зависимыми.
Степень научной разработанности проблемы. Отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Крайне мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в молодежной среде.
Исследованию данного аспекта проблемы занимался психиатр из Америки И. Голдберг и клинический психолог К. Янг, которые могут считаться родоначальниками изучения психологической зависимости от интернета.
Объект исследования: Интернет.
Предмет исследования: Интернет-зависимость молодежи.
Цель исследования состоит в изучение зависимости молодежи от Интернета.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие интернет и изучить его влияние на молодёжь.
2) Рассмотреть понятие интернет-зависимость.
3) Выявить уровень интернет-зависимости у молодежи.
4) Рассмотреть зависимость молодежи от социальных сетей.
Гипотеза исследования.
1) Среди молодёжи наблюдается высокий уровень зависимости от интернета.
2) Среди молодёжи наблюдается высокий уровень зависимости от социальных сетей.
Теоретическая основа исследования. Понятие интернет по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук и отдельные исследователи. Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как Интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме.
Методологическую базу исследования составляет психологический подход, субъективный подход к личности и социокультурный подход.
Методы исследования:
1) Анализ литературы по теме исследования.
2) Вторичный анализ данных, проведенных по данной проблеме.
3) Метод анкетирования.
Эмпирическая база исследования: В ноябре 2013 года было проведено анонимное социологическое исследование по выявлению интернет-зависимости среди студентов Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ), 2 курса, в количестве 20 респондентов в возрасте от 18-25 лет.
Научная новизна: Было проведено анонимное анкетирование, в результате которого были получены данные об уровни зависимости студентов КубГТУ от интернета и социальных сетей, который показал, что студенты не имеют высокую зависимость от интернета и социальных сетей.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть полезны высшим учебным заведениям в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики интернет-зависимости в молодежном возрасте. Так же результаты исследования могут быть использованы преподавателями высшей школы при разработке учебных курсов, социальной психологии личности, социально-психологическим последствиям информатизации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) выводов, заключения, списка литературы и приложения.
1 Роль интернета и интернет-зависимости в молодежной среде
1.1 Понятие интернета и его влияние на молодёжь
На сегодняшний день одной из ежедневных потребностей человека становится интернет. Его используют постоянно и всюду, где бы мы ни находились, будь то встреча с друзьями в кофе или, например, учеба. Практически невозможно встретить кого-то, особенно среди молодежи, кому интернет не нужен. Каждый человек хотя бы раз в день заходит в интернет и проводит в нем немалое количество времени, начиная от каких-то дел по работе и заканчивая отдыхом, который для многих сейчас превратился, к сожалению, в посиделки с друзьями в социальных сетях.
Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто он упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. [1]
Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли придумал и воплотил в жизнь интернет. Именно этот человек преподнес всему миру безграничное счастье информационного изобилия и свободы общения. [2]
1 Семенов Александр, статья: Понятие сети Интернет [электронный ресурс]. [2011] URL: http://sagata-club.ru/the-concept-of-the-internet.html (дата обращения: 21.09.2013)
2 Сообщество Интернет - двигатель прогресса: [Электронный ресурс]. [2010] URL: http://hate.trust.ua/internet/2012/08/09/76/Kto-pridumal-Internet/ (дата обращения: 27.09.2013)
3 Этика в Интернете Понтификальный Совет по средствам массовой коммуникации: [электронный ресурс]. [2011] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholic/Article/EticIntern.php) (дата обращения: 02.10.2013)
4 Богданов, Д. Социальные функции Интернета / Д. Богданов // «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки». – 2011. – № 1. – С. 114–120
5 Егоров А.Ю. Нехимические зависимости.- Спб.: Речь, 2007.- 190 с.
6 Кимберли Янг С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Internet. 41. URL: http://www.iworld.ru: (дата обращения: 17.10.2013)
7 Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. [электронный ресурс]. [2011] URL: http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm (дата обращения: 14.11.2013)
8 Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета// Психологический журнал. 2004. Т. 25. 1
9 Мартынова С.Е. Интернет зависимость: [электронный ресурс]. [2013] URL: http://vprosvet.ru/internet-zavisimost/ (дата обращения: 22.09.2013)
10 В.П.Козырьков Интернет-пространство у каждого пользователя разное. статья [электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16216373/ (дата обращения: 15.10.2013)
11 Кимберли С. Янг. Диагноз – интернет-зависимость [электронный ресурс]. [2012] URL: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html (дата обращения: 25.11.2013)
12 Богданов Д. Социальные сети [электронный ресурс]. [2011] URL: http://vsevrggu.ru/studenchiskie-stati/sotsialnie-seti.html (дата обращения: 18.10.2013)
13 Зависимость от социальных сетей [электронный ресурс]. [2013] URL: http://techmastery.net/iservices/212-socialnye-seti-zachem-dlya-kogo-skolko.html (дата обращения: 14.11.2013)
14 ВЦИОМ «рейтинг популярности социальных интернет-сетей» [электронный ресурс]. [2013] URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13526 (дата обращения: 07.11.2013)
15 ВЦИОМ «россияне «в сети»: рейтинг популярности социальных медиа» [электронный ресурс]. [2013] URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112476 (дата обращения: 05.11.2013