Введение
1 Сущность, функции и характеристики информационного воздействия на аудиторию
1.1 Классификация методов информационного воздействия
1.2 Механизм воздействия на массовое сознание в современном обществе
2 Исследование методик воздействия на аудиторию
2.1 Новостные передачи как способ воздействия на аудиторию
2.2 Методы воздействия на аудиторию используемые в новостных телепередачах
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета «Доверие к СМИ»
Приложение Б Контент-анализ
Актуальность темы исследования заключается в том, что новостные телепередачи представляют собой удивительное пространство, где с помощью эффективных приемов можно воздействовать на аудиторию. Поэтому для специалиста по рекламе и связям с общественностью будет полезно рассмотреть и проанализировать аудиторию телепередач и методы воздействия на них.
Наряду с всемирным прогрессом пришла эпоха развития информационных технологий. СМИ и СМК стали главной составляющий жизни каждого человека. Принято считать, что средства массовой информации лишь отображает поведение общественности, но это далеко не так.
Если бы СМИ не оказывало влияния, то не было бы ограничения свободы прессы со стороны государства.
Аудитория сама испытывает необходимость в получении информации из СМИисточников. Но неправильное потребление этой информации может привести к не желаемому исходу – непосредственному влиянию. Индивид, отталкиваясь от той информации которую получает создаёт своё мировоззрение. Возникает своя картина мира. Но, учитывая, что пресса преподносит своей аудитории лишь ту информацию, которую считает нужной, картина мира будет сильно далека от реальности.
Чтобы быть убедительнее, средства массовой информации используют определённые методы подачи информации, такие как искажение информации, изоляция адресата, метод запугивания и т.д.
Степень научной разработанности проблемы развитие информационного общества является одной из ведущих мировых концепций на рубеже тысячелетий. Сегодня мощь каждого государства определяется не столько индустриальным, и тем более не военным потенциалом, а в первую очередь способностью органично и своевременно вписаться в глобальное информационное пространство, активно создавать и использовать информационные ресурсы и знание – главный фактор благополучия в грядущем информационном веке.
Лидерами формирования информационного общества во многих странах выступают крупнейшие города, зачастую обладающие наиболее развитой информационной инфраструктурой и богатыми информационными ресурсами, владеющие самыми современными информационными и коммуникационными технологиями. И Россия, конечно, не исключение [16, с. 81].
Сегодня вряд ли кто будет оспаривать очевидное обстоятельство: слово «информация» приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии стали подлинным локомотивом мирового экономического и технологического развития. Мультипликативный эффект открытий и изобретений в области обработки информации и коммуникации проявляется неотвратимо. История дает нам несколько примеров этих эффектов, которые с полным основанием можно называть информационными революциями.
За историю развития цивилизаций произошло несколько информационных революций. Они приводили к преобразованию общественных отношений изза кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием таких преобразований является приобретение человечества обществом нового качества [12, с. 34].
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к возможности передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая революция (середина 16 века) вызвана изобретением книгопечатания, которая радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья революция (конец 19 века) обусловлена изобретением электричества.
Четвертая революция (5070 г.г прошлого века). На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных.
Опыт развития мировых открытых сетей, например, Интернета, позволяет говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля «информационности» этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого «экологического колониализма».
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 810 раз.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить Н.А. Голядкина [19], Р.А. Борецкого [24], А.И. Черных [26], Я.Н. Засурского [20], Т.В Науменко [23] и др. При обсуждении в конце 80х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль – дело не столько в концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация – спутник демократизации и невозможна без нее.
Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий «информатизация» и «компьютеризация» носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет «агрессивный» характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.
Социальная информатика – наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие «социальная информатика» было предложено А.В.Соколовым и А.И.Манкевичем в 1971 году.
Один из основоположников социальной информатики академик А.Д.Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.
Объектом работы является информационное воздействие.
Предметом методы информационного воздействия на аудиторию.
Цель работы: изучить и проанализировать методы информационного воздействия на аудиторию и её поведение на примере новостных телепередач.
Задачи:
- рассмотреть методы информационного воздействия;
- изучить механизмы воздействия на массовое сознание;
- охарактеризовать новостные передачи как способ воздействия на аудиторию;
- определить методы воздействия на аудиторию использованные в новостных телепередачах.
Гипотеза: большой эффект информационного воздействия идёт через новостные телевизионные передачи.
Теоретическую основу работы составила классификация методов информационного воздействия, рассмотрение механизма воздействия на массовое сознание, обзор новостных телепередач, изучение аудитории новостных телепередач, методы воздействия на аудиторию новостных телепередач.
В исследовании использовались такие методы как теоретический, анализ данных, контентанализ и анкетирование.
Новизна работы заключается в том, что что в изучении методов информационного воздействия на аудиторию важным аспектом в поведении, мировоззрении и социальном настроении людей являются телевизионные передачи в особенности новостные.
Практическая значимость исследования состоит в том, что детальное исследование и анализ воздействия информационного воздействия на аудиторию имеет широкий спектр влияния и возможностей применения в таких сферах, как: идеология, имиджелогия, психотерапия, создание электронных массмедиа, компьютерная психокоррекция, управление бизнесом и политикой, информационное противоборство (информационная и интеллектуальная войны).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений
1 Сущность, функции и характеристики информационного воздействия на аудиторию
1.1 Классификация методов информационного воздействия
Информационное воздействие – это распространение информации, представлений, идей, интересов, настроений, чувств и т. д., ориентированное на изменение психологии и поведения объекта воздействия, те формирование определенных правовых взглядов, убеждений, ценностных ориентации, идеологии, социальных правовых представлений и социальноправовых идентичностей. Этих целей можно достичь, предоставляя соответствующую информацию – в том виде и объеме, которые наиболее адекватны для ее восприятия, а также обеспечивают наибольшую степень ее влияния.
Методы информационного воздействия:
1. Дезинформация. Сущность метода заключается в представлении заведомо ложной информации. Подаваясь из различных источников, искаженная версия действительности преподносится, как правило, в ключевые моменты, когда необходимо принятие того или иного решения. Таким образом, к моменту получения корректной информации основная цель данного метода может быть достигнута. Несмотря на высокую эффективность, в современных условиях дезинформация используется сравнительно редко в силу откровенно «грубого» подхода и большого числа различных альтернативных источников информации, так что объект воздействия имеет возможность рассмотреть различные версии. Вместе с тем, дезинформация по-прежнему может быть использована в трактовках исторических событий, так как доступ к подлинным архивным данным и документам, на которые ссылаются источники, очевидно затруднен.
1 Громов Ю.Ю., Дидрих И. В. Информационные технологии: – Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 260 с.
2 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: – М.: Аспект Пресс, 2014. – 382 с.
3 Кравченко А.И. Общая социология: – М.: Юнити, 2017. – 479с.
4 Официальный сайт Первого канала [Электронный ресурс] URL: https://www.1tv.ru (дата обращения 18.05.2019)
5 Официальный сайт России 1 [Электронный ресурс] URL: https://russia.tv (дата обращения 19.05.2019)
6 Официальный сайт канала НТВ [Электронный ресурс] URL: https://www.ntv.ru (дата обращения 19.05.2019)
7 Официальный сайт канала РЕН ТВ [Электронный ресурс] URL: http://ren.tv (дата обращения 20.05.2019)
8 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2017. – 512 с.
9 Забродин В.Ю. Социология. – СПб.: Питер, 2019. – 160 с.
10 Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2014. – 592 с.
11 Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРАМ, 2017. – 240 с.
12 Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. – М.: ТК ТК Велби, Издво Проспект, 2017. – 240 с.
13 Кравченко А.И. Социология. М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2018. – 536 с.
14 Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2018. – 190 с.
15 Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика; Культурная революция, 2016. – 159с.
16 Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! – М.: Издательство ИКАР, 2015. – 224 с.
17 Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 329 с.
18 Васильева, Л.А. Делаем новости. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 276 с.
19 Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 435 с.
20 Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество, 2015 г., вып.1. С. 36–40.
21 Почепцов, Г. Лакан, Ж. Телевидение. – М.: ИТДК «Гнозис», 2016. – 248 с.