1 Теоретические аспекты формирования государственного имиджа
1.1 Основные аспекты формирования образа России средствами массовой информации Норвегии
1.2 Зарубежный политический дискурс и представления о России
2 Характеристика образа современной России в СМИ Норвегии
2.1 Отражение внешнеполитического имиджа России в норвежских медиа
2.2 Внутренняя политика России в отражении норвежской прессы
Заключение
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы исследования – «Образ России в зеркале СМИ Норвегии» – обусловлена тем, что проблематика эффективного и плодотворного взаимодействия данных стран является значимой для них обоих: Россия для Европы представляет сосредоточие интересов различного рода – экономических, политических, стратегических, а Норвегия при этом формирует политические взгляды Запада по наиболее актуальным на сегодняшний день вопросам. Именно по этой причине успешность и эффективность диалога данных стран – России и Норвегии – напрямую обусловлены как вектором внутреннего развития, так взаимным восприятием. Эффективный диалог двух государств, имеющих различное государственное устройство, внешнюю и внутреннюю политику, традиции и обычаи, строится на умении преодолевать те возникающие на его пути трудности, которые неизбежны при взаимодействии различных культур.
Для того, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций, «подводных камней» на пути сближения двух государств и двух культур, необходимым представляется формирование объективно точного и правильного образа партнера в данном диалоге, чему немало способствуют, в том числе, современные средства массовой информации. Глобализацией информационного пространства в эру инновационного информационного общества созданы условия, при которых могут быть максимально эффективно использованы средств массовой информации с целью политического влияния, борьбы и создания определенного образа мышления у населения. Именно по этой причине средства массовой информации являются одним из наиболее мощных и эффективных инструментов, способных повлиять на собственную аудиторию в процессе формирования у нее определенного имиджа, образа того или иного государства.
Степень научной разработанности темы исследования. Образ России всегда представлял особый интерес для западных исследователей, однако необходимо отметить, что на сегодняшний отсутствуют комплексные исследования, посвященные факторам формирования образа государства посредством средств массовой информации. Системному исследованию проблематики формирования образа России посредством средств массовой информации посвящены работы таких авторов, как Аватков В. [5], Адилова Л. [3], Рожков И. [7], Колесникова Т. [10], Мошев В., Будаев А. [6].
В работах вышеперечисленных исследователей рассмотрены различные аспекты проблематики формирования образа России, в том числе и средствами массовой информации Норвегии, также проанализированы этапы российско-норвежских отношений, ключевые особенности отдельных периодов, диалог культур в развитии.
В контексте исследования проблематики формирования образа России в зеркале СМИ Норвегии представляет особый интерес научное исследование Колпаковой Н. В [20], котором были рассмотрены ключевые источники, формирующие имидж России в Норвегии, а также показано, каким именно образом это отразилось на внешней политике страны. Представляется верным, что исследование проблематики формирования образа России с помощью средств массовой информации – тема, требующая дальнейшего глубинного исследования, поскольку происходит поступательная глобализация информационного пространства, существующие информационные потоки все более развиваются и совершенствуются, что все в большей степени способствует также появлению большого объема информации в средствах массовой информации, в идеале позволяющей сформировать объективно точные и правильные образы государств-партнеров в диалоге культур.
Объектом исследования является образ России, формируемый норвежскими средствами массовой информации.
Предметом исследования являются средства формирования образа России, используемые в средствах массовой информации Норвегии.
Цель исследования заключается в всестороннего теоретическом и практическом анализе проблематики формирования образа России посредством средств массовой информации Норвегии.
Гипотеза исследования: представления норвежцев о России не являются статичными, они находятся в процессе постоянных изменений в соответствии с развитием российской действительности, в связи с этим, своевременный анализ российско-норвежских отношений, позволит объективно определить тенденцию развития взаимоотношений двух стран. задачи:
– рассмотреть основные аспекты формирования образа России посредством СМИ Норвегии;
– изучить проблематику норвежского политического дискурса и представления о России;
– проанализировать практические аспекты формирования образа России в зарубежных СМИ с помощью контент-анализа статей в прессе, электронных источников и исследовательских статей.
Методологическая база определена поставленной целью и задачами данного исследования: описательный метод, контент-анализ, мониторинг СМИ и Интернет-порталов по проблематике данного исследования, метод контекстуального анализа.
Эмпирической базой стали результаты контент-арнаиза статей изданий: Aftenposten, Dagbladet, Fædrelandsvennen (в т. ч. в электронной версии) и материалы телеэфиров медиа-компании NRK (norsk riskringkasting) как одних из ведущих Норвежских информационных агентств.
Новизна данной работы заключается в том, что полученные в ходе исследования данные, позволяют объективно оценить степень лояльности и тенденции развития взаимоотношений с приграничным государством.
Практическая значимость: полученных результатов исследования заключается в том, что они способствуют определению позиции норвежских СМИ по отношению к России в настоящее время, что в дальнейшем способствует также выявлению путей и способов формирования более позитивного образа России за рубежом.
Работа состоит: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблематики формирования образа России посредством средств массовой информации Норвегии.
Вторая глава данного исследования посвящена анализу практических аспектов формирования образа России посредством средств массовой информации Норвегии на конкретных примерах
1 Теоретические аспекты формирования государственного имиджа
1.1 Основные аспекты формирования образа России средствами массовой информации Норвегии
Глобализация информационного пространства в эпоху нового информационного общества создает условия использования средств массовой информации для политической борьбы и создания определенного образа мышления у населения. Современные средства массовой информации, представленные как печатными периодическими изданиями, так и Интернет-порталами крупнейших новостных служб, позволяют влиять на восприятие аудитории, создавая определенный имидж, образ того или иного государства [4, с. 76].
Публикации в данных изданиях могут носить как негативный, так и нейтральный, и положительный оттенок и быть разделены на четыре основных блока:
– новости политики;
– новости экономики и бизнеса;
– новости спорта;
– новости науки, культуры и искусства [7, с. 115].
Каждый из этих блоков создает у граждан одного государства определенный имидж, образ другого государства, при этом полноценный, многогранный образ получается в результате объединения всех статей. Необходимо рассмотреть данные блоки публикаций более подробно.
1 Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. М.: Кудиц-Образ, 2014. 138 с.
2 Важенина И.С. Теоретико-методологические основы определения сущности репутации территории / Научное издание. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016.
3 Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М.: Книжный дом «Университет», 2014. 144 с.
4 Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы. URL: http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsa5fc. html?id=491 (дата обращения: 02.04.2019).
5 Котлер Ф, Асплунд К. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2015. 206 с.
6 Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. М.: Из-во РАГС, 2016. 328 с.
7 Попов А.В. Имидж территориального образования: понятийно-терминологическая систематизация проблемного поля // Имиджелогия - 2017: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого международного симпозиума по имиджелогии / Под. ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2018. 63 с.
8 Рожков И.Я, Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. Страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. М.: РИП-Холдинг, 2016. 256 с.
9 Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2015. 450 с.
10 Адилова Л. Ф. Механизм трансформации имиджа России. URL: http://www.politex. in-fo/content/view/371/30/ (дата обращения: 02.04.2019).
11 Колесникова Т. Н., Чапайкина М. В. Роль имиджа России в глобальном пространстве. URL: http://pravo33.wordpress.com/2015/02/01/ (дата обращения 02.04.2019).
12 Мошев В. Мягкая сила имиджа России: две стороны одного противоречия. URL: http:// windowrussia.ruvr.ru/2014_06_20/Mjagkaja-sila-imidzha-Rossii-dve-storoni-odnogo-protivorechija-7210/ (дата обращения: 02.04.2019).
13 Соловьев Э.Г., Смирнов А.Н. Международный имидж современной России: дефицит привлекательности или дефицит идей? // Полис. 2018. №5.33 с.
14 Соколова Флёра Харисовна, Коптяева Анна Алексеевна Современный политический имидж России в Норвегии (на материалах СМИ) // АиС. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-politicheskiy-imidzh-rossii-v-norvegii-na-materialah-smi
(дата обращения: 02.04.2019).
15 URL: http://www.aftenposten.no/verden/USA-bryter-Syria-kontakt-med-Russland 605913b.html (дата обращения 02.04.2019).
16 URL: http://www.aftenposten.no/meninger/kommentar/Meldingen-tikket-inn-De-tok-henne-Etter-det-har-ingen-vart-trygge--Helene-Skjeggestad-605975b.html (дата обращения 02.04.2019).
17 URL http://www.aftenposten.no/verden/USA-lover-reaksjoner-pa-pastatte-hackerangrep-fra-Russland-606300b.html (дата обращения 02.04.2019)
18 URL: https://www.dagbladet.no (дата обращения 02.04.2019).
19 URL: https://www.nrk.no (дата обращения 02.04.2019).
20 URL: https://nauchkor.ru/pubs/imidzh-rossii-v-obschestvenno-politicheskih-media-skandinavskih-stran-5a6f883c7966e12684eea41b (дата обращения 02.04.2019).
21 URL: http://www.aftenposten.no/verden/Her-er-luksuslandstedene-russerne-kastes-ut-av-i-USA-612019b.html (дата обращения 02.04.2019).