Введение
1 Теоретико-методологические основания изучения самопрезентации
1.1 Понятие самопрезентации
1.2 Особенности самопрезентации в социальных медиа
2 Стратегия самопрезентации в социальной сети Instagram
2.1 Инструменты и этапы самопрезентации в социальной сети
Instagram
2.2 Практика самопрезентации на примере блогера Анастасии Ивлеевой
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета
Актуальность темы исследования: в современном мире практика самопрезентации необходима в любых сферах деятельности человека. Будь это выступление перед целевой аудитории от предприятия или же обычный блог в социальной сети. Существует большое количество факторов, которые могут повлиять на поведения человека в том или иной пространстве, ситуации. Исходя из этого, на ум приходит распространённая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». И ведь действительно, каждый день любая личность сталкивается с презентацией себя. Допустим, при устройстве на любую работу будущий сотрудник предоставляет свое резюме и вследствие этого начинается собеседование. Исходя из этого изучение данного процесса важно.
Сам по себе процесс самопрезентации подразумевает собой комплекс вербальной и невербальной коммуникации с демонстрацией собственных личных характеристик. Она разделяется на два вида: природная и искусственная. Суть природной самопрезентации заключается в базовых свойствах, которые присуще всем индивидам. Искусственная создается и проецируется с течением жизни, т.е опыта, навыков, умений, интеллекта, внешности и других подобных характеристик.
Процесс построения приятного и положительного «первого впечатления» − залог успешной самопрезентации. С учетом научнотехнического прогресса данный процесс легко можно отследить на базе любой социальной сети, которых большое множество. Остается выбрать форму самопрезентации на пространстве интернет. Существует социальные сети, в которых инструментом самопрезентации является только прямые эфиры, либо только видеоконтент, только информативные посты и т.д.
Степень научной разработанности проблемы самопрезентации была поставлена, в первую очередь, основателями «символического интеpакционизма». Идеи отечественных классиков этого направления (М.Н. Котлярова [6], В.С. Агеев [2], Г.М. Андреева [4], М. Кун [9], Д.А. Смыслов [8] и др.) во многом определяют современное представление о самопрезентации человека.
Объектом работы является самопрезентация в социальной сети Instagram. Предметом работы является приватные и публичные практики самопрезентации на примере блогера Анастасии Ивлеевой.
Цель работы: рассмотреть приватные и публичные практики самопрезентации в социальной сети Instagram.
Задачи:
– изучить понятие самопрезентации;
− рассмотреть особенности самопрезентации в социальных медиа;
− охарактеризовать инструменты и этапы самопрезентации в социальной сети Instagram;
− определить подход к самопрезентации на примере блогера Анастасии Ивлеевой.
Гипотеза: социальная сеть Instagram является площадкой для самопрезентации, так как инструменты внутри этой сети охватывают все возможные способы презентации в целом.
В исследовании использовались аналитический метод и метод опроса.
Новизна работы заключается в том, что в современном обществе социальные сети набирают большую популярность и Instagram занимает одну из лидирующих позиций в интернет пространстве.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в самопрезентации начинающих блогеров на интернет пространстве.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы
1 Теоретикометодологические основания изучения самопрезентации
1.1 Понятие самопрезентации
Термин «самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений. В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджелогии и профориентологии. В педагогических, социологических и философских словарях эта специфическая категория не раскрывается.
Помимо термина «самопрезентация» (selfpresentation) в англоязычной литературе употребляются в качестве синонимов понятий: impressionmanagement – управление впечатлением, socialperformance – социальное представление, selfsalience – самоподача, поэтому и мы в своей работе будем использовать эти понятия как тождественные [6, с. 23].
Цель самопрезентации достаточно конкретна – главным образом – управление впечатлением, цели же самораскрытия достаточно многообразны. Поэтому самопрезентация и самораскрытие рассматриваются ею как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феномена. Среди вербальных стратегий в межличностном общении выделяются три: самораскрытие (диалогичность и рефлективность высказываний), самопрезентация (раскрытие демонстрируемого «я» при неполной диалогичности и рефлексии) и непроизвольное самовыражение (отсутствие диалогичности и рефлективности). Представляется, что подобное разделение справедливо и к невербальной самоподаче образа «я» в общении.
Начало экспериментального изучения самопрезентации в американской психологии относится к концу 60 годов, в 70е г наблюдается всплеск интереса к проблеме со стороны общих и социальных психологов, исследовавших макиавеллизм (социальную желательность) как характеристика личности. В 80е годы социальнопсихологические исследования посвящены вопросу pеинтерпретации психологических феноменов с позиции теории управления впечатлением [4, с. 165]
Традиционно выделяют три группы теорий саморпезентаций. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами – мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.
1 Козлов Е.В., Кудряшов Д. Администратор Instagram. Руководство по заработку. М. : АСТ, 2018. 290 с.
2 Агеев В.С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М. : 1987. 282 с.
3 Андреева Г.М. Социальная психология. М. : 1980. 432 с.
4 Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М. : 1997. 288 с.
5 Баранова В.А. Имидж личности как социальнопсихологическое явление // Магистр. 1994. №2. С. 2–9.
6 Котлярова М.Н. Теории самопрезентации. СПб. : 2002. 163 с.
7 Романова А.В. Визуальная самоподача образа «Я» и конфликтность. М. : МГСУ, 2002. 32 с.
8 Смыслов Д.А. Психологические особенности связей между вербальными и невербальными характеристиками в коммуникативном процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. : 1999. 23 с.
9 Соколова – Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. : 1999. 21 с.
10 Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. СПб. : праймЕВРОЗНАК, 2002. 256 с.
11 Болотова А. К. Социальные коммуникации. М: Гардарики, 2008. 265 с.
12 Виноградова, Т. Ю. Специфика общения в Интернете / Т. Ю. Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический анализ. Казань: 2004. С. 63−67.
13 Кубрак, Т. А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации. М. : 2009. 26 с.
14 Курчакова, Н. А. Формы самопрезентации в блоге / Н. А. Курчакова // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб. : 2007. С. 12−45.
15 Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 123 с.
16 YouTube канал Анастасии Ивлеевой. URL: https://www.youtube.com/channel/UCtGJ_XI0ZGwEmKZaj3VQITw (дата обращения 14.05.2019).
17 Instagram аккаунт Анастасии Ивлеевой. URL: https://www.instagram.com/_agentgirl_/?hl=ru (дата обращения: 8.05.2019).
18 Социальная сеть Vk. URL: https://vk.com (дата обращения: 13.05.2019).
19 Официальный сайт журнала Cosmopolitan. URL: https://www.cosmo.ru (дата обращения: 10.05.2019).