Введение
1 Теоретические аспекты проблематики средств массовой информации как элементов системы духовного производства современного общества
1.1 Средства массовой информации как особый элемент духовной культуры современного общества
1.2 Роль СМИ в формировании духовных ориентиров современного общества
2 Практические аспекты деятельности средств массовой информации при формировании духовных ориентиров общества
2.1 Особенности деятельности средств массовой информации при формировании духовных ориентиров общества
2.2 Перспективы совершенствования трансляции средствами массовой информации элементов системы духовного производства современного российского общества
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Первая полоса издания «Наша Вологда»
Приложение Б Рубрика «Проблема» в издании «Наша Вологда
Приложение В Рубрика «Событие» в издании «Усть-Ишимский Вестник»
Актуальность темы исследования – Современное медиасообщество повсеместно подвержено неизбежным глобальным процессам информатизации и интернетизации, а также значительным изменениям, происходящим духовно-нравственных и культурных процессах. На сегодняшний день современное медиасообщество, журналистика, сами средства массовой информации и коммуникации претерпевают неизбежные изменения, в том числе видоизменяется их роль в формировании системы духовного производства современного общества, и именно этими факторами обусловлен выбор темы исследования – «Проблемы средств массовой информации как элементов системы духовного производства современного общества».
Степень разработанности проблемы. Проблематике роли средств массовой информации в области духовного производства современного общества посвящены научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов; в частности, представляется необходимым выделить диссертационные исследования Бурняшевой Л.А. «Духовное пространство в условиях трансформации современного российского общества», Ерофеевой И.В. «Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности», Исаевой Л.Г. «Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества», Майковой В.П. «СМИ как важный фактор формирования общественного сознания: философский анализ», Семишовой Е.П. «Средства массовой информации в пространстве современной гуманитарной культуры».
Объект данного исследования – средства массовой информации как элемент системы духовного производства современного общества.
Предмет данного исследования – СМИ как структурная единица духовного производства.
Цель данного исследования – заключается в проведении всестороннего анализа проблематики средств массовой информации, рассматриваемых в качестве особых элементов системы духовного производства современного общества.
Задачи:
– изучить теоретические аспекты проблематики средств массовой информации как элементов системы духовного производства современного общества;
– рассмотреть средства массовой информации в качестве особого элемента духовной культуры современного общества;
– проанализировать роль средств массовой информации в формировании духовных ориентиров современного общества;
– исследовать практические аспекты деятельности средств массовой информации при формировании духовных ориентиров общества;
– изучить особенности деятельности средств массовой информации при формировании духовных ориентиров общества;
– рассмотреть перспективы совершенствования трансляции средствами массовой информации элементов системы духовного производства современного российского общества.
Методы исследования: общетеоретические методы: описательный метод, метод анализа, синтеза, метод классификации.
В процессе работы был выполнен анализ средств массовой Новизна работы заключается в попытке проведения всестороннего анализа проблематики средств массовой информации как особых элементов системы духовного производства современного общества на примере конкретных изданий.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате проведения данные могут быть положены в основу разработки программы совершенствования трансляции средствами массовой информации элементов системы духовного производства современного российского общества.
Работа состоит и представлена следующими структурными элементами: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение. В первой главе курсовой работы изучены теоретические аспекты проблематики средств массовой информации как элементов системы духовного производства современного общества, рассмотрены средства массовой информации как особый элемент духовной культуры современного общества, проанализирована роль средств массовой информации в формировании духовных ориентиров современного общества
Во второй главе исследованы практические аспекты деятельности средств массовой информации при формировании духовных ориентиров общества, изучены особенности деятельности средств массовой информации при формировании духовных ориентиров общества, рассмотрены перспективы совершенствования трансляции средствами массовой информации элементов системы духовного производства современного российского общества.
1 Теоретические аспекты проблематики средств массовой информации как элементов системы духовного производства современного общества
1.1 Средства массовой информации как особый элемент духовной культуры современного общества
Затрагивая проблематику средств массовой информации как особого элемента духовной культуры современного общества, необходимо отметить, в первую очередь, следующее. Средства массовой информации, также как и культурные, политические, образовательные, научные, юридические, экономические и иные социальные институты, представляют собой важный феномен, без которого на сегодняшний день не представляется возможным функционирование и развитие современного общества, в том числе развитие его духовной культуры.
Средства массовой информации представляют собой на сегодняшний день один из наиболее важных институтов современного общества, который призван выполнять различные функции, заключающиеся, в том числе, в формировании в современном обществе элементов его духовной культуры. [10, с.488].
Именно по этой причине основная задача средств массовой информации как духовного института заключается в удовлетворении потребностей общества в духовно значимой информации и формировании общественных духовных установок, значимых для этой сферы человеческой жизни мнений, формирующих, в конечном счете, духовное мировоззрение общества в целом.
Средствами массовой информации в процессе формирования духовной культуры современного общества оказывается колоссальное влияние практически на все сферы и общественные институты – культуру, политику, здравоохранение, образование, религию.
Процесс формирования общественного мнения, духовного мировоззрения, духовной культуры, также как и процесс формирования, функционирования и эволюции общественного сознания в целом, происходит посредством воздействия средств массовой информации – их роль огромна, и ее невозможно переоценить, поскольку восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий духовной жизни, происходящих в стране и в мире, осуществляются именно с помощью средств массовой информации.
1. Аббаси П. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества // Социологический альманах. – 2013. – №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-smi-v-sisteme-sotsialnyh-kommunikatsiy-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 03.05.2018).
2. Алексаньян Н.К. Неоднозначная роль СМИ в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neodnoznachnaya-rol-smi-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 03.05.2018).
3. Башук М.С. Политические функции средств массовой информации // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 991-993. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/90/18507/ (дата обращения: 25.04.2018).
4. Беленькая Ю.П. Средства массовой информации и медиа-среда как факторы формирования общественного мнения // Наука. Инновации. Технологии. 2015. – №69. – С.52-57.
5. Бережная М.А. Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса. Автореф. дис. … д.ф.н. – Санкт-Петербург. – 2013. – 48 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/112002/0-778721.pdf?sequence=1 (дата обращения: 24.04.2018).
6. Боков М. Б. Коммуникативная функция СМИ // Мониторинг. – 2009. – №5 (93). – С.31-52. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-funktsiya-smi (дата обращения: 25.04.2018).
7. Вакуленко А.С. Общественное мнение в социально–историческом процессе. Дис. … к.ф.н. – Краснодар – 2014. – 142 с. [Электронный ресурс]. URL: https://krdu.mvd.ru/upload/site119/document_file/rLpjd1fr18.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
8. Вилков А.А., Некрасов С.Ф., Россошанский А.В. Политическая функциональность современных российских СМИ. Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. – 268 с.
9. Виноградов В.Д., Пеньковская О.Л. Стабильность общества и средства массовой информации // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2015. – №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stabilnost-obschestva-i-sredstva-massovoy-informatsii (дата обращения: 25.04.2018).
12. Гуржий Д.А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С.991-993. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/92/20451/ (дата обращения: 24.04.2018).
13. Дорохин В.Н. Роль СМИ в актуализации социальных проблем в общественном сознании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/zhurnalist-v-sovr-media/2/dorohin.pdf (дата обращения: 26.04.2018).
14. Жолудь Р.В. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2014. – №1. – С.167-171.
15. Жукова Д.А. СМИ как фактор формирования новых ценностей // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №3-4. – С.140-144.
16. Жунушова С.О. Роль СМИ как основного фактора трансформации социальной идентичности молодежи Кыргызстана в современных условиях // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – №11(93). Научно-методический журнал. – 94 с.
17. Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
18. Зимин А.Е. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса. [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2203 (дата обращения: 25.04.2018).
19. Зубаркина Е.С. Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм. Автореф. дис. …к.ф.н. – Москва. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/zhurnalistskoe-rassledovanie-istoriya-i-praktika-sozdaniya-avtorskih-teleprogramm (дата обращения:25.04.2018).
20. Иванов В.К. Государственная политика в сфере средств массовой информации // PolitBook. – 2015. – №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-sredstv-massovoy-informatsii (дата обращения: 30.04.2018).
21. Каблуков Е.В., Хабаров И.А. Социальные медиа в роли СМИ: функциональный анализ // СМИ в условиях информационной глобализации : материалы Междунар. науч.,практ. конф. (Екатеринбург, 25–26 апреля 2012 г.) / сост. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина ; Урал. фед. ун,т. – Екатеринбург. – 2013. – 219 с.
22. Карпова Г.Г. Социальная динамика культурной политики в современной Росси. Автореф. дис. … д.с.н. – Саратов. – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-dinamika-kulturnoy-politiki-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.04.2018).
23. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruj.ru/about_organization/kodeks-professionalnoy-etiki-rossiyskogo-zhurnalista/index.php (дата обращения: 18.04.2018).
24. Красикова Т. Вербальный аспект конструирования социально значимых событий в медиатекстах //Современный дискурс-анализ. Научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://discourseanalysis.org/ada11/st80.shtml (дата обращения: 25.04.2018).
25. Лепилкина О.И., Шандрыголова Е.С. Способы актуализации социальных проблем в современной газетной прессе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20221 (дата обращения: 02.04.2018).
26. Осман Али Абдуль Вахед. Формирование общественного мнения под влиянием средств массовой информации как фактор политической культуры общества. Дис. …к.ф.н. Москва. – 2013. – 185 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-obshchestvennogo-mneniya-pod-vliyaniem-sredstv-massovoi-informatsii-kak-faktor- (дата обращения: 25.04.2018).
27. Пахомова Ю.Н. Концептуальная картина мира в отечественных СМИ // Веснік БДУ. – Сер.4. – 2012. – № 1. – С.83-86. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elib.bsu.by/bitstream/123456789/44570/1/83-86.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
28. Пашинян И.А. Риски лжи и фальсификации в СМИ в современном обществе. Изд-во «Научные технологии». Серия «Гуманитарные науки». 2012. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn12-01/321-a (дата обращения:25.04.2018).
29. Питерова А.Ю. Взаимодействие СМИ и общества: основные модели и концепции // Наука. Общество. Государство. – 2015. – №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-smi-i-obschestva-osnovnye-modeli-i-kontseptsii (дата обращения: 25.04.2018).
30. Расторгуева Н.Е. Этико-правовые аспекты регулирования современных российских СМИ // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика. – 2013. – № 4. – С.72-75.
31. Руденко А.М., Котлярова В.В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. – 2017. – №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-sredstv-massovoy-kommunikatsii-na-sovremennoe-obschestvo (дата обращения: 24.04.2018).
32. Сергеев Е.Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2014. – №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-kommunikatsii-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 03.05.2018).
33. Вышинская Т. Бессмертна память о войне // Усть-Ишимский вестник. – 2016. – №26. – С.4, 12.
34. Фарниев С.А. Роль и функции средств массовой информации в политической системе общества // Современные проблемы общественных наук в мире / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань. – 2015. – №2. – 54 с. [Электронный ресурс]. URL: http://izron.ru/articles/sovremennye-problemy-obshchestvennykh-nauk-v-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-/sektsiya-9-politicheskie-instituty-protsessy-i-tekhnologii-spetsialnost-23-00-02/rol-i-funktsii-sredstv-massovoy-informatsii-v-politicheskoy-sisteme-obshchestva/ (дата обращения: 24.04.2018).
35. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Автореф. дис. … д.ф.н. – Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/gumanitarnaya-povestka-rossiyskih-smi (дата обращения: 23.04.2018).
36. Хакимова А.В. Инновационные способы привлечения аудитории средств массовой информации с целью монетизации стоимости медиабизнеса // Вестник МГУП. – 2016. – №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-sposoby-privlecheniya-auditorii-sredstv-massovoy-informatsii-s-tselyu-monetizatsii-stoimosti-mediabiznesa (дата обращения: 23.04.2018).
37. Чепкасов А.В. Об особенностях функции социальной коммуникации средств массовой информации // Вестник КемГУ. – 2014. – №4. – C.167-171.
38. Червоний В.В. Информационные технологии как фактор социальной трансформации общества (социально-философский анализ). Дис. … к.ф.н. – Москва. – 2015. – 129 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/informatsionnye-tekhnologii-kak-faktor-sotsialnoi-transformatsii-obshchestva-sotsialno-filos (дата обращения: 24.04.2018).
39. Шагдарова Б.Б. Профессионально-этические ориентиры в современной журналистике // Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2014. – №10. – С.249-252.
40. Шандрыголова Е.С. Актуализация социальных проблем в региональной прессе (на материале Ставропольской газетной периодики). Дис. … к.ф.н. Ставрополь 2016. – 202 с.
41. Шандрыголова Е.С. Актуализация социальных проблем в современной местной газетной печати (на материале ставропольских газет) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 2). [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22864 (дата обращения: 24.04.2018).
43. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 316 с.
44. Шустеров Д.М. Роль печатных СМИ в освещении хода политического процесса современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pechatnyh-smi-v-osveschenii-hoda-politicheskogo-protsessa-sovremennoy-rossii (дата обращения: 24.04.2018).