Введение
1 Теоретические аспекты средств массовой информации в социальном управлении
1.1 Общая характеристика средств массовой информации
1.2 Особенности социального управления в СМИ
2 Исследование роли российских СМИ в социальном управлении (на примере государственной компании «ВГТРК»)
2.1 Изучение влияния государственных СМИ на мнение и поведение людей
2.2 Исследование методов социального управления в СМИ (на примере деятельности компании «ВГТРК»)
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета
Актуальность темы исследования – В построении образа социального мира в современных обществах огромную роль играют средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение. Они дают возможность передавать большие объемы информации на колоссальные по численности аудитории и тем самым охватывать не отдельных индивидов или отдельные группы, а именно массы. С этой точки зрения средства массовой информации можно рассмотреть, как инструмент социального управления. Тот переход от социального познания индивида к социальному познанию группы, который предложен в теории социальных представлений, реализуется прежде всего при помощи средств массовой информации, которые не знают в принципе никаких границ своего действия – ни демографических, ни социальных, ни национальных и государственных. В этом смысле СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире.
Ведущая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании общественного мнения и моделей поведения отражается в их определении как «четвертой власти». Примерно четвертую часть времени бодрствования человек испытывает воздействие СМИ. Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему. Печать, или пресса – письменное слово и визуальный образ. Радио использует устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку. Интернет – относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии.
Степень разработанности темы исследования. Средства массовой информации в настоящее являются важным элементом в жизни общества. Влияние СМИ на общество изучалось в работах М.И. Алексеева [1], Н.Н. Богомолова [5] в советский период, 80-ых и 90-ых годах. Тогда средства массовой информации еще не имели текущего инструментария социального управления. Исследователи продолжили работу по изучению влияния СМИ на управление обществом, работы ведутся по следующим направлениям: СМИ в формировании общественного мнения, роль СМИ в государственной политике, методы управления социумом в средствах массовой коммуникации Исследователи: Ю.Г. Волков [10], Н.А. Голядкин [12], К.Х. Каландаров [19].
В современное время исследованию проблематики роли СМИ в управлении общественным мнением и моделями поведения посвящены работы таких авторов, как Б.Н. Бессонов [19], С.А. Морозов [22] и др.
В работах вышеперечисленных исследователей рассмотрены различные аспекты проблематики роли СМИ в социальном управлении, в том числе проанализированы различные методы и приёмы воздействия на общество через разные источники.
Объектом исследования являются средства массовой информации.
Предметом исследования является телевидение и его методы социального управления.
Цель работы: исследовать роль и методы средств массовой информации в социальном управлении на примере компании «ВГТРК».
Задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты средств массовой информации в социальном управлении;
– охарактеризовать СМИ и социальное управление;
– определить роль российских СМИ в социальном управлении;
– исследовать методы социального управления в СМИ на примере деятельности компании «ВГТРК».
Гипотеза: играют ли важную роль средства массовой информации в социальном управлении с помощью формирования определённого мнения и моделей поведения.
Теоретическую основу работы составили работы, описывающие СМИ, их основные характеристики и функции в современном мире.
Методологическую базу составили: описательный метод, сопоставительный анализ, мониторинг СМИ и Интернет-порталов по проблематике данного исследования, метод контекстуального анализа.
Эмпирической базой стали телевизионные передачи на государственных каналах компании «ВГТРК».
Новизна работы заключается в исследовании методов социального управления государственными СМИ, анализе их роли в формировании общественного мнения и моделей поведения.
Практическая значимость работы состоит в полученных результатах исследования, которые способствуют определению позиции СМИ по отношению к обществу и государству в настоящее время, что в дальнейшем способствует также выявлению путей и способов формирования более продуктивного взаимодействия между народом и властью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты средств массовой информации в социальном управлении.
Вторая глава данного исследования посвящена анализу практических аспектов роли российских СМИ в социальном управлении. Примером для анализа стала ведущая государственная информационная компания «ВГТРК»
1 Теоретические аспекты средств массовой информации в социальном управлении
1.1 Общая характеристика средств массовой информации
В настоящее время распространение информации в сфере государственного, муниципального и общественного управления очень важная задача. Средства массовой информации являются главным её источником и оказывают сильное влияние на умонастроения людей., их отношения между собой, модели поведения. Роль СМИ значительно возрастает в критические периоды развития общества, когда оно особенно нуждается в точных оценках и характеристиках ситуации и лидеров. Такие масштабные возможности прекрасно осознаются творческими работниками прессы, радио и телевидения [1, с. 9].
Средства массовой информации – это профессиональные организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу словесной, образной и музыкальной информации, при помощи массового тиражирования.
Современные средства массовой информации – это общность субъектов журналистики:
– печать: журналы, альманахи, газеты, сборники и бюллетени;
– телерадиовещание: телевидение, кинопрограммы, радиоканалы и видеопрограммы;
– интернет: блогосфера и Интернет – издания различной тематики;
– цифровые издания: издания, записанные на компакт- диске, флешке и прочих цифровых носителях;
1 Алексеева, М.И., Вартанова, Е.М. Средства массовой информации России: СМИ и власть, правовые основы. Учеб. Пособие для вузов / М.И. Алексеева, Е.М. Вартанова; под общ. ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект-Пресс. 2016. – 246 с.
2 Ануфриев, Р.А. Стиль жизни: теоретические и методологические проблемы / Р.А. Ануфриев; Издательство Киевского гос. Ун-та. – Киев: Киевский гос. ун-т, 2015. – 165 с.
3 Багдикян, Б. Монополия средств информации / Б. Багдикян. – М: Прогресс, 2015. – 144 с.
4 Багиров, Э.Г Место телевидения в системе СМИ: Учебное пособие / Э.Г. Багиров; Издательство Московского гос.ун-та. – М: МГУ, 2002. – 127 с.
5 Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М.: Логос, 2016. – 226 с.
6 Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ // Д. Брайант, С. Томпсон. – М.: Вильямс, 2017. – 194 с.
7 Бессонов Б.Н. Системность в изучении массовых информационных процессов / Ю.П. Буданцев; Издательство ун-та дружбы народов. – М: Ун-т дружбы народов, 2017. – 210 с.
8 Вачнадзе, Г.Н. Всемирное телевидение / Г.Н. Вачнадзе. – Тбилиси: Ганатлеба, 2016. – 256 с.
9 Веблен, Т. Теория праздного класса Т. Веблен. – М.: Прогресс, 2014. – 178 с.
10 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Логос, 2017. – 256 с.
11 Водопьянова, Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального / Н.А. Водопьянова; Издательство Ставропольского гос. Ун-та. – Ставрополь: СГУ, 2016. – 344 с.
12 Голядкин Н.А. Средства массовой информации: искажение социальной реальности в сознании человека //Ломоносовские чтения. – М.: МГУ, 2015. – 223 с.
13 Галкин, С. Техника и технологии СМИ / С. Галкин. – М.: Вильямс, 2016. – 189 с.
14 Грабельников, А.А. СМИ постсоветской России / А.А. Грабельников; Издательство ун-та дружбы народов. – М: Ун-т дружбы народов, 2017. – 306 с.
15 Засурский, Я.Н.Система СМИ России / Я.Г. Засурский. – М.: ЭКСМО, 2015. – 178 с.
16 Зелинский С. Противодействие негативному манипулятивному влиянию СМИ на примере телевидения // Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практической конференции. – СПб: СПБУ, 2015. – 219 с.
17 Зимина, О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни в современном российском обществе / О.В. Зимина. Издательство Ставропольского гос. Ун-та. – Ставрополь: СГУ, 2016. – 202 с.
18 Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект / Л.Е. Климова; Издательство Ставропольского гос. Ун-та. – Ставрополь: СГУ, 2015. – 189 с.
19 Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2014. – 80 с.
20 Лазутина, Г. Основы творческой деятельности СМИ / Г. Лазутина. – М.: Логос, 2017. – 194с.
21 Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития /Я.В. Любивый; Акад. наук Украины, Ин-т философии. – Киев: Наукова думка, 2016. – 227 с.
22 Морозов С.А. Актуальные проблемы совершенствования СМИП / С.А. Морозов; Издательство Уральского гос. ун-та. – Екатеринбург: УрГУ, 2015. – 144 с.
23 Прохоров, Е.П. Введение в теорию СМИ / Е.П. Прохоров. – М.: РИП-холдинг, 2015. – 234 с.
24 Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики / под ред. А.А.Леонтьева. – М.: Логос, 2017. – 245 с.
25 Шилов, Г. Основы телевизионной СМИ / Г. Шилов. Издательство Московского гос.ун-та. – М: МГУ, 2018. – 191 с.