Введение
1 Теоретико-методические аспекты «селфи» как социокультурного феномена
1.1 Понятие и содержание «селфи»
1.2 Популяризации «селфи»: социокультурные последствия
2 Исследование феномена «селфи» в современном обществе
2.1 Анализ «селфи» как вида социокультурной деятельности
2.2 Особенности «селфи» среди различных социальных групп
современности
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Особенности «селфи» среди различных социальных групп современности»
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире все больше развиваются информационные технологии, которые активно воздействуют на формирование новых социокультурных феноменов. Общественность все чаще прибегает к самопрезентации на просторах интернета. Одним из популярнейших процессов создания определенного впечатления о себе и своем внешнем облике стали фотографии, а позже «селфи». Возникают новые инструменты и ресурсы, для мобильного телефона производятся дополнительные элементы, которые простым «селфи» добавляют профессионализма: штативы, объективы, специальные мобильные приложение для обработки фотографий, сделанных на телефон и, конечно, весьма популярные на сегодняшний момент тематические социальные сети. Популярностью феномена «селфи» среди различных социальных групп приводит к неким социокультурным последствиям, которые сильно влияют на современное общество. К таким последствиям можно отнести «селфизаисимость», не адекватное отношение к себе и своей внешности на фотографиях, нарциссизм, склонность к созданию экстремальных «селфи» для привлечения большего внимания. Все это приводит к чрезвычайным ситуациям, а иногда к смертельным исходам, что не может не влиять на социализацию общественности.
Степень научной разработанности проблемы на достаточно низком уровне и является недостаточной. Научные публикации, посвященные социокультурному аспекту исследования проблемы «селфи» как популярного увлечения современного общества, отсутствуют, а интерес к данной проблеме растет в связи с ее широкой популярностью. Но несмотря на новизну, тема актуальная, и потому все же существует ряд исследований, к которым к которым была обращена данная курсовая работа. К примеру, исследование специалистов Технологического института в Джорджии, которыми была проанализирована базу данных из 2,5 миллионов «селфи». Поскольку в работе затрагивается несколько направлений по данной проблематике, в работе также были использованы труды таких зарубежных авторов как: Либерман К и Кассирер Э., которые в своих работах затрагивают проблему мышления человека, описывают мотивы и желания человека, живущего в современном обществе. Российские авторы, такие как Филипенко Л.В., Белинская Е.П. издавались позднее и проблема самопрезентации и зависимости у них рассматривается непосредственно через феномен «селфи». Так же были выбраны современные статьи Погонцевой Д.В., изданные в научнометодическом журнале «Концепт», такие как «Selfie как современный социальнопсихологический феномен» и «Презентация в социальной сети, как создание виртуальной татуировки». В данных статьях феномен «селфи» рассматривается с психологической точки зрения и приравнивается к заболеванию, если не создаются в пределах расписанных норм. Зарабян С. В своей статье тоже ставит «селфи» под вопрос, и размышляет приводя примеры, когда такие фотографии являются болезнью, а когда самопрезентацией.
Объектом работы является «селфи» как социокультурный феномен.
Предметом работы являются особенности «селфи» среди различных социальных групп.
Целью курсовой работы является исследование проблемы «селфи» как социокультурного феномена современного общества. Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:
– рассмотрение понятия и содержание «селфи»;
– выявление социальнокультурных последствия популяризации данного феномена;
– провести анализ существующих исследований «селфи», как социокультурной деятельности;
– разработка и проведение собственного исследования по выявлению особенностей «селфи» среди представителей различных социальных групп;
Гипотеза: в определенных социальных группах «селфи» является способом самовыражения, что нередко приводит к негативным социокультурным последствиям.
Теоретическую основу работы составили: научные труды в сфере изучения феномена «селфи» таких зарубежных авторов, таких как: Кассирер Э., Либерман К.; работы в сфере изучения самопрезентации в социальных сетях, увлеченности «селфи» таких авторов как: Филипенко Л.В., Белинская Е.П., Погонцева Д.В., Зарабян С., Брашован Е.А.
Методологическая основа исследования. В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как описание сведений об объекте исследования, классификация выявленных особенностей объекта, исторический анализ, системный анализ, а также анкетирование, выявляющее особенности социальных групп.
Эмпирической базой стали результаты социологического исследования, проводившиеся в рамках темы курсовой работы в 2019 году. В исследовании приняло участие 50 человек различных возрастных категорий. Также был применен вторичный анализ материалов социологических исследований специалистов Технологического института в Джорджии, исследование социолога Нетусовой Т.М. с соотношением чернобелых «селфи» и цветных, в исполнении женщин и мужчин. Был проведен анализ материалов исследования компанией «comScore».
Практическая значимость работы. Материалы данной курсовой работы в дальнейшем могут использоваться для учебных курсов по дисциплинам «социология», «социология интернета», а также в качестве методической основы для изучения вопросов самоидентификации и самопрезентации в социальных сетях и интернете через «селфи». Результаты количественного исследования могут быть положены в основу социальных программ по работе социологов интернета, а также могут использоваться в качестве маркетинговых инструментов.
Структура работы представлена следующими структурными элементами: введения, основная часть, состоящая из двух глав, заключение. Так же имеется список использованных источников и приложения
1 Теоретикометодические аспекты «селфи» как социокультурного феномена
1.1 Понятие и содержание «селфи»
«Селфи» – это разновидность автопортрета. Само название «селфи» происходит от английского местоимения «self» – «сам, себя». Одной из версий зарождения данного термина является – первое употребление его в 2002 году подростками на австралийском интернетфоруме. Термин был признан официальной английской лингвистикой, поэтому уже не считается частью молодежного сленга. Это подтверждает Оксфордский словарь английского языка.
Придерживаясь данной этимологии, можно сказать, что «селфи» – это фотографии самого себя сделанные при помощи фотоаппарата, телефона, зеркала и иных вспомогательных устройств. На мировом рынке представлены самые различные аксессуары для создания «селфи», которые позволяют управлять процессом создания автопортретов легче:
– различные штативы, держатели для смартфонов и фотоаппаратов;
– специальные селфипалки, моноподы, к которым крепятся смартфоны. Благодаря им, держа смартфон в руках, можно охватить больше людей на «селфи», так как палка обеспечивает хорошую панораму заднего плана;
– HISY устройства для «селфи» на расстоянии. Оно представляет собой кнопку, которая способна синхронизироваться с iPhone через Bluetooth;
– Дроны – летающие вертолёты с камерой;
1 Гринькова Е.А. Селфи – взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс] – URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 20.04.2019)
2 Филипенко Л. В. Увлеченность селфи – признак психического расстройства. [Электронный ресурс] – URL: http://www.infoniac.ru/ news/ Uvlechennost-selfi-priznak-psihicheskogo-rasstrois-tva.html (дата обращения: 02.05.2019);
3 Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. Т.6, №3, 2009. С. 65-67;
4 Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
5 Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1988. – 486 с.
6 Как устроена аренда букетов для селфи [Электронный ресурс] – URL: http://www.sobaka.ru/city/internet/55532 (дата обращения: 03.05.2019)
7 Пчелкина Е.П.Индикаторы и последствия институционализации феномена селфи //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 11-1. – 154 с.
8 Нетусова Т.М. Автопортрет как особая форма визуальной самопрезенации: социологический анализ. / Научная электронная библиотека «Кибереника». [Электронный ресурс] – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/avtofotoportret-kak-osobaya-forma-vizualnoy-samoprezentatsiisotsiologicheskiy-analiz. (дата обращения: 04.05.2019)
9 Смысл селфи [Электронный ресурс] – URL: https://www.psychologytoday.com/intl/blog/positively-media/201307/making-sense-selfies (дата обращения: 09.05.2019)
10 Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен / Д.В. Погонцева. – Научно-методический электронный журнал Концепт. Вып. №12 (28), 2013. – 115 с.
11 Зурабян С., Брашован Е.А. Селфи-аддикция: болезнь или способ самореализации / Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-6. С. 860-862.
12 Сатывалдиева Б. Б. «Селфи» – социальная эпидемия века / Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 697–700. – [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/93/20672 (дата обращения: 13.05.2019)
13 Priceonomics: Россия занимает второе место по количеству смертей от селфи [Электронный ресурс] – URL: https://vistanews.ru/science/44671 (дата обращения: 13.05.2019)
15 Жеурова Н. Н., Маслова Т. А., Смахтина М. В. Селфи как средство формирования нового типа мышления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 43. – С. 23–25. [Электронный ресурс] – URL: http://e-koncept.ru/2016/76407.htm.