Введение
1 Теоретические аспекты средств массовой коммуникации и способов их регулирования
1.1 Специфика исследования средств массовой коммуникации
1.2 Этические проблемы в системе массовой коммуникации
2 Этика в журналистской сфере: по материалам эмпирического исследования
2.1 Принципы и нормы журналистской этики
2.2 Особенности использования в профессиональной деятельности журналистами этических принципов
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования – Значение этических принципов и норм в обществе достаточно сложно переоценить. Само общество транслирует этические нормы. Каждый поступок индивида является его собственным решением, но нравственный выбор, осуществляемый человеком, не всегда прост. При принятии решений каждый человек обязан принимать во внимание много различных аспектов. В принципе, существование общества просто невозможно без системных этических и нравственных установок. В связи с этим, система нравственных и этических требований и установок появляется с момента возникновения одних из первых форм человеческого общества. В современном обществе вопросы, затрагивающие нравственные и этические нормы в средствах массовой коммуникации возникают довольно часто. Это связано с тем, что сейчас каждый может писать абсолютно все, искажая при этом факты, а иногда даже оскорбляя человека, группу индивидов и т.д. Средства массовой коммуникации, как и многие различные формы человеческого общения, нуждаются в определенных правилах и нормах, каких-то регуляционных механизмов, делающих жизнь членов общества комфортной и обыденной.
Степень научной разработанности проблемы – Проблематике роли средств массовой коммуникации в области рассмотрения вопросов этики и морали в деятельности посвящены научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов. К таким относятся: Н.И. Клушина [16], Г.В. Лазутина [17], А.А. Градюшко [18], М.М. Лукина [19], А.А. Калмыков [20] и т.д.
Объектом исследования данной курсовой работы являются средства массовой коммуникации.
Предмет исследования – проявление этических норм в деятельности средств массовой коммуникации.
В связи с тем, что на сегодняшний день крайне важна ответственность журналиста за каждое сказанное им слово, можно поставить гипотезу о том, что наиболее частые нарушения профессиональной этики происходят из-за желания журналистов получить хороший материал.
Цель курсовой работы – раскрыть практическое значение этических норм в деятельности средств массовой коммуникации. Достижение поставленной цели работы будет осуществляться через решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы средств массовой коммуникации.
2. Определить сущность и разновидности этических норм.
3. Рассмотреть принципы и нормы журналистской этики.
4. Раскрыть важность использования этических норм в деятельности средств массовой коммуникации.
Методами исследования в курсовой работе являются исследование, разработка плана деятельности, соединение информации с различных источников, обработка новой информации, анализ документов, экспертное интервью.
Новизна работы заключается в том, чтобы глубинно изучить проблему использования этических норм и принципов в деятельности средств массовой коммуникации, а также проследить, почему происходит нарушение основных элементов этической культуры.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы как основа для создания усовершенствованной системы, занимающейся вопросами повсеместного внедрения этических норм в деятельность всех видов средств массовой коммуникации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
1 Теоретические аспекты средств массовой коммуникации и способов их регулирования
1.1 Специфика исследования средств массовой коммуникации
Понятие коммуникация является базовой категорией современного общества. Массовая коммуникация (от лат. communicatio – обмен, связь, разговор) – это процесс популяризации информации с помощью различных технических средств на большие аудитории, для влияния на мнения, суждения и поведения индивидов [1, с. 11].
Массовая коммуникация – это создание и распространение среди массовой аудитории материалов, с целью дальнейшей передачи информации, важной для общества [2, с. 30].
Влияние на индивидов с помощью внедрения в их сознание определенных идей в этом заключается сущность массовой коммуникации. Сущность массовой коммуникации никогда не меняется, а вот различные формы и содержание коммуникации могут меняться в связи с изменением функционирования самой системы. Основной целью массовой коммуникации является изменение определенных субъектов социума в интересах других его членов или же ради всего социума в целом.
1 Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. ‒ М.: Знание, 2014. ‒ 191 с.
2 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. ‒ М.: Флинта, 2013. ‒ 450 с.
3 Науменко Т.В. Массовая коммуникация как глобальный процесс. ‒ М.: Научная библиотека, 2015. – 400 с.
4 Валгина Н.С. Теория текста. ‒ М.: Логос, 2015. ‒ 191 с.
5 Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. ‒Ростов н/Д.: ЦВВР, 2015. ‒ 708 с.
6 Пичурин И.И. Основы маркетинга. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. ‒ 383 с.
7 Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. ‒ М.: Юрайт, 2016. ‒ 603 с.
8 Корнилова Е.Е., Корнилов Е.А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. ‒ М.: Флинта, 2017. ‒ 257 с.
9 Ким М.Н. Теория и практика массовой информации. ‒ СПб.: Питер, 2016. ‒ 400 с.
10 Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. ‒ М.: Эксмо, 2016. ‒ 416 с.
11 Бакшин В.В. Основы журналистики. ‒ М.: Флинта, Наука, 2016. ‒ 160 с.
12 Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ‒ 383 с.
13 Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. ‒ М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2016. ‒ 416 с.
14 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах массовой информации».
15 Ермилов А.Е. Живой репортаж. Профессиональные советы тележурналисту. ‒ М.: Эксмо, 2015. ‒ 112 с.
16 Клушина Н.И. Этические аспекты массовой коммуникации. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.04.2019 в 17:20).
17 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. ‒ М.: Аспект Пресс, 2017. ‒ 257 с.
18 Градюшко А.А. Основы интернет-журналистики. – Минск.: БГУ, 2016. – 152 с.
19 Лукина М.М. Интернет – СМИ: теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 348 с.
20 Калмыков А.А. Медиалогия Интернета. – М.: URSS, 2017. – 271 с.