Введение
1 Теоретико-методологические основы исследования проблематики языка
1.1 Язык как социальная система
1.2 Воздействующая роль языка на массовое сознание в современном обществе
2 Исследование особенности языка современных российских СМИ
2.1 Исследования языка СМИ
2.2 Выявление субъективных характеристик аудитории печатных СМИ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета
Актуальность темы исследования заключается в том, что язык непосредственно с помощью эффективных приемов может воздействовать на аудиторию. Поэтому для специалиста по рекламе и связям с общественностью будет полезно рассмотреть и проанализировать аудиторию печатных СМИ, а также методы воздействия на аудиторию. Изучение языка СМИ обусловлена тем, что тексты массовой информации или медиатексты, являются сегодня одной из самых распространенных форм бытования языка. Это характеризуется стремительным ростом новой сферы речеупотребления, массовой коммуникации. Динамичное развитие традиционных СМИ: печати, радио, телевидения, появление новых компьютерных информационных технологий, глобализация мирового информационного пространства оказывают огромное влияние на процесс производства и распространение слова.
Изучение аудитории СМИ является актуальной темой в настоящее время. Зная интересы и потребности аудитории, специалисты по рекламе и PR смогут прогнозировать и ориентироваться в интересах потребителей. Эти сведения смогут внести новые идеи в деятельность печатных СМИ. Поэтому средства печати будут искать новые подходы к своей аудитории.
Степень научной разработанности проблемы язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. На самом деле можно судить, например, нацию по культуре её речи, по умственному здоровью этноса и социума, народа и общества. Главным фактор будет являться состояние языка.
СМИ играют огромную роль в общественной и политической жизни страны, делает их предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов. Проблемы СМИ стали постоянной темой на страницах таких известных журналов, как «Журналист» ,«Эксперт» , «Forbes. Исследованием влияния СМИ занимался институт географии РАН
Тенденции развития наших СМИ вызывают большой интерес и за рубежом. Также разработанность проблематики языка мы находим в работах зарубежных: Никлас Луман (немецкий социолог. «Теория общества»), Мануэль Кастельс (американский социолог. «Галактика Интернет»), Юрген Хабермас (немецкий философ и социолог. «Демократия. Разум. Нравственность»), Пал Тамаш (венгерский социолог.), Патрик Шампань (французский социолог. «Делать мнение.»).
Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе научного интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощрённые, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.
Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно, то, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью».
Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.
В отличие от традиционного подхода к изучению эффективности средств массовой информации, ограниченного анализом потребления аудиторией массовой информации, при котором измеряются масштабы «охвата» газетами, радио и телевидением массовых аудиторий, системный подход даёт понять, что масштабы влияния СМИ на социальную активность человека пока еще далеки от ожидаемого.
Исследование проблем эффективности СМИ, внесение их результатов в журналистскую практику будет способствовать более полному отражению процесса социально-экономического развития общества.СМИ, оказывают влияние на воспитание молодежи. Новости молодежь и дети не понимают до конца по содержанию, но форму они схватывают очень хорошо. Положительные передачи «Спокойной ночи малыши», например, для детей. Из российских ни один канал не положителен для детей, за исключением, только спортивных.
В исследовании использовались такие методы как теоретический, анализ данных, контент-анализ и анкетирование.
Степень научной разработанности проблемы языкового воздействия была поставлена, в первую очередь. Идеи отечественных классиков этого направления (Грушин Б.А. [1], Доронин А.И.[2], КорконосенкоС. Г.[3] , Науменко Т.В.[6], Чумиков А.Н.[16], Пугачев В.П.[10]) во многом определяют современное представление о самопрезентации человека.
Объектом работы является язык современных СМИ.
Предметом воздействие язык современных российских СМИ.
Цель работы: изучить и проанализировать языковые воздействия на аудиторию и её поведение через СМИ
Задачи:
рассмотреть язык как социальную систему;
охарактеризовать роль языка на сознание;
выявить язык СМИ.
определить аудиторию печатных СМИ
Гипотеза: манипуляция сознание осуществляется с помощью идёт через СМИ.
Теоретическую основу работы составила классификация методов информационного воздействия, влияние печатных СМИ на сознание.
В исследовании использовались такие методы как теоретический, анализ данных, и анкетирование.
Новизна работы заключается в том, что что в изучении методов влияния СМИ на аудиторию важным аспектом в поведении, мировоззрении и социальном настроении людей являются язык.
Практическая значимость исследования состоит в том, что детальное исследование и анализ воздействия информационного воздействия на аудиторию имеет широкий спектр влияния и возможностей применения в таких сферах, как: идеология, имиджелогия, психотерапия, создание электронных масс-медиа, компьютерная психокоррекция, управление бизнесом и политикой, информационное противоборство (информационная и интеллектуальная войны).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений
1 Теоретико-методологические основы исследования проблематики языка СМИ как основного средства воздействия на массовое сознание
1.1 Язык как социальная система
Являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления.
Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности. Познание с помощью языка осуществляется через языковой знак, в значении которого фиксируются выделенные совокупной общественной практикой существенные свойства объекта. Конкретный язык, таким образом, служит для выражения накопленного знания, представляя его в особой знаковой форме. Язык СМИ – основное воздействие на массовое сознание.
Познавательная функция языка неотделима от его репрезентативной функции, в чем состоит основное отличие языка от прочих семиотических систем. Фиксация, или кодирование, в форме языкового знака воспринятого и по-своему «осмысленного» человеком опыта делает возможной передачу информации от одного носителя к другому и сохранение ее во времени и пространстве [5, c.27].
1 Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М.: Политиздат 2015. 256 с.
2 Доронин А.И. Информационноаналитическая работа: обработка материалов средств массовой и нформации. М.: Ось89.2017. 384 с.
3 Корконосенко С. Г., Основы теории журналистики. М.: Аспект Пресс 2017. 287 с.
4 Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М.: Феникс 2016 . 560 с.
5 Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации : учеб. Пособие Ростов н/Д .: Феникс, 2018. 427 с.
6 Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2019. 288 с.
7 Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. СПб.: Наука, 2015. 262 с.
8 Дедов А.Н.,Основы телевизионной журналистики. М.: Издво МГУ, 2017. 345 с.
9 Прохоров Е. П.Введение в теорию журналистики. М.: Лотос 2015. 294 с.
10 Пугачев В.П., Политология. Справочник студента. М.: Наука 2016. 421с.
11 Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Дело 2017. 288 с.
12 Смыслов Д.А. Психологические особенности связей между вербальными и невербальными характеристиками в коммуникативном процессе: Автореф. М.: Наука, 2016. 253 с.
13 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ П.А. Сорокин. М.: Наука, 2015. 357с.
14 Болотова А. К. Социальные коммуникации. М.: Гардарики, 2018.
265 с.
15 Кубрак, Т. А. Интенция субъекта в вербальной коммуникации. М.: 2017. 619 с.
16 Чумиков А.Н., Связи с общественностью. М.: Дело, 2015. 200 c.
17 Шишкин А.Ф., Экономическая теория. М.:Гамунит,2016. 176 с.
18 Козлов Е.В., Кудряшов Д. Администратор Instagram. Руководство по заработку. М.: АСТ, 2018. 290 с.