Курсовая работа|Социология

Курсовая Суеверия в молодежной среде

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2014 | Страниц: 38

Введение

1 Общая характеристика суеверий

1.1 Понятие и происхождение суеверий

1.2 Основные социальные функции суеверий

2 Суеверия в молодежной среде

2.1 Причины суеверий среди молодежи

2.2 Влияние суеверий на поведение студентов во время сессии

Заключение

Список использованных источников

Приложение Анкета

Актуальность темы исследования обусловлена традиционным влиянием суеверий на динамично развивающуюся молодежную среду. Тема суеверий остается недостаточно изученной в социологии и психологии. Из поколения в поколение усваивается жизненный опыт, где истинные ценности отечественной культуры заменяются всевозможным суеверием.

О приметах и суевериях спорят давно, и спорят люди совершенно разных специальностей, разных характеров и темпераментов. К данной теме довольно часто обращаются историки, литераторы, искусствоведы, социологи, философы, психологи и даже политики. Кто-то из этих людей суеверен, а кто-то нет. Каждый из них преследует свои определенные цели, и каждая теория по поводу суеверий имеет право на существование.

Проблема примет и суеверий неоднозначна и вызывает много споров, ведь при рассмотрении этих вопросов затрагиваются такие темы, как религия, психология, культурная и духовная жизнь людей, вопросы о предопределении судьбы и нечистой силе. Но, так или иначе, нельзя отрицать, что приметы и суеверия играют огромную роль в нашей жизни.

В последнее время в молодежной субкультуре наблюдается тенденция негативных социальных идеалов, ценностей и ожиданий, обусловленных тем, что культурное пространство нередко воспринимается новым поколением как досуг и развлечение, а не труд (духовный, нравственный, интеллектуальный физический). Низкий уровень культуры, переживание внутриличностного конфликта, высокая тревожность, неустойчивость жизненных ориентиров, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к стрессам, нервно - психическим нарушениям, что является причиной прогрессирующей невротизации подрастающего поколения. Подверженность психологической зависимости, манипуляция сознанием приводит к суевериям.

Актуальность данной работы обусловлена сложившейся в современном обществе обстановкой, возросшим интересом к магии, колдовству, суевериям, приметам. Приметы и суеверия часто ассоциируются с магическими обрядами, нечистой силой и религией. Все это дает окраску таинственности, а тема, которая включает в себя загадки и не раскрытые до сих пор секреты, намного интереснее для исследования, чем темы, содержащие в себе одну лишь теорию и неопровержимые факты.

Степень научной разработанности проблемы. В современной отечественной и зарубежной социологии в исследовании проблемы влияния суеверий в среде молодежи можно выделить ряд направлений:

Одним из них является когнитивный подход (Л. Леви-Брюль, А. Леман, П.П. Блонский). В данном подходе суеверия анализируются как попытка понять необъяснимое и неизвестное. Его представители считают, что с помощью магических операций человечество всегда стремилось к познанию фактов, лежащих вне пределов обыкновенного опыта и необъяснимых общепринятыми способами.

Следующий подход  бихевиористский (Б.Рассел, Е.А.Грушко, Ю.М. Медведева). Согласно этому подходу суеверия представляют собой развернутое или редуцированное поведение. Суеверное поведение – поведение, которое возникает и поддерживается в результате случайного подкрепления, которое фактически с ним не согласуется. В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали.

Еще одним является эволюционистский подход (К.К. Платонов, Б.Ф. Поршнева, М. Мюллер, В.Я. Пропп). В рамках этого подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее.

Следуя теории А. Маслоу, можно сказать, что суеверия как стереотипные, привычные способы решения проблем позволяют человеку справляться со своим страхом перед неизвестностью и неопределенностью и таким образом способствуют его адаптации к статичным и повторяющимся явлениям. [1].

Объект: суеверия как социальный феномен.

Предмет: суеверия в молодежной среде.

Цель работы: определить значимость суеверий в молодежной среде.

Задачи:

рассмотреть понятие и происхождение суеверий;

выявить специфические социальные функции суеверий;

определить степень влияния суеверий на молодежную среду;

изучить насколько социальные действия индивидов подвержены влиянию суеверий (на примере поведения студентов во время сессии).

В работе представлено 3 гипотезы:

суеверия в целом широко распространены среди современной молодежи;

основным мотивом является потребность в безопасности и защите своей личности от негативных переживаний;

студенты во время сессии в большей степени подвержены влиянию суеверий.

Теоретическую основу работы составили исследовательские работы по социологии, психологии, теологии отечественных и зарубежных авторов.

Методологическую базу составили исторический подход объективности, принцип научности, гуманистическая парадигма в социологии.

В исследовании использовались такие методы как сравнительный анализ вторичных данных, анкетирование.

Эмпирической базой стали результаты социологического исследования, проводившееся среди студентов КубГТУ 2 и 4 курсов в ноябре 2014 года. В исследовании приняли участие 56 человек.

Новизна работы заключается в том, что работа нацелена на изучение проблемы суеверий студенчества в период сессии.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение при проведении семинаров, дискуссий, написании научных работ.

Работа состоит из введения, основной части, заключения. Имеется приложение и список используемой литературы

1. Общая характеристика суеверий

1.2. Понятие и происхождение суеверий

В древние времена человек пытался объяснить события, происходящие вокруг него, с учетом уровня своих знаний. Он многого не знал о Солнце, о Луне, звездах, кометах и т.д. Поэтому он судил о них на основе имеющегося у него опыта и старался оградить себя от их влияния. Именно в результате этого астрология долгое время считалась религией. Но с развитием науки небесные тела стали более понятными и изученными. Старые верования должны были умереть. Но этого не случилось. Люди не перестали верить, что, например, увиденный метеор приносит удачу, и, таким образом, эти верования стали суевериями. Интересно заметить, что во многих религиях любые суеверия считаются грехом.

Итак, суеверия — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощенных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

1 Психология суеверий [Электронный ресурс].Режим доступа: http://sueverie.net/psixologiya-sueverij.html.Психология суеверий (дата обращения: 3.11.2014).

2 Попов В.С. Проблемы происхождения суеверий [Текст] / Попов В.С. //Аналитика культурологии. – 2011.№11.

3 Копылова А.В. Русские обычаи: Обряды, предания и суеверия [Текст] / Копылова А.В. М. : РИПОЛ классик, 2009.c. 382.

4 Голицына Н.С. Суеверия непобедимы [Текст] / Н. Голицына // Огонек.2009.№ 44.С. 52-53.

5 Аветисова С.О. , Аванесова Р.С. Приметы и суеверия в России и Великобритании [Текст] / Аветисова С.О. , Аванесова Р.С. // Соц.2014.№ 6.

6 Габдуллин И. Р. Суеверие и пережиток как формы выражения предрассудка [Текст] / Габдуллин И. Р. // Вестник Оренбургского государственного университета.2009. № 7.С.131-138.

7 Народные суеверия [Электронный ресурс].Режим доступа: http://narodnye-primety.ru/sueveriya/narodnie-sueveriya.html.(дата обращения: 11.11.2014).

8 Приметы и суеверия в России [Электронный ресурс].Режим доступа:http://knowledge.allbest.ru/moscow/3c0b65635a3ad78a4d43a89421206d27_1.html.(дата обращения: 13.11.2014).

9 О свадебных суевериях // Славянка.2012.№ 2 (38). С.110-111.

10 Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий [Текст] / М.Н. ВласоваСанкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. – с.512.

11 Отношение к суевериям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vzglyadzagran.ru/information/view/3/88/. (дата обращения: 16.11.2014).

12 Иванова Т.Г. «Халява, ловись!» [Текст] / Т. Г. Иванова // Живая старина.2004.№ 3.С. 38.

13 Райкова И. Н.: 1) Жанры студенческого фольклора в контексте традиционной культуры // VIII Международные Виноградовские чтения: проблемы истории и теории литературы и фольклора [Текст] / И.Н. Райкова.М., 2009.С. 45–55; 2) «От сессии до сессии живут студенты весело...»: (фольклор современных студентов: традиционное и новое) // Славянская традиционная культура и современный мир [Текст] / И.Н. Райкова.М., 2011.Вып. 9.С. 39–56.

14 Ульянченко А.Л. История изучения суеверий в работах российских исследователей (вторая половина XIX века начало XXI века) [Текст] / А.Л. Ульянченко // 2012.№ 5.

15 Студенческие суеверия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ikirov.ru/journal/week-theme-art-studencheskie-sueveriya.html. (дата обращения 21.11.2014).

16 Мадлевская Е. Л. «Халява у каждого одна на всю жизнь» [Текст] / Е.Л. Мадлевская // Живая старина.2009.№ 2.С. 33–34.

17 Морок А.В., Разумовская К.А. Шаманизм [Текст] / А.В. Морок, К.А. Разумовская.М.: Научная книга, 2013.250 с.

18 Сапега Н. И. Суеверия в студенческой среде [Электронный ресурс] // Молодежь и наука: сборник материалов VII Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посвящ. 50-летию первого полета человека в космос. Красноярск, 2011. Режим доступа: http://conf.sfu kras.ru/sites/mn2011/thesis/s11/s11_04.pdf. (дата обращения: 23.11.2014).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское