Курсовая работа|Социология

Курсовая Суеверия как социокультурный феномен

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2014 | Страниц: 23

Введение

1 Теоритические основы изучения суеверия как социокультурного феномена

1.1 Понятие суеверия

1.2 Мировоззренческая и конфессиональная ориентация молодежи

1.3 Суеверия в сознании молодежи

2 Исследование суеверий в молодежной среде

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы. На протяжении всей истории человечества люди испытывали определённую тягу к познанию тех процессов, которым не всегда можно было найти логическое объяснение. Вера в сверхъестественные силы и сверхспособности человека не покидала многие поколения наших предков. Сменялись исторические эпохи, предводители, исчезали государства, а на их месте появлялись другие. Однако одно оставалось неизменным — желание и неподдельный интерес к проявлениям чудесного и фантастического.

Часто человечество прибегало к поиску «правды» путем отождествления себя с той или иной религиозной конфессией, но все же случалось, что предпочтения отдельного индивида оказывались далеко за пределами человеческого сознания и церковных догматов. История хорошо помнит магов, ворожей, колдунов. На сегодняшнем этапе развития общества эти процессы не остановились и не ушли в прошлое, а лишь приобрели иной характер, трансформировались и видоизменились. Исследователи отмечают, что воздействию суеверий подвержены определенные группы людей, подвергающиеся тому или иному внешнему воздействию. Прежде всего, речь идет о людях, которые испытывают чувство страха и неуверенности в себе.

Вероятно, поэтому так развиты суеверия у наших современников, постоянно подвергаемых опасностям со стороны неконтролируемых ими природных сил. Например, известной суеверностью отличаются моряки, летчики, шахтеры, крестьяне. Обобщая вышесказанное, логично было бы предположить, что наблюдаемый в последние годы рост мистицизма и суеверности является прямым следствием углубляющегося социально-экономического и духовного кризиса в обществе, усиления нестабильности, вынуждающих наших современников прибегать в своем чувстве бессилия и тревоги к защите сверхъестественных и таинственных сил.

Суеверия можно анализировать как частный случай социальных установок. Т.е. суеверное представление – это установка на восприятие и понимание людей, предметов и явлений окружающего мира как связанных между собой причинно-следственными связями при объективном отсутствии зависимостей между ними (приписывание причинно-следственных зависимостей предметам и явлениям окружающего мира, объективно не связанным между собой).

Рассматривая суеверие в качестве установки, следует выделить в ней аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает в себя эмоциональные состояния и процессы, переживаемые по поводу реализуемых примет – страх, тревогу, гнев, волнение, а также радость, удивление, восторг, интерес. Когнитивный компонент суеверия представлен процессами восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Поведенческий компонент суеверия означает совершение ритуальных символических действий (заклинаний, молитв, заговоров, наговоров), призванных защитить и оберечь суеверного человека при появлении предвещающих беду примет, вызвать желаемое действие или предотвратить нежеланное событие.

Таким образом, можно говорить о суеверно-ритуальной деятельности, которая является деятельностью, основанной на вере в сверхъестественные, таинственные силы и приметы; предполагающей субъективное приписывание причинно-следственной зависимости объективно не связанным явлениям; направленная на совершение защитно-ритуальных действий [1].

В последнее время в молодежной субкультуре наблюдается тенденция негативных социальных идеалов, ценностей и ожиданий, обусловленных тем, что культурное пространство нередко воспринимается новым поколением как досуг и развлечение, а не труд (духовный, нравственный, интеллектуальный, физический). Низкий уровень культуры, переживание внутриличностного конфликта, высокая тревожность, неустойчивость жизненных ориентиров, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к стрессам, нервно-психическим нарушениям, что является причиной прогрессирующей невротизации подрастающего поколения. Подверженность психологической зависимости, манипуляция сознанием приводит к суевериям. Реальная же жизнь непредсказуема, в ней есть множество законов, принципов и правил: знание своего прошлого, традиционных конфессий, ценностей отечественной культуры, физический труд, любовь к природе, Родине, культуре, близким. Культурное пространство, в котором формируется молодое поколение, опираясь на исторический опыт, должно быть представлено примерами, помогающими находить выход из трудных жизненных ситуаций.

Научная разработанность темы. Хотя суеверия – тема, недостаточно изученная в нашем мире, однако же, в ней можно чётко проследить свою собственную теоретическую основу. Так, Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.

А. Леман подчеркивает, что с помощью магических операций человечество всегда стремилось к познанию фактов, лежащих вне пределов обыкновенного опыта и необъяснимых общепринятыми способами; пыталось получить власть над внешним миром, недостижимую обыкновенными средствами.

По словам П.П. Блонского, суеверия играют огромную роль в «первобытной науке», являясь увековечением какого-нибудь прецедента навсегда и позволяя прогнозировать будущее. Т.е. суеверия можно считать элементарными средствами памяти и воображения.

П.Я. Гальперин указывает на такую функцию суеверий как классификация и обобщение впечатлений от окружающего мира, но оговаривает, что происходит это на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал. По К. Леви-Стросу, первобытные классификации, хотя и основаны на чувственно воспринимаемых сходствах и различиях, служат упорядочиванию и организации внешнего мира, преодолению хаоса.

И.Р. Габдуллин придерживается мнения о том, что предрассудки выполняют роль предварительных априорных суждений: живущий повседневными заботами человек придерживается практического мышления, разделяя предметы на классы по грубым (а не существенным) признакам, и не рассуждая, поскольку неведение в каком-то вопросе мешает ему быть эффективным. Предрассудок является сверхобобщенной и сверхкатегоричной характеристикой, обнаруживаясь не только в познавательном акте, но и выражая эмоциональное переживание, подавляющее рациональную аргументацию.

По словам В. Мезенцева, суеверия основываются на вере в чудесное, сверхъестественное, возникающей от недостатка знаний. Как сверхъестественное воспринимается все, что выходит за пределы повседневного опыта и не укладывается в привычные представления.

Г.Г. Почепцов определяет суеверия как предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события, и считает возможным влиять на них. Суеверие включает в себя допущение, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты ошибочности вытесняются. Сохранению и распространению суеверий способствует желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций. Суеверия более широко распространяются в экстремальных обстоятельствах.

И. Дзялошинский считает, что суеверия – это система восприятия и описания мира, имеющая характер нравственного реализма – мир понимается как однозначное противопоставление добрых и злых сил.

Все они по-разному изучают суеверия, чудеса, которые по систематизации основных примеров в сущности – одни и те же в процессе развития общества и мира в целом.

Объектом данной работы являются суеверия как социокультурный феномен.

Предмет работы — суеверия в молодежной среде.

Цель работы — выявить особенности суеверий в молодежной среде.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:

1) определить понятие суеверия;

2) выявить мировоззренческую и конфессиональную ориентацию молодежи;

3) охарактеризовать суеверия в сознании молодежи;

4) исследовать проявления суеверий в молодёжной среде.

Гипотеза. В молодежной среде суеверия достаточно распространены, им следуют подавляющее большинство студентов. Вера в приметы увеличивается во время подготовки и сдачи сессии и не зависит от гендерного деления.

Методы исследования – метод вторичного анализа практического материала по теме исследования.

Эмпирическая база. Эмпирической базой работы являются исследования суеверий таких авторов, как Ю.В. Саенко, В.В. Юдин, Н.И. Сапега, А.Л. Ульянченко. В своих работах она рассматривали понятие суеверия и проводили эмпирические исследования, направленные на выявление суеверий в молодёжной среде.

Научная новизна данной курсовой работы состоит в том, что результаты исследования были подвержены вторичному анализу, проанализированы и систематизированы.

Практическая значимость работы: полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов суеверий в молодежной среде, а также представляют интерес для социологов, культурологов, психологов и других людей, интересующихся вопросами суевери

1 Суеверия как социокультурный феномен молодежной среды

1.1 Понятие суеверия

Термин «суеверие» включает в себя два понятия - «суе» и «вера» [2, с.10]. Каждое из них несет свою смысловую нагрузку. Приставка «суе» идентична древнеславянскому слову «всуе» — «зря», «напрасно», и используется в сложных словах, чтобы подчеркнуть, что это противоположно разумному, вечному благу, духовной жизни. В латинском языке слово «superstitio» («суеверие»), вошедшее в речь англичан, французов, итальянцев, испанцев, означает «выживший», «пережиток», как остатки древнеязыческих верований и обрядов.

Проявление суеверия - это вера в черную и белую магию, в чудеса, совершаемые колдунами, ведьмами, знахарями, толкователями снов; вера в таинства, свойства имен, в мистическое - в отличие от эмпирического - приметы; вера в сглаз, порчу, предзнаменования, ясновидение, оборотничество, иррациональные способы предсказания будущего.

1. Саенко Ю.В. Суеверия современных студентов. // Вопросы

психологии, 2008. — №4. — С.122-130

2 Чулков М.Д. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических

жертвоприношений и свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч. — М.: В типографии у содержателя Ф. Гиппиуса, 1786. — 326 с.

3 Мезенцев В.А. О суевериях – всерьез. — М: Сов. Россия, 2000. –

240 с.

4 Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий. //

Вопросы психологии, 2006. — №6. — С.9-10

5 Юдин, В. В. Особенности религиозности молодежи восточных

регионов Беларуси / В. В. Юдин. — Минск : Изд. центр БГУ, 2009. — 150 с.

6 Мчедлов, М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном

портрете современного верующего // Социс. — 2008. — № 7. — С. 69.

7 Религия и церковь в современную эпоху / Л.Н. Великович [и др.].

— М.: Мысль, 2003. С. 63

8 Чертков А.Б, Комаров В.Н. Беседы о религии и атеизме: кн. Для

учителя. — М.: Просвещение, 2001. С. 4.

9 Новикова Л.Г. Молодежь и религия // Молодежь Беларуси:

социальная политика и условия самореализации / под общ. ред. М.Н. Хурса. Минск: ИСПИ, 2009. С. 96

10 Ульянченко А.Л. Изучение проблематики суеверий у

студенчества и молодёжи в работах русских и зарубежных исследователей в XX - XXI вв. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2013. — №1(21)

11 Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционныя религиозность:

опыт социологического изучения // Социс. — 2011. — № 5.— С. 97.

12 Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства: от

древности до наших дней. — Издание 2-е. Киев: Украина, 2011. — 399 с.: 154

13 Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского

народа. — М.: Эксмо, 2008. - 768 с.

14 Гольбах П. Священная зараза или естественная история суеверия.

— М.: ОГИЗ. Государственное антирелигиозное издательство. 2002. XIV. - 343 с.

15 Лаврентьева Е.В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской

поры. Приметы и суеверия. — М.: Молодая гвардия, 2006 г. - 516 с.

16 Сапега Н. И. Суеверия в студенческой среде [Электронный

ресурс] // Молодежь и наука: сборник материалов VII Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посвящ. 50-летию первого полета человека в космос. Красноярск, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s11/s11_04.pdf

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское