Введение
1 Теоретические основы изучения эффектов и эффективности информационного воздействия ы деятельности СМК
1.1 Методы информационного воздействия и их эффект
1.2 Понятие эффективности информационного воздействия. Критерии оценки эффективности
2 Исследование эффективности методик воздействия на аудиторию на примере новостных передач
2.1 Новостные передачи как способ воздействия на аудиторию
2.2 Методы воздействия на аудиторию используемые в новостных телепередачах
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета «Доверие к СМИ»
Приложение Б Контент-анализ
Дж. Цаллер в своей работе «Происхождение и природа общественного мнения» рассматривал манипулирование массовым сознанием как систематическое управление с помощью информации, сводящееся к распространению определенных сообщений и ограничению других, то есть использованию цензуры с целью убеждения реципиента поступать в соответствии с интересами различных финансовых и политических групп [4].
В свою очередь в работах Э. Гидденса «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь» [5], Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием» [6] критикуется широкое использование манипулятивных технологий в целях управления обществом, так как данные технологии ведут к усугублению социального неравенства и разрушению публичной сферы информации.
В России также исследовались проблемы эффективности деятельности средств массовой информации. К примеру, в работе В.Г. Афанасьева под эффективностью деятельности средств массовой информации понимается степень достижения целей на базе использования тех или иных затрат, средств, ресурсов [7].
Но наибольший вклад в теоретическую разработку данной проблемы внес Б.А. Грушин, предложивший в своей работе «Эффективность массовой информации и пропаганды: понятия и проблемы измерения» поэтапный анализ эффективности [8].
Но несмотря на больше количество разработок различных исследователе данная проблема сегодня является как никогда актуальной и всё еще не до конца изученной, так как с каждым годом появляются новые инструменты и средства массовой информации, меняется общество, а потому постоянно нужно проводить исследования, направленные на выявление эффективности тех или иных приёмов.
Объект – информационное воздействие.
Предметом – эффекты информационного воздействия и их эффективность.
Цель работы: изучить эффекты информационного воздействия и их эффективность.
Задачи:
- рассмотреть методы информационного воздействия и их эффект в деятельности СМК;
- изучить понятие эффективности информационного воздействия и критерии её оценки;
- определить методы воздействия на аудиторию, используемые в новостных телепередачах.
Гипотеза: большой эффект информационного воздействия идёт через новостные телевизионные передачи.
1 Теоретические основы изучения эффектов и эффективности информационного воздействия в деятельности СМК
1.1 Методы информационного воздействия и их эффект
Для начала следует определить, каким образом трактуется и понимается в данной работе само понятие информационное воздействие. Информационное воздействие – это распространение информации, представлений, идей, интересов, настроений, чувств и т. д., ориентированное на изменение психологии и поведения объекта воздействия, т. е. формирование определенных правовых взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, идеологии, социальных правовых представлений и социально-правовых идентичностей.
Но каким образом достигается информационное воздействие? Почему массы доверяют СМИ и СМК? Для того, чтобы ответить на данный вопрос необходимо рассмотреть основные методы эффективного информационного воздействия:
Первым методом выступает – дезинформация. Сущность данного метода заключается в представлении заведомо ложной информации. Подаваясь из различных источников, искаженная версия действительности преподносится, как правило, в ключевые моменты, когда необходимо принятие того или иного решения. Таким образом, к моменту получения корректной информации основная цель данного метода уже достигнута. Несмотря на высокую эффективность, в современных условиях дезинформация используется сравнительно редко.
Еще одним методом влияния на массы является – семантическое манипулирование. Эффективность данного приёма достигается за счет тщательного отбора и композиции понятий, которые вызывают те или иные реакции, основанные на эмоциональной ассоциации. Большинство понятий могут иметь несколько различных определений, которые, в зависимости от контекста, преподносятся в позитивном или негативном ключе.
Следующим методом, который необходимо рассмотреть является, несомненно – отвлечение. Этот приём средств массовой коммуникации может быть использован в том случае, когда сокрытие той или иной информации становится невозможным. То есть в данной ситуации эффективно будет отвлечь аудиторию посредством акцентуации ее внимания на любой другой информации, преподнесенной в виде сенсации/масштабного события. Подобная информация преследует одну единственную цель – образование альтернативы, создание информационного повода, который отвлечет на себя внимание аудитории и спровоцирует максимально живой резонанс, вследствие которого актуальность нежелательного сообщения ощутимо снизится.
Также важно рассмотреть и метод фрагментации, который, в сущности, представляет собой дробление информации на кратковременные отрезки. Будучи представленной среди серии коротких информационных сюжетов, эта информация встает в один ряд с ними по времени, отведенной на ее донесение. Таким образом, теряется ее реальная значимость, подсознательно она может быть приравнена к одному из отвлекающих сюжетов. Обратным примером фрагментации может служить искусственное усиление информационного повода для создания эффекта ажиотажа, повышенной значимости того или иного события.
Но наиболее эффективным методом информационного воздействия, конечно, служит метод создания стереотипа. Процессы усвоения и переработки информации значительно упрощаются благодаря формированию стереотипов. Это позволяет свести восприятие и анализ незнакомых данных к ассоциативной связи с имеющимся утвержденным шаблоном оценки. Любой стереотип представляет собой эффективный инструмент для воздействия, так как он неразрывно связан с обществом и его жизнедеятельностью, а также с жизнедеятельности отдельных социальных групп.
Еще одним не менее важным методом информационного воздействия выступает имидж. Если стереотип связан с образом, который характеризуется определенными свойствами, то имидж, по сути, является искусственно созданным образом. Посредством трансляции ряда заранее заданных ассоциаций он нацелен на воображение аудитории и предполагает формирование определенного восприятия того или иного объекта. Качественно закрепленный имидж, как и стереотип, позволяет эффективно воздействовать на аудиторию благодаря простоте его восприятия.
1 Яковлева Э.В. Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной медиареальности // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 622-625.
2 Лассуэл Г. Концепция массовой коммуникации // studopedia.su: URL: https://studopedia.su/9_57941_kontseptsiya-massovoy-kommunikatsii-garolda-lassuella.html (дата обращения: 15.10.2019).
3 Лазарсфельд П. Теория ограниченных эффектов //Студопедия.Нет: URL: https://studopedia.net/5_73513_teoriya-ogranichennih-effektov-plazarsfelda-znachenie-referentnoy-gruppi-pri-vospriyatii-massovoy-informatsii.html (дата обращения: 24.10.2019).
4 Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 560 с.
5 Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М. : Весь мир, 2004. 120с.
6 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М. : Мысль, 2015. 326 с.
7 Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М. : Политиздат, 2016. 408 с.
8 Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М. : Знание, 1979. 64 с.
9 Почепцов Г.Г. Эффективность средств массовой информации. Минск: РГБ, 2016. 117 с.
10 Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. М. : Высшее образование, 2018. 190 с.
11 Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М. : РИП-Холдинг, 2017. 224 с.
12 Громов Ю.Ю., Дидрих И. В. Информационные технологии: Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. 260 с.
13 Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. 240 с.
14 Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. 240 с.
15 Назаров М.М. Эффективность средств массовой коммуникации. М. : Знание, 2018. 68 с.
16 Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество, 2015 г., вып.1. С. 36-40.
17 Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2016. 159с.
18 Почепцов Г.Г., Лакан Ж. Телевидение. М.: ИТДК «Гнозис», 2016. 248 с.
19 Официальный сайт Первого канала [Электронный ресурс] URL: https://www.1tv.ru (дата обращения 18.11.2019)
20 Официальный сайт России 1 [Электронный ресурс] URL: https://russia.tv (дата обращения 19.11.2019)
21 Официальный сайт канала НТВ [Электронный ресурс] URL: https://www.ntv.ru (дата обращения 19.11.2019)
22 Официальный сайт канала РЕН ТВ [Электронный ресурс] URL: http://ren.tv (дата обращения 30.12.2019)