Введение
Глава 1. Основные признаки язычества
Глава 2. Представления об устройстве мира
Заключение
Список источников
Реферат|Культурология
Авторство: Znanie
Год: 2014 | Страниц: 10
Введение
Глава 1. Основные признаки язычества
Глава 2. Представления об устройстве мира
Заключение
Список источников
Вопросы вероисповедания и религии в рамках науки культурологии всегда имели первостепенное значение, так как принадлежность общности к той или иной вере может многое сказать о ее культуре. Религиозные убеждения нации определяют специфику миропонимания, образа жизни, менталитета и передаются из поколения в поколение.
Слово «язычество» происходит от церковнославянского «языцы» (иноземные народы). Ими обозначали нехристианские религии, которые исповедовали многобожие. Эти боги олицетворяли явления природы, а также отдельные природные объекты. Сущность языческих культов заключалась в магическом воздействии на природу.
В Толковом словаре Ожегова «Язычество – общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии».
В Толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф. «Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам (в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства); идолопоклонство«. [15]
Целью данной работы является изучение основных позиций языческой веры как основы мировоззрения древних славян. Для этого необходимо описать черты мировосприятия носителей древней религии; дать характеристику божествам и обрядности язычества.
Это комплекс религиозных обрядов, верований, представлений о мире, которые послужили причиной единства славянской общности до принятия христианства. Славяне-язычники, прежде всего, обожествляли явления природы, которые не могли превозмочь или объяснить. «Одной из основных черт мировосприятия как древнего, так и средневекового человека была глубокая религиозность и вера в сиюминутное влияние потусторонних сил на его жизнь». [14 с.15] Соответственно изучение данной темы раскроет особенности миропонимания древних славян.
Язычество появилось задолго до начала нашей эры, служило основой миропонимания ни одно тысячелетие и может пролить свет на традиции особенности быта наших предков. Данная религия – важный этап развития культуры наших предков, ее отголоски до сих пор существуют в сознании людей, имеющих славянские корни. Современности очень хорошо известны суеверия, они проявляется в использовании амулетов, татуировок как оберегов или хранителей таинственных сил. Народная демонология хранит языческие образы (это леший, домовой, водяной, кикимора и т.д.). Кроме того, на этом этапе развития человеческого сознания сформировались фундаментальные черты менталитета нации, искоренить которые, пожалуй, невозможно.
Глава 1. Основные признаки язычества
Язычество не входит в состав мировых религий вероятно потому, что оно было «искоренено» на ранней стадии своего развития. «Общественное богослужение ещё не установилось, и даже в последние времена язычества видим лишь слабые его зачатки. Незаметно ни храмов, ни жреческого класса; но были отдельные волхвы, кудесники, к которым обращались за гаданиями и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах, преимущественно на холмах, ставились изображения Богов, перед которыми совершались некоторые обряды и приносились требы, (жертвы), иногда даже человеческие.» [7 с. 273]
Славяне наделяли сверхъестественными способностями всевозможные предметы, орудия труда, охоты. Это называется фетишизмом. На ранних стадиях развития язычества предмет воспринимается как источник необычайной силы, затем как носитель какой-то, существующей отдельно от него, магии. Тоесть у вещей был своеобразный двойник. «Зримый образ этого «двойника» еще не сложился в сознании людей, и он выступал безликим и бесформенным, не оторванным от предмета. Это уже новая форма развития первобытных верований – анимизм». [9 c.23] Но подобная эволюция не расходится с закономерностями развития других древних религий.
Уникальность язычества заключается в отсутствии храмов, вере в силы природы, особая вера в загробный мир.
Места поклонения Богам, существующие как в современных, так и древних религиях, играли огромную роль в совершении обрядов. В язычестве же их практически не существовало. «Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым в 945 году Игорь приносил клятву в соблюдении заключённого с греками договора. Владимир, утвердившись в 980 году, поставил здесь на холме идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога и других Богов, которым князь и народ приносили жертвы». [7 с. 273] «До нас дошло большое количество древних святилищ, где в урочное время производились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней». [14 c. 20]
1. Викторов В.В. Культурология, учебное пособие. – М., 2002;
2. Волошина Т.А.Астапов С.Н. Языческая мифология славян. – Ростов-на-Дону,1996.
3. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2001;
4. Иванов В.Г. История этики средних веков. – Санкт-Петербург, 2002;
5. История религии под общей ред. Яблокова И.Н. – М., 2004;
6. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М., 2003;
7. Ключевский В.О. Курс русской истории (соч. в 9 томах). – М., 1987.
8. Ключевский В.О. Исторические портреты. – Москва, 1990.
9. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – М., 1988;
10. Лесной С. Откуда ты, Русь? – Ростов-на-Дону, 1995.
11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1997;
12. Семёнова М. Мы – Славяне! – Cанкт-Петербург, 1997.
13. Сененникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. –М., 2008.
14. Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. – М., 2002.
15. http://что-означает.рф
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!