Введение
Глава 1. Основные преобразования культуры в Петровскую эпоху
Глава 2. Литература, музыка и театра
Глава 3. Архитектура и живопись эпохи Петра I
Заключение
Список литературы
Реферат|Искусство
Авторство: Solnze
Год: 2013 | Страниц: 23
Введение
Глава 1. Основные преобразования культуры в Петровскую эпоху
Глава 2. Литература, музыка и театра
Глава 3. Архитектура и живопись эпохи Петра I
Заключение
Список литературы
Тема данной работы – Искусство Петровской эпохи.
Актуальность. Преобразования Петра I направили течение художественной жизни в новое русло. Процессы, обозначившиеся уже в предыдущем столетии (возрастание роли светской культуры, укрепление связей с Западной Европой), теперь мощно активизировались, получив радикальные, по-своему революционные импульсы. Благодаря петровским реформам именно светские, а не религиозные произведения вышли на авансцену жизни, обретая стилеобразующий смысл. Все искусство было (в его эпохальных сверхзадачах) поставлено на службу уже не церковно-трансцендентным, лишь опосредованно политическим, а уже непосредственно политическим целям прославления государства и воспитания идеального гражданина. Россия вошла в период своего рода ускоренного Ренессанса, стремительно усваивая опыт Возрождения барокко и раннего европейского классицизма, причем уже не в синкретическом, «западно-византийском», как совсем недавно, а вполне цельном варианте.
В выстроенном по воле Петра I городе на Неве была заложена совершенно новая по сути система мира, который обустраивается не религией, а искусством. Поэтому вполне закономерно, что в перспективе веков весь исторический центр Санкт-Петербурга превратился в гигантское художественное произведение. Доминантой стала Петропавловская крепость, возведение которой началось в 1703 году, с одноименным собором архитектора Д.А. Трезини (1712-1733), зданием церковным, но пластически выражающим, в первую очередь, благодаря своей колокольне со шпилем, вознесенным на огромную высоту, победную мощь и величие российской монархии.
Излюбленным архитектурным стилем начала века был сдержанный вариант барокко североевропейского образца, органично приспособленный, как и все последующие, новые для России стили, к местному пейзажу; его сравнительно скромные по масштабу здания определили первоначальный облик Санкт-Петербурга и его дворцовых окрестностей. Иностранные зодчие и художники заняли ведущее положение при императорском дворе, исполняя одновременно роль главных наставников в искусстве. Их творчество принято именовать «россикой». Молодежь начали отправлять для обучения за рубеж. Одновременно активно формировалась и новая национальная художественная школа: уже при Петре I, который стремился (по его собственным словам) показать, «что есть и из нашего народа добрые мастера», возникают проекты создания Академии художеств.
Регулярное градостроительство, до этого применявшееся в России лишь эпизодически, отныне превращается в универсальную систему, самым крупным и славным выражением которой служит «трезубец» проспектов, определивших структуру петербургского центра. В летней городской усадьбе Петра I, так называемом Летнем саду (1704) и Петергофе (Петродворце – с 1714) создаются образцы регулярного парка западного типа.
В сфере изобразительных искусств самым знаменательным, по-своему эпохальным, живописным жанром предстает портрет, постепенно освобождающийся от парсунной, во многом еще иконописной манеры и обретающий барочно-рокайльное чувственное одушевление. Развивается также и искусство портретной эмалевой миниатюры. Усиливается социальная роль гравюры, с мажорной энергией фиксирующей образы обновляющегося времени.
Цель работы – проанализировать искусство петровской эпохи.
Задачи работы:
1) изучить основные преобразования культуры в Петровскую эпоху;
2) рассмотреть литературу, музыку и театр;
3) проанализировать архитектуру и живопись эпохи Петра I.
Глава 1. Основные преобразования культуры в Петровскую эпохи
На протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями - Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989.
2. Бобахо В. А., Левикова.С.И. Культурология. - М.: Фаир-Пресс. – 2002 г.
3. Быстрова Н.А. Мир культуры, основы культурологи. ИВЦ Москва. Издательство ЮЖА. – 2000 г.
4. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века: Учебник. М., 2003.
5. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
6. Кючарианц Д.А. История культуры Петербурга . – СПб., 2001 – С. 309-313
7. Лавин Г.Т. Архитектура Санкт-Петербурга. – СПб., 2000 – С. 73-80.
8. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. С. 24–37.
9. Олейник Р.А. Культура Петербурга. – СПб., - 2001 – С. 51-56.
10. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990
11. Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. – СПб., 2002. – С. 242-248.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!