Введение
Факторы формирования и особенности русского менталитета
Ментальное своеобразие русского типа культуры
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Культурология
Авторство: Znanie
Год: 2012 | Страниц: 12
Введение
Факторы формирования и особенности русского менталитета
Ментальное своеобразие русского типа культуры
Заключение
Список использованной литературы
Менталитет – это объемное и еще не получившее четкого определения понятие встречается во многих сферах человеческой деятельности, его рассматривают как некую первооснову идентичности или идентичность общности. «Вопросы происхождения и сущности русского национального менталитета – ярко выраженная комплексная тема, которая находит свое выражение, по крайней мере, в трех группах литературных источников. Прежде всего, она отражена во многих общественных и гуманитарных науках: этнологии, социальной психологии, этнопсихологии, социологии, истории, политологии и т.д. Помимо науки, данная тема является предметом размышлений деятелей православной церкви, литературы и культуры и находит свое отражение, как в художественном творчестве, так и в публицистике. Наконец, тема своеобразия русского национального менталитета широко представлена в фольклоре (сказки, былины, мифы, анекдоты, пословицы, поговорки, частушки, песни)» [8 с. 11-12]. В рамках науки культурологи толкование данного понятия объемно и многогранно.
Менталитет – (лат. mens – ум, образ мыслей, склад ума) мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.
Присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков.
Менталитет формирует соответствующую культурную картину мира и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми.» [1 c.58]
Важность изучения этого понятия (в культурологии в том числе) заключается в его многоаспектности. Существует много источников, в которых затрагиваются только отдельные характеристики и структурные компоненты менталитета. Чаще всего он представлен как «ядро», «фундамент», «почва», «прообраз» русской культуры. Соответственно есть возможность выявить именно ее национальную сущность.
Целью данной работы является выявление наиболее оптимального метода изучения природы и основных черт русского менталитета обуславливающих идентичность культурного наследия нашей нации путем анализа литературы по теме.
Менталитет проявляется в психологических и эмоциональных реакциях неосознанного характера. Не случайно это понятие было введено в науку посредством изучения исторической психологии специалистами французской школы «Анналов».
Сложность в изучении какого-либо менталитета заключается в том, что это специфическое понятие, его сложно выявить, осознать. Чаще всего он «обнажается» в результате сравнения различных понятий, общностей или предметов культуры разных времен. Ученые рассуждают о менталитете, опираясь на подобные наблюдения. В автореферате на соискание ученой степени И.В. Емелькина поясняет, что в своей работе соотносит такие понятия как «менталитет» и «архетип», сравнивает русский и мордовский, русский и российский менталитеты. Кроме того, существует ряд источников, в которых термин «ментальность» не употребляется, но речь идет именно о ней. Рассматривается, например, понятие «души русского народа», «самосознания», «душевного склада людей». Автор «Заметок о русском» Д.С. Лихачев сам выступает как носитель русского менталитета.
Факторы формирования и особенности русского менталитета
Русский менталитет есть менталитет русской нации. Как справедливо заметил И.В. Кондаков, существуют и другие типы менталитета.
«Понятие «менталитет» шире, объемнее, нежели национальное своеобразие: возможно выявление и изучение ментальностей, охватывающих и другие общности, помимо наций (этнические, эпохальные, религиозные, классовые, государственно-политические, сциентистские и т.п.). В этом смысле принято говорить, например, о менталитете кочевников, примитивных народов (Севера, Тропической Африки); этнических (например, арабов) или субэтнических образований (например, казачества); менталитете эпохи Средневековья или Возрождения (общем для многих национальных культур); о менталитете, например, христианства как мировой религии (при всех различиях христианских конфессий и национальной специфики христианства в рамках одной и той же конфессии) и о менталитете, например, православия, в отличие от католицизма и протестантизма; о различном классовом менталитете дворянства, крестьянства, буржуазии, разночинцев или пролетариата (принадлежащих одной и той же нации в разное время или сосуществующих в ней параллельно); о политизированном менталитете, свойственном тоталитарному или демократическому обществу; о технократическом или гуманитарном менталитете в современном постиндустриальном обществе и т.п.» [5 c.28]
Для того чтобы понять вещь, нужно установить ее природу. Именно поэтому ученые в своих трудах о русском менталитете, как правило, затрагивают вопросы формирования русской нации.
«Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого, промыслового, трех типов образа жизни, таких как оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, – это язык.» [2 с.290]
1. Большой толковый словарь по культурологии / Кононенко Б.И. – М.: Вече, 2003. – 512 с.
2. Борзова Е. П. История мировой культуры. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 672 с.
3. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2003. – 336 с.
4. Емелькина И.В. Российский менталитет: сущность, объем понятия и социальная роль, (автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук). – Москва, 2011. – 52с.
5. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории. – М., 1998. – 259с.
6. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Издательство «Советская Россия», 1981. – 56 с.
7. Сергеева А.В. Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта Наука, 2006. – 320 с.
8. Трофимов В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.
9. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!