ВВЕДЕНИЕ
О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
О ЛЮБВИ
ЛЮБОВЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Культурология
Авторство: Znanie
Год: 2012 | Страниц: 22
ВВЕДЕНИЕ
О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
О ЛЮБВИ
ЛЮБОВЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Любовь – одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям. Любовь – самое важное слово в языке и самое загадочное. И древние, и современные мыслители соглашаются, что любовь играет главную роль в жизни человека. Нам говорят, что «любовь – замечательная штука» и что «любовь – это то, что заставляет землю вращаться». Тысячи книг, песен, журналов и фильмов приправлены этим словом. Многочисленные философские и религиозные системы уделяют огромное значение любви.
Психологи пришли к выводу, что основная эмоциональная потребность человека – это чувствовать, что его любят. Ради любви мы можем покорять горы и пересекать моря, побеждать зыбучие пески и преодолевать невыразимые трудности. Без любви горы становятся слишком высокими, моря просто невозможно пересечь, пески становятся непреодолимыми, а трудности кажутся нашим уделом в жизни. Апостол Павел, сказал, что любые достижения человека ничего не значат, если они не мотивированы любовью. Он делает вывод, что в последней сцене драмы человечества останутся только 3 героя: «вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».
Любовь, как один из наиболее сильных факторов в человеческих отношениях, была постоянным предметом регуляции через систему моральных норм, права и религии. Упорядочить любовь, внести её в социальные рамки, – такова была важная задача всякой социокультурной системы, но вместе с тем всякое общество не только допускало, но и культивировало в определённых сферах и формах любовные отношения, придавая им соответствующую аксиологическую форму. Идеальная платоническая любовь к Мадонне или Прекрасной даме, не только лишенная телесности, но и не ожидающая ответа, гаремные распорядки азиатских властителей, любовные похождения авантюристов, любовные крушения в реалистически изображаемой жизни – все эти варианты доставляли бесконечные сюжеты для художественной литературы и находили себе место в жизни, придавая ей огромное разнообразие.
О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
История русской культуры, её ценности, роль и место в мировой культуре вызывает большой интерес и как предмет научного изучения, и в качестве учебного курса. Появилось много научной и учебной литературы, освещающей нашу историю и культуру. Её осмысление в основном опиралось на труды мыслителей русского «Духовного Ренессанса» конца XIX – первой четверти XX вв.
В отечественной философской и культурологической традиции во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. При этом исходят из признания её исключительности, невозможности сведения её культуры ни к западному, ни к восточному типу, а отсюда делают вывод о её особом пути развития и особой миссии в истории и культуре человечества. Об этом писали русские философы, начиная с П. Я. Чаадаева, славянофилы, Ф. М. Достоевский. Тема «русской идеи» была очень важна для B. C. Соловьева и Н. А. Бердяева. Итог этих размышлений о судьбах России был подведен в философско-исторических концепциях евразийства.
Обычно евразийцы исходят из срединного положения России между Европой и Азией, которое считают причиной сочетания в русской культуре признаков восточной и западной цивилизаций. Подобную идею в своё время высказал В. О. Ключевский. В «Курсе русской истории» он доказывал, что характер русского народа формировало расположение Руси на границе леса и степи – стихий, противоположных по всем параметрам. Это раздвоение между лесом и степью преодолевалось любовью русского человека к реке, которая была и кормилицей, и дорогой, и воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. На реке воспитывались дух предпринимательства, привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества.
Противоположное действие оказывала бескрайняя русская равнина, отличавшаяся пустынностью и однообразием. Человека на равнине охватывало чувство невозмутимого покоя, одиночества и унылого раздумья. По мнению многих исследователей, именно здесь причина таких свойств русской духовности, как душевная мягкость и скромность, смысловая неопределенность и робость, невозмутимое спокойствие и тягостное уныние, отсутствие ясной мысли и предрасположенность к духовному сну, аскетизм пустынножительства и беспредметность творчества. Т. Карлейль отмечал: «Россия безразлична к жизни человека и к течению времени. Она безмолвна, вечна и несокрушима…»
1. Бердяев Н. А. Русская идея, Париж, 1946. – 260 с.
2. Бердяев Н. Смысл творчества // Философия творчества, культуры, искусства. М., 1994. Т. 1. С. 203.
3. Бонч-Осмоловская М. А. «Русская культура: дух или стиль?» Журнал «Золотой лев» №67-68, 2005
4. Моисеева А. П., Сычева С. Г., Колодий Н. А. Древняя Русь – место встречи цивилизаций, пересечения культурных влияний // Культурология. Россия – Запад. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005.
5. Немцев В. С. Союз любви, 2-е изд., испр. и доп., мн.: Церковь Пробуждение, 2004.
6. Реннер Р. Драгоценные истины из греческого языка
7. http://vz.ru/about/staff.html – Взгляд, деловая газета
8. http://www.psychologos.ru/articles/view/chto_takoe_lyubov – Психологос, энциклопедия практической мудрости
9. http://www.netslova.ru/e_sherman/ruslove.html – Е. Шерман, Сетевая словесность.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!