Другое|Социология

Рабочая тетрадь Предмет и методы социологии как научной дисциплины

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 23

Тема №1. Предмет и методы социологии как научной дисциплины.

1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.

1.1 Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения

Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов

Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека

Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей

1.2. Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.

Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы

Ключевым в социологии выступает понятие “социальное”

1.3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему?

1.4. Что является предметом изучения социологии?

1.5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.

1.6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?

1.7. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.

1.8. Социальные законы отличаются от природных тем, что:

1.9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?

1.10. Категория социальное обозначает

Тема № 2. Тема № 2. Развитие социологического знания.

2.1. Социологический реализм – направление в социологии, принимающее

2.2. Кто это?

Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом

Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом

2.3. Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал?

2.4. В чем смысл “новой методологии” Г.Зиммеля?

2.5. Назовите представителей психологического направления в социологии

2.6. Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор?

2.7. Кто автор концепции социального действия?

2.8. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?

2.9. Кто это?

Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории

Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно – функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях

2.10. Истоки идеи общественной солидарности лежат в?

2.11. Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса?

Тема № 3. Тема № 3. Общество как социальная система.

3.1. В чем заключается специфика социальной системы в отличие от природных?

3.2. Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения:

3.3. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.

3.4. Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их объективность и необходимость, исходя из определения

3.5. В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?

3.6. Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма.

3.7. Что обозначает субординация в ряду системных качеств?

3.8. Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации.

3.9. Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества

3.10. Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р.Арону, У. Ростоу

Тема 4. Общество и социальные институты

4.1. В чем отличие социального института от социальной группы?

4.2. Приведите пример устаревшего социального института. Почему он перестал существовать?

4.3. Установите соответствие между неосновными социальными институтами и основными, в которые они входят.

4.4. Формальный институт отличается от неформального?

4.5. Опишите структуру социального института высшего образования в России.

4.6. По каким признакам мы можем судить о степени развития

4.7. Основные социальные институты современного российского общества.

4.8. Приведите пример социальной роли, существующей в социальном институте высшего образования. Укажите две нормы, регулирующие это ролевое поведение. Какие позитивные и негативные санкции следуют за исполнение этих норм?

4.9. Приведите два примера того, как политические социальные институты оказывают давление на неполитические институты.

4.10. Результаты массовых социологических опросов населения перед выборами мэра города отражают?

Тема. №5 Социальные общности и группы.

5.1. Дайте определение социальной общности.

5.2. Почему общий признак для социальной общности должен быть доминирующим?

5.3. Стихийные группы – это.

5.4. В чём основное отличие публики от аудитории?

5.5. Перечислите основные отличия социальных групп от массовых общностей.

5.6. Даны некоторые социальные группы: семья, производственная бригада, группа друзей, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение, деревня.

5.7. Какими характеристиками определяется формальная группа, и для каких целей она существует?

5.8. Дайте определение референтной группы. Попробуйте назвать свою референтную группу.

5.9. Что является главным элементом отношений в коллективе?

5.10. Приведите примеры различных типов организаций.

Тема 6. Социальная структура

6.1. Какое определение социальной структуры является наиболее широким, охватывающим разные варианты употребления этого понятия?

6.2. Социальный статус – это.

6.3. Перечислите Ваши предписанные и достигнутые статусы.

6.4. Какой из перечисленных критериев не является критерием социальной стратификации?

6.5. Для обозначения какого явления был введен термин «маргинальность»?

6.6. Закончите фразы.

6.7. Перечислите критерии стратификации, которые являются наиболее значимыми для современной России.

6.8. Специфический феномен России в области социальной стратификации заключается?

6.9. Нарисуйте социальную структуру современного российского общества по экономическому критерию (слева) и по профессиональному критерию (справа). Укажите, какие группы населения будут принадлежать к тому или иному слою? Напишите рядом с рисунком.

6.10. Социальная мобильность – это.

Тема 7. Личность и общество.

7.1 Какой фактор – биологический или культурный – более влияет на процесс социализации личности? Почему?

7.2 В социологии личность рассматривается прежде всего как субъект социальных отношений. В этой связи определите 3 измерения личности и ее моменты становления.

7.3 Опишите содержание понятий, составляющие структуру личности:

7.4 Дайте краткое содержание следующих теорий личности в социологии и назовите их авторов

7.5 В обществоведении распространен подход, согласно которому человек, весь без остатка, может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую включен. Так ли это на самом деле? Согласны ли Вы с таким подходом? Обоснуйте свою позицию.

7.6 Приведен отрывок В.И.Ленина о типах личности: “Раб, осознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам” (ПСС, т. 16, с.40).

7.7 Как Вы понимаете распространенное утверждение: “Личность – это продукт биографии человека”? Так ли это?

7.8 Дайте определение девиантным типам поведения личности

7.9 Согласны ли Вы со следующими утверждениями

7.10. Современные наука и философия исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет собой все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, и в то же время повторим, ибо в нем собраны все отличительные особенности рода человеческого.

Тема 8. Культура и общество.

8.5 Общефилософский подход к понятию культуры определяет ее как “вторую природу”, надстроенную над первой, естественной в результате жизнедеятельности человека. Чем отличается социологический подход к этому же понятию?

8.4. В чем смысл культурных универсалий?

8.3. Даны понятия:

8.4. К какой культуре – материальной или духовной – относятся следующие объекты? Объясните свой выбор.

8.5. Приведите примеры различного отношения к чужой культуре

Тема № 9. Социальный прогресс и процессы глобализации.

9.1. Перечислите критерии социального прогресса.

9.2. Для социального прогресса в классическом понимании характерны?

9.3. Приведите три примера социальных изменений. В каких сферах социальной жизни они происходят?

9.4. Идея многолинейного характера социальных изменений характерна для?

9.5. Какую роль играют социальные движения в современном обществе?

9.6. Возможна ли институционализация социальных движений? Если возможна, проиллюстрируйте примером.

9.7. Установите соответствие между примерами социальных движений и их типами.

9.8. Что явилось первой тенденцией к глобализации? Когда это произошло?

9.9. В чем выражаются технологические факторы глобализации?

9.10. Против чего выступают антиглобалисты? Отметьте все ответы, которые считаете верными.

нет

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Другое Социология
2013 год 23 стр.
Модуль Социология НГИ
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское