Введение
1. Зарождение европейской риторики в античную эпоху
2. Развитие античного диалога и диалектики
Заключение
Список литературы
Реферат|Риторика
Авторство: Strela
Год: 2009 | Страниц: 17
Введение
1. Зарождение европейской риторики в античную эпоху
2. Развитие античного диалога и диалектики
Заключение
Список литературы
Современному человеку трудно представить и понять, какое значение имела для античности культура красноречия и каким почетом оно пользовалось. Новое время, время революций и парламентской борьбы, знало немало выдающихся ораторов, память о них сохранялась надолго.
Чтобы оценить это исключительное значение ораторского слова в древности, следует, прежде всего, вспомнить, что вся культура Греции и Рима — особенно по сравнению с нашей — в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, книг было мало, многое приходилось заучивать наизусть, и люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на полках, а в памяти. Стихи Вергилия и периоды Цицерона одинаково рассчитаны не на чтение глазами, а на произнесение вслух. Даже исторические сочинения, даже философские трактаты, даже научные исследования писались прежде всего для громкого чтения.
Высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди читали книги вслух, наслаждаясь звучащим словом. Поэтому нетрудно понять, какое значение для развития художественного стиля античной литературы имело красноречие — жанр, в котором звучащее слово царило полновластнее всего.
Таким образом, цель данной работы – проанализировать возникновение риторики в эпоху античности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть зарождение европейской риторики в античную эпоху;
2) проанализировать развитие античного диалога и диалектики.
1. Зарождение европейской риторики в античную эпоху
Риторика возникает в классический период Греции в 7-6 вв. до н.э. Но ранние трактаты до нас не дошли. Первый риторический трактат, дошедший до нас – книга Аристотеля, конец 5 – начало 4 века до н.э. С него начинается европейская риторика.
Риторика появилась именно в Греции по 2 причинам: из-за агонических (соревновательных) моментов греческой жизни, в частности словесных упражнений, и из-за греческой демократии. В эпоху классической Греции формируются основные требования к речи:
- речь должна соответствовать своему предмету (основы учения о трех стилях, стилистическая дифференциация языковых средств),
- речь должна соответствовать пониманию слушателя (вопросы типологии слушателя),
- речь должна соответствовать образу оратора (автора). Связано, в основном, с публичным красноречием, но в любом дискурсе на самом деле то же самое.
Таким образом, риторика - искусство/ремесло, которое учит создавать правильные речи, соответствующие этим критериям. Риторика Аристотеля – первый памятник. Состоит из 3 книг, их проблематика часто перекрещивается (1,2 книга), но понятия в них рассматриваются несколько по-разному (особая внутренняя противоречивость).
1 книга посвящена предмету: что такое риторика, место риторики в системе человеческих знаний. Риторика - искусство, соответствующее диалектике. Классификация речевой деятельности, 3 типа речей: совещательные (цель – благо), судебные (справедливость), эпидейктические (красота, оценка).
2 книга распадается на 2 части, взаимоотношения автора и реципиента: какими качествами должен обладать оратор, чтобы его речи убеждали; те чувства, которые автор может стремиться вызвать у своих реципиентов, без этих чувств речь не может быть воспринята; разные типы слушателей (зрелая душа к 49 годам), нужно строить речь в зависимости от характера слушателя; логические доказательства. Вначале нужно привести слушателей к определенному эмоциональному состоянию, а потом пользоваться доказательствами.
Таким образом, она делится на 2 части: функциональная (о чувствах) и о доказательствах, которыми мы должны пользоваться. 3 книга: стиль, языковые факторы, речевые приёмы – кратко. Много внимания уделяется не речевым, а убеждающим проблемам, проблемам аудитории, вопросам развития мысли.
Главное свидетельство успеха нашей речи в её убедительности – вызвать нужную реакцию. Поэтому учение об украшении и тропах у Аристотеля кратком, не касается теории разделения на три стиля, мало о тропах и риторических фигурах. Но это не значит, что Аристотель закрывает глаза на языковую составляющую риторики, она важна тоже.
Риторика – искусство, которое обращается ко всем сторонам человеческой жизни и является общим искусством, и в этом отношении родственно диалектике. Риторика самая ёмкая и синтетичная наука, касается всей человеческой жизни в целом. Внутренние противоречия – принцип книги.
Риторика - соответствие диалектики, примененной к речевой деятельности. Риторика не равна диалектике (Р. – чувство + разум, а д. - разум). Как и диалектика, она обращается ко всем знаниям и обращается к истине. Диалектика ищет истину, а риторика убеждает реципиентов в истине.
Риторика с одной стороны учит убеждать, но для этого надо обладать механизмом убеждения, поэтому риторика и дидактическая наука, учащая принципам убеждения. Поэтому мы можем научиться убеждать противоположно. Но тут Аристотель добавляет, что нужно не просто убеждать, а находить аргументы, связь с истиной. Противоречивость предмета позволяет охватить широкий материал. Главное противоречие – между логикой и языком. Язык сверхлогичен. Аристотель разделял поэтику и риторику. Самое важное в Р. – краткость.
В 5 – начале 4 в до н.э. античный мир переживает огромную метаморфозу, связанную с Александром Македонским. Это фигура грандиозная, кровавый дикарь, но в то же время он был одним из наиболее полных проявлений абсолютного духа истории. Через него европейская история наполнилась величайшими событиями (походы Македонского), они носили помимо разрушительного и созидательный смысл, возникло представление о единстве, сообществе людей.
Новый тип культуры эллинизма - люди одинаковы. Риторика Аристотеля находится на сломе. Меняется государственная система в Греции, возникает царство. Власть принадлежит самому божеству (Македонский олицетворяет себя божеством). У риторики сокращается главная роль – царя не нужно убеждать, царю надо понравиться. Возникает идея – сделать речь привлекательной за счёт красоты речи, чтоб она нравилась людям. Третья книга Аристотеля становится самой важной, именно ей уделяют внимание авторы риторики.
Ученики Аристотеля - Теофраст и Дионисий Галикарнасский. Они полагают, что задача риторики – указать людям счастье. Как и Аристотель, они считают, что риторика должна вести по этому пути доказывая. Но центр у них перемещается с логических доказательств к красоте, главное явить красоту. Галикарнасский – интерес к тропам и риторическим фигурам, проблемы чистоты речи, теория трёх стилей. Риторика становится наукой украшения. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи.
Теперь речь должна убедить как можно более красиво. Теорию надо разделить на 2 части: аттическое красноречие и азиатское. Аттическое больше сохранило логическую составляющую. Азиатское красноречие о красоте. Но в целом это единая риторическая теория и практика, которая в 1 веке до н э воздействует на новый центр – Рим, культурный доминирующий центр. Римская культура дочерняя по отношению к греческой. Риторика начинает проникать в римскую культуру через греческую, учат греческие рабы. Римская риторика возникает из эллинистической, но она оказывает совершенно в ином культурно–государственном контексте, ибо Рим – республика, живущая по закону. В этом пространстве главное убедить, а не понравиться.
В итоге риторика красивой речи начинается уделять больше внимания логической. Марк Тулий Цицерон – величайший русский оратор, показывает нам, как греческая риторика в римском контексте видоизменяется. У него это художественное произведение, в отличие от Аристотеля, у которого трактат.
Но понимание риторики всё-таки во многом близко к Аристотелю. Почти единство двух начал (убеждение красотой). Наступает эпоха принципата (принципсу не нужно убеждать), римская империя, проявляются эллинистические качества, направленность на услаждение - Марк Фабий Квинтиллиан. Автор самого главного сочинения.
Риторика Аристотеля очень свободна, Цицерона считали величайшим оратором, а учились по учебнику Квинтиллиана, состоящего из 12 книг. После него риторически трактатов, по сути, нет. Его принцип – убеждать посредством красивой речи. До Квинтиллиана они сильно отличались друг от друга. После него поэтика считается частным случаем риторики, учение убеждением посредством красивой речи. Общие черты в античной риторике, конструирующие главный стержень всей риторики:
- осознание связи риторики и диалектики.
- в основе риторики положен метод дедуктивного рационализма.
- все риторические трактаты учат создавать речь.
- структура из 5 частей:
1. Инвенцио – изобретение (определение поставленной цели в соответствие с аудиторией, подбор аргументов, выбор доказательств).
2. Диспозицио – распределение (линейное построение текста. Логическое и словесное построение. Энтимема – силлогизм (Аристотель) или усеченный силлогизм (Дионисий) – главный способ выражении логической мысли).
3. Элокуцио – украшение (как украсить речь).
4. Мемориа – память (как запоминать речь – практическая часть. Чтение на память).
5. Акцио – как поведением и дикцией (жесты, артикуляция, одежда) усилить воздействие своего слова. Сформировались части, методы и цели риторики. Риторика как наука, обращенная к истине – традиционная/классическая риторика.
В эпоху поздней античности была очень востребована христианством (необходимость убеждать окружающих в истине).
1. Андреев В. И. Деловая риторика/ В. И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – с. 13.
2. Аристотель. Риторика. – СПб., 1994. – с. 1.
3. Аристотель. Соч. – М., 1984. – с. 378.
4. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963. – с. 338.
5. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика/ Л. К. Граудина, Г. И. Кочеткова – М.: Центролиграфф, 2001. – с. 243.
6. Кузнецов И. Н. Риторика или ораторское искусство. – М.: Юнити, 2004. – с. 27.
7. Миртов А. В. Умение говорить публично. — Тула: Автограф, 2000. – с. 149.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 3. – С. 3.
9. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2009. – С. 198
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!