Реферат|Риторика

Реферат Возникновение риторики в эпоху античности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2009 | Страниц: 17

Введение

1. Зарождение европейской риторики в античную эпоху

2. Развитие античного диалога и диалектики

Заключение

Список литературы

Современному человеку трудно представить и понять, какое значение имела для античности культура красноречия и каким почетом оно пользовалось. Новое время, время революций и парламентской борьбы, знало немало выдающихся ораторов, память о них сохранялась надолго.

Чтобы оценить это исключительное значение ораторского слова в древности, следует, прежде всего, вспомнить, что вся культура Греции и Рима — особенно по сравнению с нашей — в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, книг было мало, многое приходилось заучивать наизусть, и люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на полках, а в памяти. Стихи Вергилия и периоды Цицерона одинаково рассчитаны не на чтение глазами, а на произнесение вслух. Даже исторические сочинения, даже философские трактаты, даже научные исследования писались прежде всего для громкого чтения.

Высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди читали книги вслух, наслаждаясь звучащим словом. Поэтому нетрудно понять, какое значение для развития художественного стиля античной литературы имело красноречие — жанр, в котором звучащее слово царило полновластнее всего.

Таким образом, цель данной работы – проанализировать возникновение риторики в эпоху античности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть зарождение европейской риторики в античную эпоху;

2) проанализировать развитие античного диалога и диалектики.

1. Зарождение европейской риторики в античную эпоху

Риторика возникает в классический период Греции в 7-6 вв. до н.э. Но ранние трактаты до нас не дошли. Первый риторический трактат, дошедший до нас – книга Аристотеля, конец 5 – начало 4 века до н.э. С него начинается европейская риторика.

Риторика появилась именно в Греции по 2 причинам: из-за агонических (соревновательных) моментов греческой жизни, в частности словесных упражнений, и из-за греческой демократии. В эпоху классической Греции формируются основные требования к речи:

- речь должна соответствовать своему предмету (основы учения о трех стилях, стилистическая дифференциация языковых средств),

- речь должна соответствовать пониманию слушателя (вопросы типологии слушателя),

- речь должна соответствовать образу оратора (автора). Связано, в основном, с публичным красноречием, но в любом дискурсе на самом деле то же самое.

Таким образом, риторика - искусство/ремесло, которое учит создавать правильные речи, соответствующие этим критериям. Риторика Аристотеля – первый памятник. Состоит из 3 книг, их проблематика часто перекрещивается (1,2 книга), но понятия в них рассматриваются несколько по-разному (особая внутренняя противоречивость).

1 книга посвящена предмету: что такое риторика, место риторики в системе человеческих знаний. Риторика - искусство, соответствующее диалектике. Классификация речевой деятельности, 3 типа речей: совещательные (цель – благо), судебные (справедливость), эпидейктические (красота, оценка).

2 книга распадается на 2 части, взаимоотношения автора и реципиента: какими качествами должен обладать оратор, чтобы его речи убеждали; те чувства, которые автор может стремиться вызвать у своих реципиентов, без этих чувств речь не может быть воспринята; разные типы слушателей (зрелая душа к 49 годам), нужно строить речь в зависимости от характера слушателя; логические доказательства. Вначале нужно привести слушателей к определенному эмоциональному состоянию, а потом пользоваться доказательствами.

Таким образом, она делится на 2 части: функциональная (о чувствах) и о доказательствах, которыми мы должны пользоваться. 3 книга: стиль, языковые факторы, речевые приёмы – кратко. Много внимания уделяется не речевым, а убеждающим проблемам, проблемам аудитории, вопросам развития мысли.

Главное свидетельство успеха нашей речи в её убедительности – вызвать нужную реакцию. Поэтому учение об украшении и тропах у Аристотеля кратком, не касается теории разделения на три стиля, мало о тропах и риторических фигурах. Но это не значит, что Аристотель закрывает глаза на языковую составляющую риторики, она важна тоже.

Риторика – искусство, которое обращается ко всем сторонам человеческой жизни и является общим искусством, и в этом отношении родственно диалектике. Риторика самая ёмкая и синтетичная наука, касается всей человеческой жизни в целом. Внутренние противоречия – принцип книги.

Риторика - соответствие диалектики, примененной к речевой деятельности. Риторика не равна диалектике (Р. – чувство + разум, а д. - разум). Как и диалектика, она обращается ко всем знаниям и обращается к истине. Диалектика ищет истину, а риторика убеждает реципиентов в истине.

Риторика с одной стороны учит убеждать, но для этого надо обладать механизмом убеждения, поэтому риторика и дидактическая наука, учащая принципам убеждения. Поэтому мы можем научиться убеждать противоположно. Но тут Аристотель добавляет, что нужно не просто убеждать, а находить аргументы, связь с истиной. Противоречивость предмета позволяет охватить широкий материал. Главное противоречие – между логикой и языком. Язык сверхлогичен. Аристотель разделял поэтику и риторику. Самое важное в Р. – краткость.

В 5 – начале 4 в до н.э. античный мир переживает огромную метаморфозу, связанную с Александром Македонским. Это фигура грандиозная, кровавый дикарь, но в то же время он был одним из наиболее полных проявлений абсолютного духа истории. Через него европейская история наполнилась величайшими событиями (походы Македонского), они носили помимо разрушительного и созидательный смысл, возникло представление о единстве, сообществе людей.

Новый тип культуры эллинизма - люди одинаковы. Риторика Аристотеля находится на сломе. Меняется государственная система в Греции, возникает царство. Власть принадлежит самому божеству (Македонский олицетворяет себя божеством). У риторики сокращается главная роль – царя не нужно убеждать, царю надо понравиться. Возникает идея – сделать речь привлекательной за счёт красоты речи, чтоб она нравилась людям. Третья книга Аристотеля становится самой важной, именно ей уделяют внимание авторы риторики.

Ученики Аристотеля - Теофраст и Дионисий Галикарнасский. Они полагают, что задача риторики – указать людям счастье. Как и Аристотель, они считают, что риторика должна вести по этому пути доказывая. Но центр у них перемещается с логических доказательств к красоте, главное явить красоту. Галикарнасский – интерес к тропам и риторическим фигурам, проблемы чистоты речи, теория трёх стилей. Риторика становится наукой украшения. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи.

Теперь речь должна убедить как можно более красиво. Теорию надо разделить на 2 части: аттическое красноречие и азиатское. Аттическое больше сохранило логическую составляющую. Азиатское красноречие о красоте. Но в целом это единая риторическая теория и практика, которая в 1 веке до н э воздействует на новый центр – Рим, культурный доминирующий центр. Римская культура дочерняя по отношению к греческой. Риторика начинает проникать в римскую культуру через греческую, учат греческие рабы. Римская риторика возникает из эллинистической, но она оказывает совершенно в ином культурно–государственном контексте, ибо Рим – республика, живущая по закону. В этом пространстве главное убедить, а не понравиться.

В итоге риторика красивой речи начинается уделять больше внимания логической. Марк Тулий Цицерон – величайший русский оратор, показывает нам, как греческая риторика в римском контексте видоизменяется. У него это художественное произведение, в отличие от Аристотеля, у которого трактат.

Но понимание риторики всё-таки во многом близко к Аристотелю. Почти единство двух начал (убеждение красотой). Наступает эпоха принципата (принципсу не нужно убеждать), римская империя, проявляются эллинистические качества, направленность на услаждение - Марк Фабий Квинтиллиан. Автор самого главного сочинения.

Риторика Аристотеля очень свободна, Цицерона считали величайшим оратором, а учились по учебнику Квинтиллиана, состоящего из 12 книг. После него риторически трактатов, по сути, нет. Его принцип – убеждать посредством красивой речи. До Квинтиллиана они сильно отличались друг от друга. После него поэтика считается частным случаем риторики, учение убеждением посредством красивой речи. Общие черты в античной риторике, конструирующие главный стержень всей риторики:

- осознание связи риторики и диалектики.

- в основе риторики положен метод дедуктивного рационализма.

- все риторические трактаты учат создавать речь.

- структура из 5 частей:

1. Инвенцио – изобретение (определение поставленной цели в соответствие с аудиторией, подбор аргументов, выбор доказательств).

2. Диспозицио – распределение (линейное построение текста. Логическое и словесное построение. Энтимема – силлогизм (Аристотель) или усеченный силлогизм (Дионисий) – главный способ выражении логической мысли).

3. Элокуцио – украшение (как украсить речь).

4. Мемориа – память (как запоминать речь – практическая часть. Чтение на память).

5. Акцио – как поведением и дикцией (жесты, артикуляция, одежда) усилить воздействие своего слова. Сформировались части, методы и цели риторики. Риторика как наука, обращенная к истине – традиционная/классическая риторика.

В эпоху поздней античности была очень востребована христианством (необходимость убеждать окружающих в истине).

1. Андреев В. И. Деловая риторика/ В. И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – с. 13.

2. Аристотель. Риторика. – СПб., 1994. – с. 1.

3. Аристотель. Соч. – М., 1984. – с. 378.

4. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963. – с. 338.

5. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика/ Л. К. Граудина, Г. И. Кочеткова – М.: Центролиграфф, 2001. – с. 243.

6. Кузнецов И. Н. Риторика или ораторское искусство. – М.: Юнити, 2004. – с. 27.

7. Миртов А. В. Умение говорить публично. — Тула: Автограф, 2000. – с. 149.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 3. – С. 3.

9. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2009. – С. 198

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Риторика
2014 год 29 стр.
Реферат Никита Федорович Плевако как оратор
Telesammit
Реферат Риторика
2014 год 14 стр.
Реферат Мартин Лютер Кинг как оратор
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское