Введение
1. Моральный облик молодежи: классификация и содержание ценностей
2. Нравственные качества и ценности современной молодежи
3. Влияние наркомании на моральный облик молодежи
Заключение
Список литературы
Курсовая работа|Социология
Авторство: Strela
Год: 2010 | Страниц: 35
Введение
1. Моральный облик молодежи: классификация и содержание ценностей
2. Нравственные качества и ценности современной молодежи
3. Влияние наркомании на моральный облик молодежи
Заключение
Список литературы
Переживаемые современным российским обществом коренные изменения, обусловленные его трансформацией, поставили проблему молодежи, ее предназначения в этих изменениях в ранг наиболее значимых. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве и пополнении социального потенциала страны. Поэтому ее роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума является важной.
С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе, как субъекта социального развития, напрямую зависит от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации. Условия становления гражданского общества, сопровождающиеся процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поискам новых, - не могли не оказать влияния на личностное формирование и развитие молодежи.
Восприятие и трансляция ценностных ориентаций современной студенческой молодежи представляют собой сложную, дифференцированную систему.
Динамика системы современных молодежных ценностных ориентации определяется особенностями социальной, экономической, политической и общекультурной ситуации в России. Морально-нравственные ценности современной студенческой молодежи имеют выраженную поколенческую специфику, состоящую в преобладании прагматических и гедонистических ценностных установок, развитии постмодернистского ценностного сознания.
Цель данной работы – проанализировать понятия и содержание морального облика современной молодежи.
Задачи работы:
1) дать понятие морального облика молодежи, рассмотреть классификацию и содержание ценностей;
2) проанализировать нравственные качества и ценности современной молодежи.
1. Моральный облик молодежи: классификация и содержание ценностей
Важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида, являются ценностные ориентации. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления. Большое влияние на российских исследователей оказали зарубежные теории – антропологизм, бихевиоризм, инстинктивизм, психоанализ и др.
Молодежь, как социальная группы, чье положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Происходящие в общественной жизни перемены, непосредственным образом и в большей степени, чем на других группах общества, отражаются на ее формирующемся сознании. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит успех или неудача предпринимаемых в стране реформ.
В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.
В ценностных ориентациях современной российской молодежи традиционно можно выделить 2 группы ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Настроения, самочувствие молодежи – это своеобразный барометр, измеряющий общий социально-психологический и культурный климат в обществе. Сложившиеся в молодости идеалы и ценности становятся мировоззренческой основой зрелой личности. Именно эти ценности индивид перенесет через всю свою жизнь и передаст следующему молодому поколению. На современной российской молодежи лежит большая ответственность за будущее общества. Сложные процессы трансформации российского общества в конце ХХ начале ХХI охватили различные социальные общности. Глубокий кризис коммунистической идеологии в бывшем СССР практически разрушил систему ценностей двух поколений.
Благодаря переходу к культурному плюрализму, в рамках становления рыночных отношений и перехода к новой политической системе- с одной стороны, и смене культурных ориентиров – с другой, большое влияние оказало резкое внедрение западной культуры в российское общество. На данный момент одну из приоритетных позиций в шкале ценностей современной российской молодежи занимает западный образ жизни занимает. Это естественная реакция молодых людей на обстановку, складывающуюся в стране.
Глубокое проникновение образцов западного поведения и культуры ведет к частичной потере русской самобытности. И все-таки традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего, полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.
Области распространения общих культурных ценностей далеко не всегда соответствуют национальным границам государств – относительно гетерогенным обществам с соответствующей культурой. Приоритеты в индивидуальных культурных ценностях - это продукт культуры, распространяемой в обществе, и уникального личного опыта. Ценности являются своеобразными трансситуативными критериями или целями, предопределенными важностью руководящих принципов в жизни общества
В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости.
Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов – семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархичной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу выбора: профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов, притязания, ожидания характеризуются максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведёт к нереализованности планов и связанными с этим разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.
Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей. Области распространения общих культурных ценностей далеко не всегда соответствуют национальным границам государств - относительно гетерогенным обществам с соответствующей культурой. Приоритеты в индивидуальных культурных ценностях - это продукт культуры, распространяемой в обществе, и уникального личного опыта.
Ценности являются своеобразными трансситуативными критериями или целями, предопределенными важностью руководящих принципов в жизни общества. Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Новые ценности интегрируются в общество, если они утверждаются не только в эмпирическом мире, но и воплощаются в поведенческой форме индивидов. Новые политические и духовные ценности становятся достоянием общества, если они входят в связь с микросоциальными практиками индивидов, с их повседневной жизнью, с доминирующим в обществе менталитетом. Социокультурные ценности вопреки расхожим мнением об их быстрых переменах, обладают значительным консерватизмом и не легко поддаются трансформациям.
Изучение ценностных ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности (как отдельного социального слоя, так и общества в целом).
Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения – явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. При анализе динамики ценностных ориентации студентов необходимо учитывать действие двух механизмов – преемственности и изменчивости.
Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.
Факт сохранения базовых ценностей неоспорим, но современные трансформации российского общества не могли не произвести существенную перестановку в структуре общественных и личных ценностей. Изменяется само восприятие таких базовых человеческих ценностей как здоровье, семья, любовь. Общей тенденцией является усиление значимости личностных ценностей в соотношении с общественными, что представляет логический результат отчуждения граждан от управления государством и лишения их возможности влиять на общественные процессы.
Формирование новой экономической среды общества сопровождается появлением новых экономических приоритетов, таких как собственность, материально-обеспеченная жизнь, богатство, экономическая инициатива. Это актуализирует индивидуализированную направленность на личные интересы человека и субъектные ориентацию личности на ценности, удовлетворение которых связано с другими людьми. Основные ценности - цели претерпевают существенные изменения в российском обществе, и в настоящий момент это следующие: « здоровье», «семья», «материальная обеспеченность», «любовь», «свобода», «уверенность в себе», «друзья». Инструментальные ценности: «честность», «твердая воля», «независимость», «предприимчивость», «образованность», «самоконтроль». Таким образом, наряду с нравственными качествами в число ведущих способов достижения жизненных целей включен комплекс волевых (твердая воля и самоконтроль) и деловых качеств (предприимчивость, независимость). Эти способы достижения целей характеризуют общую направленность личности - способность выстоять, отстоять свое достоинство, не отступая перед трудностями, действовать самостоятельно и решительно в сложных социальных и экономических ситуациях.
Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентации перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности: сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации; расстройство индивидуальной ценностной системы, состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения; развитие – такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере; изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентации перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.
В зависимости от изменения социального положения индивида происходят и изменения содержания жизненных планов. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности. В современной ситуации социальных изменений изучение ценностных ориентации студенческой молодежи само по себе имеет определенную ценность, поскольку во время перемен предвидеть будущее гораздо сложнее, чем в обычные стабильные времена. Вместе с тем содержание ценностных ориентации студентов может стать своеобразным индикатором развития общества, так как их ценностные ориентиры, которые складываются в настоящем, должны проявиться в будущем.
1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 400 с.
2. Грядунов М. В. Специфика современной социализации студенческой молодежи в аспекте обновленных ценностей. – Научные труды МГУПИ. Сборник статей, 2007 вып. 3, 0,5 п.л.
3. Грядунов М. В. Морально-нравственные ценности студенческой молодежи в современной России. // Проблемы управления социальными и технологическими процессами: Сборника статей: Выпуск 4. М., СТАНКИН, 2008., 0,7 п.л..
4. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарное взаимодействие // Гуманитарий. Ежегодник. - 1995. - № 1. - С. 52-61.
5. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. - 2008. - № 11. - С. 3-32.
6. Левяш И.Я. Не приоритет, а паритет // Беларуская думка. -2008. - № 8. - С. 44-51.
7. Молодежь России: Проблемы и перспективы (региональный аспект). - Владимир, 2000 – 100 с. - (Среднерусский консатинговый центр).
8. Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи: содержание, факторы и тенденции изменений (по материалам социологических исследований): Дис. ... д. социол. наук. - М., 2002. - С. 76.
9. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная си-стемология. - М.: Наука, 2003. - 525 с.
10. Современная молодежь: ценности, устремления: Портрет поколения конца тысячелетия / Сост. Н.И. Шпади.– Челябинск: Областная юношеская библиотека, 2001.- 14 с.
11. Суходуб Т.Д. Рациональность в философской традиции и современной культуре: проблемы неукорененности // Постне-классика: философия, наука, культура / отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. - СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2009. -С. 528-546.
12. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. -960 с.
13. Фейблман Дж. Концепция науки о культуре // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры / сост. С.Я. Левит, Л.А. Мостова; отв. ред. Л.А. Мостова. - СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 203-225.
14. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. -№ 2. - С. 124-145.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!