За последнее десятилетие в нашей стране произошли радикальные социально-экономические изменения, которые резко повысили актуальность подготовки высококвалифицированных управленческих кадров. Традиционно профессионализм характеризуется полнотой и уровнем овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, принципами профессиональной этики; возможностями их творческого применения и ретрансляции, как в своей профессиональной среде, так и среди представителей других профессиональных сообществ.
Степень научной разработанности. Проблемы профессионализма в управленческой деятельности рассматривались рядом таких исследователей, как Э.Л. Аронов, В.М. Баутин, Н.М. Байков, Д.А. Белухин, А.В. Буран, Ю.Г. Волков, Дж.М. Иванцевич и А.А. Любанов, В.Г. Игнатов и В.К. Белолипецкий, Е.А. Климов, Э.А. и А.Э. Капитоновы, Г. Копылова, Л.А. Папулов, Н.П. Пищулин, В.А. Поляков, Ю.П. Поваренков, А.В. Понеделков, В.В. Путилин, С.Р. Ризаев, А.Л. Свенцицкий, В. Столяров, Р. Е. Тихонов, А. И. Турчинов, Б. Л. Хелмицкий и др. Из зарубежных исследователей можно назвать таких, как Э. Бейч, Д. Майстер, Дж Равен.
Фундаментальные основы, определяющие сущность профессионализма руководителей и предъявляемые к нему требования, находят свое отражение в трудах, посвященных управлению производством и бизнесом, анализу накопленного опыта в России и в зарубежных странах В частности, можно назвать работы таких отечественных специалистов, как Л. П. Арская, В. Р. Вескин, В. Г. Ешфаров и В. В. Репин, А. Исаенко, В. И. Очень большой вклад в исследование этих проблем внесли такие зарубежные ученые, как М. Армстронг, П. Вейл, М. Вудкоки, Д. Фрэнсис, П. Друкер, У. Дункан, Т. Питере и Р. Уотермен, Г. Саймон, Д. Смилбург, А. Файоль, Г. Эмерсон, Ли Якокка.
Объект – управление как профессиональная деятельность.
Предмет – проблема профессионализма в управлении.
Цель – изучить проблему профессионализма в управлении.
Задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы к управлению как к виду деятельности;
- определить понятие профессионализма;
- на основе исследования выявить основную проблему профессионализма в управлении.
Гипотеза – проблема профессионализма заключается в том, что эффективность управления, прежде всего, зависит от компетенции специалистов.
1 Концептуальные подходы к управлению как к виду деятельности
Управление – функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.
Из данного определения видно, что существует три класса управления: в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах); в обществе (социальных системах).
Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин – изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.
Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.
Социальное управление – свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.
Совместная работа многих лиц во взаимодействии друг с другом в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда – кооперацию. При этом связь и единство общего процесса работы обеспечиваются одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив работающих. Поэтому управление присуще всякому общественному труду. Чем больше масштабы, тем больше возрастает роль управления.
Таким образом, управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей не зависимо от целей их деятельности. Управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, непредпринимательской корпорацией, предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции. Однако в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Это промышленные организации, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и т. п., целью деятельности которых является получение прибыли. Управление в этих организациях носит название менеджмент. Это особый вид управленческой деятельности, который будет рассмотрен ниже.
С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. Однако до эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. Управление производством осуществлялось самим владельцем средств производства и небольшой группой его особо доверенного окружения. Но в процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства в виде крупных предприятий, трестов, концернов. Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда. Появились сотни и тысячи людей, выполняющих управленческие функции. С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, в сферу которой вошли как сфера материального производства, так и сфера духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рынка экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства.
В качестве объекта управления вообще выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функций.
Развитая экономика вызывает необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях. Каждая сфера или отрасль производства, являясь составной частью единого народного хозяйства, одновременно представляет собой самостоятельный комплекс. Поэтому управление производством – это сознательная, планомерная деятельность по организации функционирования различных сфер, отраслей и предприятий общественного производства.
Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, их необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики, где производство подчиняется запросам и интересам потребителей.
Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила за рубежом название «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе - системы антикризисного управления. Суть этой системы состоит в том, что кризис диагностируется еще на ранних стадиях его возникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальные механизмы защиты или обосновать необходимость определенных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели к оздоровлению предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную деятельность и начать ликвидационные процедуры. Кризисное состояние может быть вызвано различными причинами, которые ведут к потери предприятием платежеспособности и финансовой устойчивости. Главной целью антикризисного управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами. В процессе реализации своей главной цели антикризисное управление предприятием направлено на решение следующих основных задач: Своевременное диагностирование предкризисного состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению кризиса. Эта задача реализуется путем осуществления постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней финансовой среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты деятельности. Диагностика предкризисного состояния предприятия по результатам такого мониторинга во многих случаях позволяет избежать кризиса за счет осуществления превентивных защитных мер или, по меньшей мере, существенно смягчить характер его последующего протекания. Принятие превентивных мер по предупреждению кризиса предприятия является наиболее экономичным направлением антикризисного управления, обеспечивающим наибольший эффект (в виде снижения предстоящих потерь) на единицу израсходованных в этих целях финансовых ресурсов.
1. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. М.: Дашков и Ко. 2004. 318 с.
2. Алексеёнок, А.А. Социальное управление. Учебное пособие. Орёл: Издательство ОРАГС, 2007. 80 с.
3. Андреева, И.В., Спивак, В.А. Организационное поведение. М.: Дело. 2008. 327 с.
4. Анурина, Т.М., Плахова Л.В. Основы менеджмента. М.: КРОНУС, 2007. 496 с.
5. Веснин, В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 2007. 219 с.
6. Деркач, А.А. Технология эффективной профессиональной деятель. М., 2007. 398 с.
7. Кермалли, С. Инструменты эффективного менеджера: 100 ключевых терминов, моделей и концепций современного менеджмента: Пер. с англ. М.: Добрая книга, 2008. 271 с.
8. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель. М.: 2007. 169 с.
9. Комарова Е.И., Войтенко Г.О. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. Вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 361 с.
10. Урбанович, А.А. Психология управления. М., 2007. 432 с.
11. Фомин, Ю.А. Психология делового общения. Минск.: Амалфея, 2007. 129 с.
12. Чичканов, А.В. Социальные отношения в современном российском обществе. М.: Изд-во РАГС, 2009. 218 с.
13. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М., ИНФРА-М, 2002. 321 с.
14. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 42-57 с.
15. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров. Диссертация. докт. психолог, наук. РАГС, 2004.
16. Мэйлена Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе: Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1990. 32-45 с.
17. Уайдман Макс Р. Моделирование в управлении проектами // Управление проектами. 2005. № 1. 18 – 26 с.