Введение
1 Теоретический анализ сущности социальной девиации учащейся молодежи
1.1. Характеристика понятия «девиантное поведение», виды и формы социальной девиации учащейся молодежи
1.2. Профилактика социальной девиации учащейся молодежи
2 Исследование мер профилактики девиантного поведения студентов в КубГТУ и их эффективность
2.1 Профилактика девиантного поведения студентов в КубГТУ
2.2 Эффективность профилактики девиантного поведения студентов в КубГТУ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Курсовая работа 49 с., 17 источников.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАНТ, СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ, ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЛИНКВЕНТ, ПРОФИЛАКТИКА, УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ
Объект исследования – социальная девиация учащейся молодежи.
Цель работы – изучить особенности социальной девиации учащейся молодежи и рассмотреть виды ее профилактики.
Метод исследования: анализ теоретического и эмпирического материала, вторичный анализ данных, классический анализ документов, анкетирование.
Новизна работы заключается в том, что был проведен анализ документов по профилактике девиантного поведения студентов в КубГТУ, так же разработана программа исследования «Эффективность профилактики девиантного поведения студентов в КубГТУ» и проведен опрос среди студентов КубГТУ.
Практическая значимость заключается в том, что работа может быть применена для дальнейшего исследования эффективности профилактики социальной девиации учащейся молодежи в учебных заведениях.
1.1 Характеристика понятия «девиантное поведение», виды и формы социальной девиации учащейся молодежи
В социально-психологических и педагогических исследованиях для обозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т.п. Как показывает анализ публикаций, девиация является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью индивида. Качество процессов данного взаимодействия позволяет «делить» поведение на нормальное и отклоняющееся.
Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение человека полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие человека с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
В других исследованиях отмечается, что внутри девиации выделяют такие ее формы, как девиантное, деликвентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома, пьянство и алкоголизм молодежи; наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле, девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию.
Позитивная девиация – это такое отклоняющееся по ведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.
Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения.
В узком смысле, под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки человека, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности.
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах.
К основным формам девиантного поведения учащейся молодежи в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. Хотя пока регистрируемый уровень преступности учащейся молодежи у нас ниже, чем в некоторых индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую. Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.
Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных традиций, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах и почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели; потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.
Наркомания. Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения. Точное количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального контроля, но если по некоторым оценкам в 1998 г. их число могло составить от 2 до 4% всего населения России, то в наше время это уже намного большая величина. Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - это молодые люди в возрасте до 25 лет.
1. Гилинский Я.И. Девиантность и социальный контроль в России: тенденции и социологическое осмысление. СПб.: Научное издание, 2000. 384 с.
2. Шереги Ф.Э Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М.: АТС, 2001. С. 15-32
3. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр соц. прогнозирования, 2004. С. 62-67
4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: Феникс, 2001. 10 с.
5. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164с.
6. Герцен А.И. Технологии профилактики девиаций в социальной сфере. СПб.: РГПУ, 2008. 200 с.
7. Позднякова М.Е., Салагаева А.Л. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция. М.: Институт социологии РАН, 2008. 110 с.
8. Самыгин П.С Девиантное поведение молодежи. Ростов на Дону: Феникс, 2006. С. 21-27
9. Кондрашенко В.Г., Игумнов С.Л. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие. Минск: Аверсэв, 2004. С. 21-27
10. Беленький М.Г., Смирнов И.П. Современные основы реабилитационной педагогики в профессиональном образовании: критерии девиантности, пед. диагностика, технология реабилитации. М.: Акад. проф. Образования, 2000. 92 с.
11. Рыбкин В.Р. Социальная активность молодежи как фактор профилактики аддиктивного поведения. Мурманск: МГПУ, 2009. 224 с.
12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Юрайт, 2001. 158 с.
13. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М.: Вита-Пресс, 1997. 141 с.
14. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2007. 288 с.
15. Васильева В.Н., Прялухина А.В. Социальная работа с девиантами: ценностно-нормативные и социально-психологические аспекты. Мурманск : МГТУ, 2008. 184 с.
16. Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М. Организация системной профилактики девиантного поведения. М.: ВЛАДОС, 2004. С. 44–45
17. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Сфера, 2002. С. 156-170