Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние десятилетия в России произошли радикальные изменения всех сторон жизни общества, явившиеся причиной возникновения целого ряда острых проблем, отдельное место среди которых занимают проблемы молодежи как особой социально-демографической группы. В качестве одной из сфер жизнедеятельности молодежи, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, в настоящее время выступает досуг. Трансформация российского общества в целом сопровождается глубокими изменениями в сфере культурно-досугового, рекреационного обслуживания населения.
Кроме того, именно в пространстве досуговой деятельности наиболее четко проявляются изменения общественного сознания, связанные с формированием новой системы ценностных ориентаций, разрушением традиционных норм и ценностей. Данное состояние общественного развития, которое исследователи с полным основанием называют состоянием социальной неопределенности, характеризуется тем, что социализация молодежи приобретает здесь отклоняющийся характер, размываются устойчивые жизненные представления и ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.
Помимо этого состояние социальной неопределенности характеризуется возникновением ряда негативных тенденций в сфере молодежного досуга, связанных с возникновением настроений бессмысленности существования, криминализацией досуга, проявляющихся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. В то же время части молодежи присуще доминирование гедонистической направленности в рамках ее досуговой деятельности, что предполагает ориентацию на получение в свободное время исключительно удовольствий и развлечений.
Для многих людей в России досуг по существу оборачивается иллюзией свободного времяпрепровождения, хотя в действительности он является регламентированным в соответствии с навязанными средствами массовой информации (СМИ) стандартными образцами. В ситуации, когда эти образцы являются недостижимыми для большей части населения страны и молодежи в частности, возникают дополнительные противоречия между потребностями молодых людей в сфере досуга и объективными возможностями реализации этих потребностей.
Рассматриваемые тенденции, проявляющиеся в отношении различных категорий российской молодежи, приобретают особую актуальность применительно к студенческой молодежи как специфической социальной группе.
Объектом исследования – студенты НГТУ.
Предмет исследования - социально-культурные факторы, влияющие на формирование социального портрета современной молодежи.
Цель исследования - определить социально-культурные факторы, влияющие на формирование социального портрета современной молодежи на примере студентов НГТУ.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику молодежи как социально-демографической группы;
2) рассмотреть молодежные субкультуры;
3) проанализировать специфику современного студенчества в сравнении со студентами 80-90-х годов;
4) исследовать ценностные ориентации студентов НГТУ.
I. Теоретические аспекты социального портрета современной молодежи
1.1 Характеристика молодежи как социально-демографической группы
Проблемы молодежи являются приоритетными для обсуждения, так как молодежь – это не только настоящее, но и будущее общества, она в определенное время естественным путем сменит старшее поколение в различных сферах социальной жизни. Согласно статистическим данным, молодых людей в мире насчитывается более 1 млрд. чел., это примерно одна пятая человечества.
Обобщая различные научные взгляды на характеристику молодежи, можно отметить, что основой выделения понятия «молодежь» являются следующие критерии:
- стратификационный (выделение социальных групп);
- возрастной (разграничение по возрастным группам);
- субкультурный (различия по характеру ценностных ориентаций, образу жизни).
Параметрами же молодежной среды выступают в основном:
1) возрастные границы;
2) социально-психологические особенности;
3) специфика социального статуса;
4) ролевые функции;
5) социокультурное поведение;
6) специфика самоопределения;
7) самоидентификация как молодежной группы.
У молодежи еще нет закрепленных законом ни экономических, ни ценностных интересов, имеющихся у большинства взрослых. В качестве одной из сущностных характеристик молодежи выступает мотивационная сфера сознания как направленность личности на репродуктивную и инновационную деятельность, производная условий жизнедеятельности в процессе социального становления молодого поколения, являющегося субъектом общественного производства и общественной жизни.
В процессе социализации молодежи, ее активного включения в разнообразную деятельность, ту или иную среду происходит формирование мотивационных установок молодой личности. Особое положение в составе молодежи как социальной группы занимает студенчество в силу осуществления им функций воспроизводства профессиональной интеллигенции.
Спецификой современного студенчества стало то, что оно резко дифференцировалось по ряду параметров:
- уровень материальной обеспеченности и социальный статус семьи;
- регион происхождения;
- отношение к религии;
- неоднородность политических взглядов, ценностных ориентаций;
- источники оплаты стоимости получаемых образовательных услуг.
Количество студентов в России резко увеличилось (1992 г. – 2,6 млн., 2002 г. – 5,9 млн., 2008 г. – 6,7 млн. чел.). Кроме того, студенчество потеряло свою пространственную локализованность. Так, если ранее высшие учебные заведения традиционно концентрировались в крупных городах – промышленных и научных центрах, то в 90-х гг. в стране было не только создано значительное число новых учебных заведений в средних и малых городах, но и осуществлено формирование развитой филиальной сети вузов в более мелких населенных пунктах, позволяющей включить в процесс получения высшего профессионального образования молодых людей непосредственно в регионе их проживания или вблизи от него.
Учитывая то, что студенчество занимается особой образовательно-интеллектуальной деятельностью, которая выражается в систематическом накоплении, усвоении научных знаний и овладении навыками той или иной профессии, его можно охарактеризовать как самостоятельную группу, являющуюся неотъемлемой частью молодежи и отличающуюся от других наличием высокого уровня личностной и групповой культуры, широких контактов с различными поколениями и стратами общества, а кроме этого, обладающую большим ресурсом адаптации к интенсивно меняющимся социально-экономическим условиям. В нестабильные кризисные периоды общественного развития студенчество попадает в самую гущу протекающих конфликтов, не только пытаясь обрести собственные более полные представления об окружающем мире, но и активно включаясь в его переустройство. Причем инновационный потенциал студенчества в таких случаях может иметь самую разную направленность: от экстремистско-революционной до позитивно-созидательной, конструктивной.
Говоря о студенческой молодежи, можно выделить следующие особенности ее социализации. Во-первых, процесс социального становления будущих специалистов обеспечивают два периода социализации: первый период – адаптация, т.е. изменение установок и усвоение новых способностей для действия в постоянно изменяющемся социуме; приспособление к новым условиям учебы и быта, определяющим новый ритм жизни студентов; второй период – профессионализация, т.е. участие в процессе обучения, устремленность в будущее, нацеленность на профессию, успешное освоение студентами условий будущей конкретной трудовой деятельности, активная научно- исследовательская деятельность.
Во-вторых, студенческий возраст содержит значительные резервы для естественного включения молодежи в социализирующие ситуации познания, общения, творчества, освоения новых видов деятельности, новых отношений и новых социальных пространств, обеспечивая полноту раскрытия индивидуально-особенного в контексте социально-общественного.
Специфика студенческого возраста заключается в том, что происходит расширение жизненного пространства личности за счет многообразия круга общения, возникает разносторонность социальных связей и отношений, накапливается диапазон социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия; интенсивно пробуются различные социальные роли посредством включения студентов в активную трудовую и общественную деятельность, обеспечивается осознание своих целей, жизненных устремлений, идет выработка жизненного плана.
В-третьих, институты образования как часть социокультурного пространства не только выполняют специализированную задачу, направленную на формирование компетентного специалиста в области профессиональной деятельности, но и создают условия для полноценного вхождения индивида в многогранную жизнедеятельность социума.
Социализирующие возможности образовательного института в современных условиях обеспечивают активно-субъектное отношение студенческой молодежи к социальной среде, накопление знаний, умений, качеств индивида, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовки, свободу самоопределения личности на основе многообразия зон развития и ситуаций их выбора – от самовыражения до творческой самореализации и самоутверждения личности в реалиях современного социума.
Таким образом, молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.
1. Бабинцев В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как специфические формы рефлексии / В. Бабинцев, Т. Морозова // Человек и труд. – 2012. – №3. – С. 64-69.
2. Вагин Д.Ю. Поведение молодёжи в условиях социально-экономической и духовно-нравственной нестабильности // Социально-гума- нитарные знания. – 2012. – №4. – С.143-151.
3. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2009.
4. Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социол. исслед. — 2009. — № 6. — С. 107—109.
5. Внуков А.В. Ценностные ориентации современных студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 18. - С. 18-20. - 0,3 п. л.
6. Внуков А.В. Ценностные ориентации современных студентов // Материалы 26-й Всероссийской конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления-2011». - Вып. 2. -, 2011. - С. 69-71. - 0, 2 п. л.
7. Казарина-Волшебная Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи / Е.К. Казарина-Волшебная, И.Г. Комиссарова, В.Н. Турченко // Cоциологические исследования. – 2012. – №6. – С. 121-126.
8. Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.
9. Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2012 г. / Сост. С.Г. Миронова; О.В. Кузьмина Отв. за выпуск О.В. Кузьмина. – М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2013. – 220 с.
10. Молодежная культура и ценности будущего / Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб, 2009.
11. Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6–7 де- кабря 2007 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. — М. : Изд- во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — 332 с.
12. Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика имущественного положения // Социол. исслед. — 2010. — № 3. — С. 101—106.
13. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исслед. — 2008. — № 2. — С. 89—90.
14. Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Барнаул, 21–22 мая 2009 г. / отв. ред. С.Г. Максимова. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 449 с
15. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России // Cоциологические исследования. – 2012. – №5. – C. 140-144.
16. Шелудякова Т.В. Поддержка молодежи как один из конституционных приоритетов социальной политики [Электронный ресурс] // Российская юстиция.-2012. – №5.
17. Шарипова Р.Х. Социальная идентификация российских и китайских студентов // Социологические исследования. – 2012. – №8. – С. 143-146