Введение
1. Сущность и назначение корпоративной финансовой политики
1.1. Управление финансами предприятия
1.2. Финансовый план предприятия как элемент управления финансами, этапы планирования корпоративной финансовой политики
Практическая часть
Первый раздел. Анализ внутренней финансовой среды компании
Второй раздел. Определение стратегической финиковой позиции ОАО «Новосибхимфарм», выбор финансовой стратегии и политики
Третий раздел. Определение оптимальной структуры капиталя
Четвертый раздел. Ценообразование собственного и заемного капитала
Пятый раздел. Формирование оптимального инвестиционного портфеля
Заключение
Список литературы
Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с управлением финансовых потоков, очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к новым экономическим отношениям. Современная экономика предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих в ней процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
В сущности, планирование корпоративной финансовой политики является одним из основных элементов управления как непосредственно производством, так и общеэкономической деятельностью предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Новосибхимфарм»
В корпоративной финансовой политике ОАО «Новосибхимфарм» выделяют несколько элементов: планирование, оперативное управление и контроль. Планирование занимает важное место в системе управления финансов, так как именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансовых ресурсов и направления их наиболее эффективного использования.
Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
Цель изучения предприятия –познакомиться с методикой управления финансами в ОАО «Новосибхимфарм».
Задачи:
Изучить схемы организации управления на исследуемом предприятии
Охарактеризовать финансовые документы организации
Изучить финансовую политику предприятия.
1. Сущность и назначение корпоративной финансовой политики
1.1. Управление финансами предприятия
Региональные финансовые кризисы, которые все чаше потрясают в последнее время мировую экономику, имеют и свои позитивные стороны. Например, они на уровне национальных экономик наглядно демонстрируют важность сбалансированности бюджета. опасность (рискованность) появления большого количества "коротких долгов" и т.п.
Отдельное предприятие в этом смысле представляет собой "государство в миниатюре", с той лишь разницей, что уменьшение размеров влечет за собой увеличение рисков. Российский финансовый кризис подтвердил это весьма наглядно.[5,c.89]
Основное предназначение управления финансами предприятия и осуществления корпоративной финансовой политики состоит в том, чтобы:
обеспечить рациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источников финансирования) предприятия. Иначе говоря, обеспечить устойчивое и экономически оправданное соответствие источников финансирования активам;
сбалансировать поступления и выплаты платежного оборота, т.е. обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам. так и по величине.
Текущие и капитальные активные операции (производственно-сбытовая деятельность, капиталовложения и капиталоизъятия) формируют потребность в объемах и характере финансирования (структуре и природе источников). Задача финансового управления - обеспечить эти активные операции соответствующими им по природе и структуре источниками финансирования. Вторая из перечисленных выше задач теснейшим образом взаимосвязана с первой, С точки зрения текущей деятельности (текущих операции) в центре внимания управляющего финансами находится именно сбалансированность платежного оборота, но в основе ее - соответствие активов предприятия его обязательствам. Нельзя, невозможно правильно сформировать платежный оборот без баланса активов и пассивов и. в первую очередь, оборотных активов и текущих обязательств, и главным образом счетов к получению и счетов к оплате (дебиторской и кредиторской задолженности). [5,c.94]
"Двойное" содержание планирования корпоративной финансовой политики (планирование активов и пассивов и поступлений и платежей) отражает то, что существует два объекта финансирования: активы и операции.
Источниками финансирования активов являются пассивы, т.е обязательства. возникающие у предприятия как субъекта гражданского права перед владельцами ресурсов, используемых предприятием в своей деятельности, Эти обязательства могут быть долговыми (т.е. заемными), подлежащими возврату по истечении срока их предоставления, и долевыми (бессрочными) формирующими обязательства предприятия перед его юридическими владельцами (акционерами. участниками).
Источниками финансирования операций являются ликвидные активы, которые могут быть использованы в качестве платежных средств (в нормальной экономической системе источниками финансирования операций являются денежные средства и коммерческие векселя).
Целью управления корпоративной финансовой политики предприятия является в конечном счете обеспечение и поддержание его финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Под финансовой устойчивостью предприятия в широком смысле понимается его способность функционировать, получая достаточную для собственного воспроизводства прибыль и своевременно выполняя все обязательства по платежам. В этом смысле финансово устойчивым является предприятие, деятельность которого обеспечивает: [8,c.111]
доходность активов не ниже ставки процента по банковским кредитам;
доходность собственного капитала не ниже рентабельности активов;
сбалансированность поступлении и платежей (входящих и исходящих финансовых потоков) или положительный чистый денежный поток в среднесрочном периоде;
достаточную массу чистой прибыли и амортизации (в том числе в части социального обеспечения и развития трудовых ресурсов) для обеспечения воспроизводства производительного потенциала предприятия.
Финансовая устойчивость является интегральным, обобщающим показателем. отражающим состояние и результаты деятельности предприятия.
Для каждого конкретного предприятия можно сформулировать систему требований (в виде набора количественных параметров), которым должно удовлетворять данное предприятие, чтобы быть финансово устойчивым. Это очень важно именно в практическом плане, поскольку без этого, в сущности, и финансовый анализ, и финансовое планирование, и в целом управление финансами предприятия утрачивают ориентиры и, стало быть, смысл.
Но с чем сравнивать фактические показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности предприятия, какая ситуация может считаться "нормальной".[7,c.109]
Очевидно, что оценка финансовой устойчивости предприятия в различных временных разрезах может быть разной, В самом деле, наличие в структуре его оборотных активов значительного объема денежных средств является важнейшим фактором краткосрочной финансовой устойчивости предприятия, однако денежные активы, как известно, не являются прибыльными (из-за временной стоимости денег, инфляции) и, стало быть, отрицательно влияющими на общую рентабельность активов и инвестиционную привлекательность предприятия. В свою очередь, высокий уровень доходности может обеспечиваться, например, за счет опережающего роста дебиторской задолженности, что приносит, как известно, ущерб текущей платежеспособности предприятия. Разграничение факторов. влияющих на кратко-, средне- и долгосрочную финансовую устойчивость предприятия, позволяет установить приоритеты в управлении финансами предприятия в зависимости от конкретных обстоятельств. [5,c.94]
1. Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.
2. Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 2004. – 263 с.
3. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.
4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.- 540 c.
5. Дробозина Л.А. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.-220 с.
6. Ильин В.С. Планирование на предприятии. Т.2.-359 с.
7. Ирвин Д. Финансовый контроль. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 210 с.
8. Ковалев В.В. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ, 2002.- 451 с.
9. Ковалева А.М. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 340 с.
10. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – Киев, 2001.- 120 с.
11. Раицкий К.А. Экономика пердприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 250 с.
12. Романовский М.В. Финансы предприятия. – М.: «Бизнес-пресса», 2000. – 470 с.
13. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2002. – 385 с.