Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса на профессиональном уровне. Основную роль в сестринском процессе играет медицинская сестра, оказывающая услуги, направленные на стабилизацию здоровья, профилактику, осуществление ухода и эффективное лечение.
Сестринский процесс это систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Иными словами, это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и сестру в качестве взаимодействующих лиц. Уже при первой встрече с пациентом медицинская сестра определяет индивидуальную потребность пациента в уходе, приоритеты ухода и ожидаемые результаты, стратегию направленности на удовлетворение нужд пациента.
Процесс проходит циклически по ходу развития отношений между сестрой и пациентом. В сестринском процессе проявляются новые черты в работе сестры и врача, как по распределению функциональных обязанностей, так и в совместном подходе к определению тактики ухода за больным.
Цель работы – проанализировать сестринский процесс при хирургических вмешательствах у детей.
Задачи:
1) выявить особенности хирургических вмешательств у детей;
2) рассмотреть сестринский процесс в предоперационном периоде у детей;
3) проанализировать тактику медицинской сестры в операционный период у детей;
4) изложить тактику медицинской сестры в послеоперационном уходе за детьми.
1. Особенности хирургических вмешательств у детей
Детская хирургия - раздел хирургии, изучающий у детей врожденные и постнатальные пороки, приобретенные заболевания и повреждения, требующие различных видов хирургической коррекции.
Принципиальным отличием детской хирургии является то, что это отрасль медицины изучает растущий, развивающийся организм ребенка. В связи с этим особое значение приобретает необходимость учитывать анатомо-физиологические особенности организма в различные возрастные периоды.
Задачами детской хирургии являются изучение патогенеза заболеваний, разработка их диагностики и хирургического лечения, основанных на анатомо-физиологических особенностях организма ребенка в различные периоды его жизни.
Различают следующие периоды детства:
- Грудной (до 1 года);
- Ранний (1-3 года);
- Дошкольный (3-7 лет);
- Младший школьный (7-11 лет);
- Старший школьный (11-17 лет).
Операция - один из наиболее ответственных этапов лечения больного ребёнка. Отличительные черты оперативных вмешательств у детей обусловлены в первую очередь анатомо-топографическими особенностями, наиболее ярко выраженными в первые годы жизни ребёнка. В связи с этим нередко план и технику выполнения операции изменяют в зависимости от возраста пациента при одном и том же заболевании. Кроме того, многие хирургические заболевания встречают преимущественно у детей. К ним, прежде всего, относят пороки развития различных органов и систем. В специальных главах будут приведены показания и принципы оперативных вмешательств в зависимости от возраста, заболевания или порока развития.
Очень важен вопрос о необходимости и сроках проведения хирургического вмешательства.
Показания к операции могут быть абсолютными и относительными.
- К абсолютным показаниям относят такие заболевания или состояния, при которых без экстренного хирургического вмешательства ребёнок может погибнуть: деструктивный аппендицит, ущемление грыжи, атрезия каких-либо участков ЖКТ, угрожающие жизни кровотечения и т.п.
- Относительные показания - заболевания или состояния, для излечения которых необходимо оперативное вмешательство, но операцию не нужно проводить в экстренном порядке. К таким заболеваниям относят неущемлённую грыжу, незаращение нёба, синдактилию и др.
Возраст ребёнка - важный фактор при решении вопроса о времени проведения операции. По абсолютным показаниям операции выполняют в любом возрасте - новорождённым и даже недоношенным детям. При относительных показаниях различные оперативные вмешательства следует проводить в том возрасте, когда это наиболее целесообразно, учитывая характер заболевания.
Выполнение многих оперативных вмешательств у новорождённых возможно лишь при наличии у хирурга опыта в проведении операций и послеоперационном выхаживании больных, а также при обеспечении необходимого обезболивания, наличии соответствующего инструментария и оснащения. В противном случае все операции, кроме жизненно необходимых, следует отложить.
Противопоказания. Абсолютно противопоказаны операции детям, которые из-за существующих у них пороков развития нежизнеспособны. Не следует оперировать ребёнка, находящегося в предагональном и агональном состояниях или в состоянии шока III и IV степеней. Однако после выведения его из этого состояния при наличии абсолютных показаний проведение оперативного вмешательства возможно. В тех случаях, когда причина тяжёлого состояния может быть устранена только хирургическим путём (кровотечение, пневмоторакс и т.п.), операцию можно начинать и до окончательного выведения пациента из шока на фоне противошоковых мероприятий.
Кашель и насморк у ребёнка, носящие хронический характер и не сопровождающиеся повышением температуры тела и отсутствием аппетита, не считают противопоказанием к оперативному вмешательству. В том случае, когда катаральные явления возникли остро и сопровождаются температурной реакцией и другими признаками какого-либо заболевания, операцию следует отложить.
Относительными противопоказаниями считают заболевания дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения нормального развития ребёнка, связанные с недостаточным питанием, диареей и другими причинами, пиодермию, резко выраженные явления рахита, состояние после вакцинации, повышение температуры тела неясной этиологии.
Развитие анестезиологии и реаниматологии расширило возможности хирургических вмешательств даже при очень тяжёлом состоянии больных. Кроме того, у некоторых детей, в течение многих месяцев страдающих каким-либо заболеванием дыхательных путей, длительное откладывание операции опасно или способствует респираторным заболеваниям (например, при незаращении нёба).
В таких случаях вмешательство проводят, как только появится светлый промежуток и стихнут катаральные явления.
2. Сестринский процесс в предоперационном периоде у детей
Любое оперативное вмешательство состоит из трех периодов: предоперационного, операционного и послеоперационного.
К этому периоду относится время от момента поступления больного в хирургическое отделение стационара до начала проведения операции. В предоперационном периоде осуществляется комплекс мероприятий, направленных на подготовку больного к операции.
Условно период подразделяется на 2 этапа.
Первый этап - диагностический. В этот период проводятся уточнение основного диагноза, выявление сопутствующих заболеваний, изучение состояния функций жизненно важных органов и систем, установление показаний к операции и определение необходимого объема вмешательства.
Второй этап представляет собой непосредственную предоперационную подготовку. Он включает лечение основного заболевания, коррекцию нарушенных функций. Проводимые лечебные мероприятия направлены на максимальное уменьшение опасности операции и предупреждение возможных послеоперационных осложнений.
Длительность этого периода бывает различной в зависимости от характера основного заболевания - от нескольких минут до многих месяцев.
В ряде случаев предоперационная подготовка может проводиться в профильных специализированных учреждениях: эндокринологическом, гематологическом, кардиологическом, пульмонологическом и т. д.
Медицинским сестрам в этот период отводится значительная роль. К операции больного готовит постовая медицинская сестра, она же осуществляет уход за ним после операции. Процедурная сестра проводит назначаемые манипуляции и процедуры. Осуществляется подготовка основных органов и систем к операции - сердечнососудистой, системы кровообращения, дыхательной и пищеварительной, системы мочевыделения.
Плановые операции не делаются в период менструаций. Для профилактики легочных осложнений перед операцией необходимо научить больного правильно и глубоко дышать и отхаркивать мокроту. Проводится санация полости рта для ликвидации очагов инфекции. Выявляют очаги «дремлющей» инфекции. При обнаружении у больного гнойных заболеваний кожи операция откладывается до излечения воспалительного процесса.
Перед операцией всем больным проводятся профилактические мероприятия, которые делятся на общие и специальные. Общие мероприятия включают подготовку психики больного, для этого вокруг больного создается обстановка, призванная помочь ему быть уверенным в успешном исходе операции.
1. Барыкина Н. В. Сестринское дело в хирургии : учеб. пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская. - Изд. 12-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 447 с. :
2. Дронов А.Ф., ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ [Электронный ресурс] / А.Ф. Дронов, В.В. Холостова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011.
3. Евсеев, М. А. Уход за больными в хирургической клинике / М.А. Евсеев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 192 c.
4. Калмыков, А.С. Уход за здоровым и больным ребенком / А.С. Калмыков, Н.В. Ткачева. - М.: Феникс, 2017. - 208 c.
5. Лычев В.Г., Савельев В.М., Карманов В.К. Тактика медицинской сестры при неотложных заболеваниях и состояниях: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / В.Г. Лычев, В.М. Савельев, В.К. Карманов. — М.: ФОРУМ, 2016. — 352 с.
6. Обуховец, Т.П Сестринское дело и сестринский уход (СПО). Учебное пособие / Т.П Обуховец. - М.: КноРус, 2016. - 507 c.
7. Организация специализированного сестринского ухода / Н.Ю. Корягина и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 464 c.
8. Осипова, В. Л. Дезинфекция. Учебное пособие / В.Л. Осипова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 136 c.
9. Овчинников В.А. Некоторые клинические аспекты терапии в хирургии. - Н.Новгород.: НГМИ, 2004. - 132с.
10. Привалов В.А. Асептика и антисептика: Учеб. пособие для студентов медицинских ВУЗов / В.А. Привалов, Т.В. Катунькина. Челябинск: Изд-во "Челябинская гос. мед. академия", 2004. - 104 с.
11. Уход за хирургическими больными. - М.: Медицинское информационное агентство, 2014. - 496 c.