ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность понятия коммерческого предприятия
1.1. Внешняя среда предпринимательства
1.2. Внутренняя среда предпринимательства
2. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль главного бухгалтера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
• звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
• специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.
Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. Российские мастера всегда занимали в ней передовые позиции. [2,46]
Профессия бухгалтера в условиях рыночной экономики является одной из самых важных, трудных и престижных. Классные специалисты в этой области получают за свой труд высокую заработную плату.
Современная Россия - большой корабль, находящийся в трудном рыночном плавании, ее экономика - это система управления судном, а бухгалтерский учет - мозг данной системы.
Целью данной работы является рассмотрение роли и места бухучета в системе управления организацией.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть сущность коммерческого предприятия;
2. раскрыть внешнюю среду предпринимательства;
3. раскрыть внутреннюю среду предпринимательства;
4. отобразить бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль главного бухгалтер.
1. Сущность понятия коммерческого предприятия
1.1. Внешняя среда предпринимательства
Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства. В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства.
Внешняя предпринимательская среда характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:
• экономическое состояние и обстановка в обществе;
• политическая ситуация;
• правовая система государства;
• социально-культурная среда;
• технологическая сфера;
• физическая и географическая среда;
• партнерская финансово-техническая сфера.
Экономическое состояние определяет общее положение доходов и расходов граждан, вид и характер их потребностей, а также их возможности как покупателей. Она характеризуется определенным уровнем заработной платы и безработицы в стране и в конкретном регионе; оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный капитал; определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства. [10,326]
Политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие через экономическую обстановку. Как известно, политика - это концентрированное выражение экономики. Правительство при помощи экономических мероприятий проводит свои политические цели и задачи. Развитие экономики и степень ее управляемости также находятся в сильной зависимости от степени политизации всего общества и наличия конструктивной оппозиции власти.
Правовая система государства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства.
Среди совокупности трех рассмотренных выше факторов предпринимательской среды правовая система в России до настоящего времени остается чрезвычайно слабым звеном, оказывающим негативное влияние на развитие коммерческих предприятий, в частности на организацию бухгалтерского учета. Нынешняя правовая база финансово-экономической деятельности предприятий характеризуется:
нестабильностью действия нормативных актов;
чрезмерной жесткостью налоговой политикой.
В такой обстановке бухгалтер должен тщательно следить за выходящими законодательными актами, постоянно переделывать или существенно корректировать бухгалтерскую документацию и расчеты, изыскивать малейшие возможности для уменьшения налоговых платежей. Последние, по мнению авторитетных специалистов, превосходят реальные возможности предприятий. В результате законопослушная часть общества вынуждена искать пути к уклонению от части платежей, чтобы снизить налоговое бремя.
Социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых в обществе и в отдельных группах покупателей. Элементы этой среды (образование, культура, нравственные нормы и религиозные традиции) оказывают непосредственное влияние на потребительский спрос и отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям. Социально-культурная среда - чрезвычайно тонкая сфера человеческих отношений. Общество через государственные институты должно оказывать на нее регулирующее воздействие. В противном случае стихия рынка с ее конкуренцией и достаточно жесткой борьбой может сместить нравственные ориентиры в область борьбы за выживание и деформировать общественное сознание.
Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействует на коммерческие предприятия в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрение информационных технологий улучшает характеристики и уменьшает сроки изготовления продукции, снижает потребность в рабочей силе и переориентирует общество на качественное изменение профессионального мастерства. Например, в России в настоящее время, в связи с массовым внедрением персональных компьютеров в практику бухгалтерского учета, требования к бухгалтерам существенно повысились с одновременным повышением и уровня оплаты их труда.
Физическая или географическая среда характеризует возможности коммерческой фирмы, функционирующей в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсы, какой вид транспорта выгоднее использовать, в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело. [4,115]
Партнерская финансово-техническая сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Она включает:
предприятия-поставщики;
предприятия-покупатели;
банки;
страховые компании;
аудиторские и нотариальные конторы;
транспортные фирмы;
рекламные бюро;
организации средств связи и коммунальных услуг;
информационные службы;
другие субъекты хозяйственных отношений.
Все участники данной сферы могут оказывать существенное влияние на конечный финансовый результат работы предприятия. По этой причине на ряде предприятий в бухгалтерии созданы специальные отделы, отвечающие за работу с ними. Эти подразделения часто носят название "отделы расчетов с дебиторами и кредиторами".
Выбору партнеров в бизнесе со стороны руководителя и главного бухгалтера всегда уделяется особое внимание. Договор с ненадежным поставщиком или партнером - один из серьезнейших промахов, за который нередко жестоко расплачивается предприятие. За границей данную проблему стараются решать тремя способами:
• всегда иметь дело только с постоянными и проверенными клиентами;
• большинство договоров заключать с дополнительной подстраховкой в виде оговорок и специальных форм оплаты. При этом для защиты от возможных рисков привлекать страховые компании;
• пользоваться платными услугами банков по предоставлению информации о финансовом состоянии предполагаемого партнера.
1. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями. - М.: МЕНАТЕП - ИНФОРМ, 2002.
2. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. От теории к практике бухгалтерского учета. - М.: Хронограф, 2003.
3. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2003.
4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Правовая культура, 2002.
5. Букина Г.Н., Мищенко Н.Ю., Палий Е.В. Бухгалтерский учет. Экспресс - курс. - М.: ИНФРА-М, ЭКОР, 2003.
6. Бухгалтерский анализ: пер. с англ. - К.: Торгово-издательское бюро BHV, 2001.
7. Бухгалтерский словарь (настольная книга) / Под ред. Нетесина Н.И. - М.: Баян, Литера, 2003.
8. Бухгалтерский учет в торговле / Под ред. В.В. Кожарского. - Мн.: Экоперспектива, 2004.
9. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие / Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2002.
11. Бухгалтерский учет: Учебник / И.Е. Тишков, А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей и др.: Под общ. ред. И.Е. Тишкова. - Мн.: Выш. шк., 2003.
12. Бухгалтерско-аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) / Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: СОМИНТЭК, 2003.
13. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет Практическое пособие. - М.: МАГИС, 2001.