Введение
1. Первопроходцы греческой медицины
2. Теория и практика в греческой медицине
3. Основные направления медицины в Древней Греции
4. Развитие и основные достижения медицины Древнего Рима
5. Направления медицины Древнего Рима
Заключение
Библиография
После заката и распада цивилизации Древнего Египта возникла цивилизация Древней Греции, это случилось приблизительно в 700 году до нашей эры. Она просуществовала приблизительно до 600 года нашей эры. Среди древних греков было немало великих философов, а врачи того времени уделяли большое внимание рациональному мышлению по сравнению с древними египтянами. Таким образом, мы вполне можем считать древнегреческую медицину основной прародительницей современной научной медицины.
Первые медицинские школы в Древней Греции возникли на территории Сицилии и Калабрии, которые в настоящее время входят в состав Италии. Наиболее известной и влиятельной школой была Пифагорейская школа. Пифагор был великим математиком, который внедрил теорию чисел в естественные науки, поскольку в то время медицина не являлась отдельным предметом.
В Древнем Риме в условиях обшир¬ного государства медицина по-лучила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладель¬ческих государствах с их более низким уровнем производитель¬ных сил и патриархальными пережитками.
Цель работы – проанализировать зарождение, развитие и основные направления медицины Древней Греции и Рима.
Задачи:
1) рассмотреть первопроходцев греческой медицины;
2) изложить основы теории и практики в греческой медицине;
3) проанализировать основные направления медицин в Древней Греции;
4) рассмотреть развитие и основные достижения медицины Древнего Рима.
1. Первопроходцы греческой медицины
Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.
Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие - отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.
Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии - на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная - пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки - в то время такой области знания, как медицина, еще не было .
Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.
Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.
Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы - обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.
Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины - изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя - согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами .
Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.
Два известных философа - Аристотель и Платон - пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг. до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг. до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.
1. Афонасин Е. В., Афонасина А. С. Неоплатонический Асклепий // ХХОЛН (Scho-le). — 2016. - Т. g, № i. - С. 260-280.
2. Балалыкин Д.А. Основные направления критики натурфилософской системы Галена в современной историографии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №10-1.
3. Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. М.: Весть, 2013. 256с.
4. Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Соотношение духовного и физического в понимании Галеном здоровья и болезни. Часть I (на примере работы «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной души»). // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - №7 (Часть 1). - С. 257-268.
5. Балалыкин Д. А. Религиозно-философские системы и их значение для истории медицины // История медицины. - 2014. - №1. - С. 9-26.
6. Болезнь и здоровье. Новые подходы к истории медицины. - М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, Алетейя, 2008. - 304 c.
7. Гиппократ. О природе человека. – М., КомКнига, 2006.
8. Давыдов Б.В. Рациональная и религиозная медицина Древней Греции IV века до Н. Э. На примере трактата «о священной болезни» // Вестник БГУ. 2015. №1.
9. Изуткин Д.А. Изучение вопросов здоровья и болезни в медицине Древней Греции // Медицинский альманах. 2009. №2.
10. Исследования и публикации по истории античного мира/ Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 3. СПб., 2004. С.373–394.
11. Марчукова С.В. Медицина в зеркале истории. - М., Европейский дом, 2009.
12. Межерицкая С. И. Культ Асклепия и психология античного общества II в. н. э.// Мнемон. Очерки истории медицины XX в. Под ред. Ю.П. Лисицина, М.Е. Путина, И.М. Ахметзянова. Изд. «Кадры России». - Казань, 2012.
13. Мультановский М.П. История медицины. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1967.
14. Пролыгина И.В. Рациональное и сакральное у Галена // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2018. №1 (5).
15. Сорокина Т.С. История медицины. М.: изд-во универ. П. Лумумбы, 2008. 467 с.
16. Счастливая Д. Н. Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 580-583. - URL https://moluch.ru/archive/66/11017/ (дата обращения: 18.11.2019).
17. Хорькова И.В. Гален против Аристотеля: к вопросу о формировании медицинской терминологии // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2017. №.