Введение
1 Теоретические подходы к изучению понятия бюрократии
1.1 Сущность бюрократии и ее основные положения
1.2 Бюрократизм. Пути дебюрократизации российского общества
2 Феномен развития бюрократии в России: социологический анализ
2.1 Отношение сотрудников государственного аппарата к проблеме бюрократизации
2.2 Взгляд населения Краснодара на проблему бюрократизма
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Степень научной разработанности. Научное изучение бюрократии началось с работ М. Вебера, который различал 2 типа бюрократии: традиционную патримониальную и современную рациональную. М. Вебер считал, что появление бюрократии привело к принципиально новому характеру отношений между «монархом и чиновниками». Можно говорить, что М. Вебер заложил фундамент для изучения бюрократии и будущего функционирования этого феномена для стран Запада.
Так же изучением бюрократии занимались такие ученые, как К.Маркс, П. Блау, Р.Мертон, Г. Саймон.
Особое место среди исследований российской бюрократии занимают работы дореволюционных ученых: М.С. Александров, Б. Бразоленко, И. Ольшевский, Б.Н. Чичерин.
Объектом изучения в данной курсовой работе бюрократизм как социально-политическое явление.
Предметом изучения является пути дебюрократизации общества как направление политической деятельности
Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюрократии и выделение путей дебюрократизации общества
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретических основ бюрократии;
- рассмотреть проблему бюрократизма российского общества;
- проанализировать отношение к бюрократии в российском общества;
Основной гипотезой исследования является утверждение о негативном отношении к факту бюрократии как среди населения страны, так и среди государственных служащих.
1.1 Сущность бюрократии и ее основные положения
Говоря об историческом развитии проблемы, следует отметить, что, несмотря на постоянную актуальность феномена бюрократии, общественные науки пока не имеют достоверной теории, объясняющей природу бюрократии на различных стадиях общественного развития. Это неудивительно, ведь тема была практически закрыта для исследований. В советское время в основном разрабатывались общие проблемы социального управления и критиковались западные теории в этой области. Ленин также дал свою оценку бюрократии, которую никто из советских социологов не осмеливался пересматривать, отметив ее «всемогущество», но его оценка распространилась и на дореволюционные времена, где доминировали капиталистические производственные отношения, и которая обслуживалась старой государственной машиной подавления и угнетения [7]. Но разрушение старой системы не привело к ликвидации бюрократии, она приобрела другие формы власти и совершенно иные возможности. Ее последователи, учитывая власть и традиции бюрократии в России, нашли с ней некий компромисс.
После 1985 года вопросы, связанные с технологией управления, продолжали развиваться. Проблемы бюрократии затрагивались во многих работах периода перестройки, который начался с многочисленных публикаций в периодической печати. Позднее многие из них легли в основу первых публикаций на эту тему. Они характеризовались определенным эмоциональным антибюрократическим настроем , что ясно выражало желание говорить о насущных проблемах общества и твердую веру в возможность их скорейшего разрешения. Научная разработка проблемы бюрократии и бюрократии началась только в 1985 году. В основном это были работы, посвященные анализу нашего недавнего прошлого. Появились научные публикации, показывающие, что бюрократия остается существенным фактором в истории и в наше время. Публикуются также работы, в которых утверждается, что на рубеже 20-30-х годов Сталин совершил государственный переворот и что в своем дальнейшем развитии советское государство опиралось не на живое искусство масс, как того требовал Ленин, а на партийно-государственную бюрократию.
Современные западные социологи и политологи считают бюрократизацию общественно-политических отношений самоочевидным фактом. Еще Макс Вебер, которого некоторые его современники склонны были называть «яростным», в начале века говорил, что на горизонте современной цивилизации существует древнеегипетский тип бюрократии, усовершенствованный последним словом науки и техники.
Классификация бюрократии приведена Максом Вебером в его работе «Экономическая этика мировых религий». Он различает два типа бюрократии: традиционную "патримониальную", для которой характерно иррациональное происхождение, и современную рациональную. Первый тип родился и развился, постепенно проникая во все сферы общественной жизни, вместе с рождением и развитием государственного аппарата. Он охватывал в первую очередь сферу государственного управления и поддержания общественного порядка. Рациональная бюрократия сформировалась в Новую эру, первоначально охватывая сферу частной и экономической деятельности, и в первую очередь сферу внутреннего управления крупнейшими предприятиями. Постепенно влияние рациональной модели бюрократии распространилось и на другие сферы общественной жизни, постепенно вытеснив родовую. Но, тем не менее, национальная бюрократия, приобретая черты рациональности, была четко отделена М. Вебером от бюрократии частной экономики, поскольку существовал принцип государственного невмешательства в частную сферу и разграничения экономической и общественно-политической деятельности. По мнению М. Вебера, современный бюрократ отличается от родового бюрократа прошлого типа гораздо большей «рациональной предметной специализацией и высшей школой», так как в него вливалось рациональное начало частной экономической бюрократии.
М. Вебер разработал модель рациональной идеальной организации, которая характеризуется следующими особенностями:
- во-первых, высокая эффективность управленческой деятельности, которая достигается специализированным управленческим персоналом и формальным разделением обязанностей;
- во-вторых, иерархия контрольно-надзорной системы и подчиненность должностных лиц;
- в-третьих, безличность отношений, обусловленная фиксированными законами и правилами принятия решений;
- в-четвертых, отделение управленческой функции от средств осуществления этого управления.
1. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. 445с.
2. Воробьев В.П. Социология бюрократии: классические теории: учеб. пособие / Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. 112c.
3. Александров М.С. Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России / М.С. Александров. СПб.: Жизнь и знание, 1910. 175 с.
4. Бразоленко Б. Очерк развития бюрократии в России //Вестник знания, 1903. №. 8. С. 15-22.
5. Ольшевский И. Бюрократия. М.: Изд. В.М. Сабанина, 1906. 324с.
6. Курскова Г. Ю. Своевременные мысли Б. Н. Чичерина // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №5. С. 95 – 115.
7. Сибирцев В. А. Роль бюрократии в революции 1917 года и в СССР // МНИЖ. 2014. №1-2 (20). URL: С. 86 – 88.
8. Воротников А. А. Бюрократия и государство: история взаимоотношений // Вестник СГЮА. 2014. №4. С.103-113
9. Щелоков К.С. Идеи западной правовой культуры // Социально-филосовский анализ правовой жизни общества. М., 2012. 482 с.
10. Кондратьев В. П. Генезис бюрократии как социального института (по работе М. Вебера «Хозяйство и общество») // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. №4. С.99-108
11. Государство // Академия Арзамас. URL: https://arzamas.academy/materials/1285 (дата обращения 11. 10.2020).
12. Власова О. А. Карл Ясперс как историческая личность // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №4 (36). С. 97 – 103.
13. Куркин Б. А. Бюрократия социального государства: некоторые проблемы, тенденции, направления трансформации // Правовое государство: теория и практика. 2017. №2 (48). С. 25 – 32.
14. Исаев Б.А. Политическая история. Демократия. М.: Юрайт, 2019. 490 с.
15. Курашвили Б. П., Пискотин М. И. Очерк теории государственного управления. Наука, 1987. 462 с.
16. Косяков В. М., Митрошенков О. А. Бюрократические проявления и методы борьбы с ними. Советское государство и право, 1985, № 6. С. 36-45.
17. Макаренко В. П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса. Ростов, 1985. 206 с.
18. Оспанова А. А. Изучение чиновничества в Российской исторической науке // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №3-2. С.49-54.
19. Кузнецова Е. Е. Дебюрократизация государственного управления: история и современность // Социология и право. 2017. №2 (36). С. 102-111.
20. Волкова И. И., Борисов Г. А. Дебюрократизация системы муниципального управления: сущность, принципы, задачи // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. №16 (187). С. 53 – 60.