Введение
1 Теоретические подходы к изучению политических партий
1.1 Сущность и функции политических партий
1.2 Коммуникация политических партий с населением
2 Исследование взаимодействия политических партий с населением в социальных сетях
2.1 Анализ политических партий в России
2.2 Эффективность взаимодействия партий с населением в социальных сетях по материалам социологического исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Данную тему также разрабатывали и отечественные авторы. Исследователь Е.В. Савина проанализировала основные политико-коммуникативные технологии взаимодействия политических партий и граждан. Особое внимание уделено продвижению политических партий и партийных лидеров в сети Интернет, в первую очередь, в социальных сетях. Также выявлены основные проблемы информационного сопровождения деятельности политических партий. В работе «Взаимодействия политических партий с институтами гражданского общества» исследователь О.А. Гончаров проблемы проблема взаимозависимости и взаимовлияния формирования партийной системы и становления гражданского общества в современной России. Конкурентные политические партии являются одним из важнейших институтов демократической системы. Одновременно политические партии включаются в гражданское общество как наиболее институционализированная его часть, и их развитие рассматривается в качестве критерия развития общественности. Исследователь С.А. Никоненко в работе «Гражданское общество и политические партии: поиск эффективной модели взаимодействия» пришел к выводу, что появление партий обусловлено самим развитием общества. И сегодня, при всех недостатках политических партий, как свидетельствует мировой опыт, они являются важным звеном в структуре гражданского общества.
Объект: политические партии.
Предмет: социальные сети как взаимодействия политических партий с населением.
Цель исследовать взаимодействия политических партий с населением через социальные сети
Задачи:
- определить основные подходы к изучению политических партий;
- исследовать коммуникацию политических партий с населением;
- исследовать партийность в России;
- изучить аккаунты политических партий в социальных сетях
Гипотеза заключается в том, что аккаунты политических партий в социальных сетях являются крайне неэффективным способом взаимодействия с населением, так как сама информация содержащиеся в этих аккаунтах не доходит до целевой аудитории.
1.2 Коммуникация политических партий с населением
Место политических партий в политической системе детерминировано их двоякой природой: они являются одновременно элементом гражданского общества и частью государственного механизма.
Партия врастает в механизм государственной власти, придает ей уникальное качество агента двусторонней связи гражданского общества и государства. Политическая партия служит каналом трансляции интересов гражданского общества к государству [6]. Однако для партий характерна нацеленность на достижение своих сугубо партийных интересов: получение, удержание и осуществление власти посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе.
Задача современной партийной системы Российской Федерации заключается в том, чтобы формировать горизонтальные связи между людьми и их общественно-политическими объединениями, поддерживать и развивать договорные отношения как инструменты укрепления институтов, уравновешивающих государство и одновременно поддерживающих индивида. Здесь проявляется некоторое противоречие между политическими партиями и гражданским обществом, которое нивелируется в политической системе взаимной заинтересованностью и зависимостью политических партий, гражданского общества и государства.
С этой точки зрения политическая система представляет собой два циркулирующих, взаимообусловленных процесса: процесс обмена интересами и процесс обмена решениями.
Обмен интересами определяется тем, что во взаимоотношениях политических партий и гражданского общества политические партии заинтересованы в создании и укреплении социальной базы поддержки, выражающейся в формировании общественного мнения и прочных социальных связей. Гражданское общество заинтересовано в государственной поддержке гражданских инициатив через участие политических партий во властных отношениях. В первом случае интересы политических партий определяются стремлением к мобилизации граждан к волеизъявлению и поддержке партий на выборах, а во втором – гражданское общество стремится мобилизовать политические партии на поддержку структур гражданского общества. Обмен интересами происходит в партийнополитической системе по двум каналам: коммуникационному и организационному.
Если коммуникационный канал предполагает синтез политическими партиями импульсов, исходящих со стороны гражданского общества, которые трансформируются в специфический политический язык, выражающийся в идеологиях, программа, лозунгах, выступлениях и позициях лидеров, политической рекламе, формировании имиджа политической партии, то организационный канал включает в себя создание и укрепление собственно партийной организации, формирование социальных связей с группами интересов и укрепление позиции партии в социальных сетях.
Обмен решениями происходит в рамках политических институтов и включает в себя два процесса: процесс принятия избирательных решений гражданским обществом (процесс голосования) и процесс принятия политических решений (процесс политического управления).
Особое значение в процессе обмена интересами по коммуникационному каналу играют идеология партии и ее программные цели. Эти два компонента позволяют отличать партии друг от друга, позволяют гражданам идентифицировать себя с той или иной политической партией, системой ценностей и интересов.
Формирование политического сознания начинается с критического осмысления окружающей действительности, в первую очередь, под влиянием конкретных условий жизни, куда человек объективно попадает и которые были созданы для него. Эти условия интегрируют и уровень развития общества, и конкретную ситуацию (политическую, экономическую, социальную). В данном случае они воспринимаются человеком как результат заботы о нем государства, политических партий, как оценка его роли и места в общественном развитии.
Подход к формированию программно-идеологических принципов в России имеет свою специфику. Лишь небольшая часть избирателей мыслит в отчетливых идейно-политических категориях. Эта составляющая имиджа политической партии является самой главной, поскольку отражает основной смысл создания и деятельности политической партии.
Стратегия поведения политических партий в партийно-политической системе предполагает определение основной линии поведения в отношении структур гражданского общества, целевых групп избирателей, групп интересов, органов власти, конкурирующих политических партий, средств массовой информации и других участников политического процесса.
Все основные направления партийной стратегии должны быть прочно взаимоувязаны и адекватно соотноситься друг с другом, нацелены на достижение единой стратегической цели – победы на выборах. При этом успех целостной партийной стратегии будет зависеть в первую очередь от эффективности имиджа политической партии.
В связи с этим чрезвычайно важным в контексте взаимодействия партии и гражданского общества представляется построение эффективной имиджевой стратегии политической партии в избирательном процессе и в межвыборный период. Несмотря на то, что в политической партии одновременно сочетаются политические идеи, программы, лидеры, отдельные члены партии, деятельность партийных организаций, отношения партии и ее фракции к тем или иным политическим событиям и т.д., избиратель воспринимает политическую партию в общем, ориентируясь на образ партии, сложившийся в его сознании, являющийся важнейшим средством коммуникации партии с гражданским обществом.
Стратегический имидж политической партии – это образ, который конструируется для обеспечения победы партии на выборах и дальнейшего увеличения ее популярности в обществе. Имидж политической партии формируется под воздействием ряда факторов, например, таких как деятельностная составляющая, личностная или лидерская составляющая, внешняя составляющая.
1. Iyengar S., Kinder D. News that matters: Television and American opinion. Chicago; London: Univ. Of Chicago press, 1987. С. 187.
2. Завьялов В.Т. Особенности влияния партийной системы на развитие гражданского общества в России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-partiynoy-sistemy-na-razvitie-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii (дата обращения: 08.09.2020).
3. Брайант Т., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Пер. с англ. М., 2004. C. 432.
4. Савина Е.В. Политико-коммуникационные технологии взаимодействия политических партий и граждан // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-kommunikatsionnye-tehnologii-vzaimodeystviya-politicheskih-partiy-i-grazhdan (дата обращения: 11.09.2020).
5. Гончарова О.А. Взаимодействие политических партий с институтами гражданского общества // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-politicheskih-partiy-s-institutami-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 18.09.2020).
6. Никоненко С.А. Гражданское общество и политические партии: поиск эффективной модели взаимодействия // Вестник ТГУ. 2015. №2 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i-politicheskie-partii-poisk-effektivnoy-modeli-vzaimodeystviya (дата обращения: 15.09.2020).
7. Широков Олег Александрович Партийные системы как инструмент легитимации политической власти // Коммуникология. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partiynye-sistemy-kak-instrument-legitimatsii-politicheskoy-vlasti (дата обращения: 19.09.2020).
8. Гайсина Анастасия Викторовна Политические партии и партийная система России: к вопросу о классификации // Вестник ЗабГУ. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-partii-i-partiynaya-sistema-rossii-k-voprosu-o-klassifikatsii (дата обращения: 25.09.2020).
9. Кочурова А.Л. Роль СМИ в потической культуре России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: «Политология». 2014. № 3. С. 62-66.
10. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2016. № 1 (131). С. 313-339.
11. Никитенко А.И. Место современных политических партий в политической системе общества // Управленческое консультирование. 2015. №10 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-sovremennyh-politicheskih-partiy-v-politicheskoy-sisteme-obschestva (дата обращения: 09.10.2020).
12. Никоненко С.А. Навстречу думским выборам 2016 г.: готовность и предпосылки взаимодействия политических партий и гражданского общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право. 2015. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/navstrechu-dumskim-vyboram-2016-g-gotovnost-i-predposylki-vzaimodeystviya-politicheskih-partiy-i-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 14.11.2020).
13. Пеньков В.Ф., Никоненко С.А. Тренды развития гражданского общества в России: ретроспективный анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-razvitiya-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii-retrospektivnyy-analiz (дата обращения: 14.11.2020).
14. Бродовская Е.В. Домбровская А.Ю. Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 28-41.
15. Бродовская Е..В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Анализ эффективности коммуникаций политических партий (на примере единого дня голосования 2017 года) // Гражданин. Выборы. Власть. 2017. № С. 69-90.
16. Козырева А.А. Почему социальные сети являются инструментом политической власти? // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 2 (62). Т. 2. С. 56-59
17. Пикула Н.Н. Интерактивные коммуникации и политическое сознание // Studia Humanitatis. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-kommunikatsii-i-politicheskoe-soznanie (дата обращения: 19.11.2020).
18. Аверин Н.В., Пономарев В.В. Роль Интернета в современной политике // Новые технологии в учебном процессе и производстве: материалы XV межвузовской научно-технической конференции / под ред. начальника НИО А.А. Платонова, канд. техн. наук А.А. Бакулиной 2017. С. 296-298.
19. Никоненко С.А. Выборы-2016: коммуникативные тренды политического взаимодействия в сети Интернет // Pro nunc. 2016. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybory-2016-kommunikativnye-trendy-politicheskogo-vzaimodeystviya-v-seti-internet (дата обращения: 25.11.2020).
20. Демченко, С. В. Роль политических партий в системе политической власти в оценках россиян / С. В. Демченко. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 28 (132). С. 786-788. URL: https://moluch.ru/archive/132/36713/ (дата обращения: 11.12.2020).