Введение
1 Теоретическая основа государственной социальной политики в отношении пенсионеров
1.1 Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
1.2 Становление системы пенсионного обеспечения в России c 1990х по 2019 год
2 Отношение молодежи к пенсионной реформе. На примере реформы пенсионной системы 2019 года
2.1 Социальные проблемы и перспективы развития пенсионной реформы
2.2 Отношение молодежи к пенсионной реформе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А ( Программа социологического исследования)
Приложение В (Анкета)
Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Степень научной разработанности. Социологический вопрос о функциях, целесообразности и формах отношений помощи в социальных системах, таких как российское государство, никогда тщательно не анализировался. В имеющихся исследованиях социальной политики делается акцент на обязанностях государства по отношению к ожиданиям граждан. Ожидаемые типы взаимодействий государства и общества, связанные с социальной политикой, сужаются до «помощи обездоленным», но это понятие совсем не очевидное. «Бросающаяся в глаза случайность совместного существования разных форм помощи», как отметил Н. Луман.
Среди русских ученых, занимавшихся вопросами общей и политической социологии, есть имена, во многом сопоставимые с именами классиков европейской социологической традиции. Широкую известность имеют труды отечественных исследователей: П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, П.Б. Струве, П.А. Сорокина. Знание традиций русской общей и политической социологии является также необходимым условием формирования объективных научных взглядов как на политическую историю нашего общества и государства, так и на современные российские общественные и политические процессы. В единстве знания теоретических традиций зарубежной и отечественной общей и специальной социологии лежит ключ к успеху в понимании современных проблем политического развития как современной цивилизации в целом, так и отдельных региональных и национальных политических процессов.
Таким образом, понятия современной политической социологии, изначально создаваемой для описания современного западного общества, многослойны. Их нельзя ни правильно изложить, ни правильно применить вне широкой теоретической традиции. Знание теоретических традиций общей и политической социологии является своеобразным предварительным условием формирования правильных, с научной точки зрения, представлений о главных тенденциях как общественно¬го, так и политического развитии современного общества.
Объект исследования: Социальная государственная политика в отношении пенсионеров
Предмет исследования: Проблемы и перспективы развития реформы пенсионного обеспечения РФ
Цель исследования: Изучить проблемы и перспективы развития реформы пенсионного обеспечения РФ
Задачи:
-изучить теоретическую основу государственной политики в отношении пенсионеров;
-выяснить механизмы реализации государственной политики в отношении пенсионеров;
- изучить становление пенсионной реформы в России. Социальные проблемы и перспективы развития.
- выяснить отношение молодежи к пенсионной реформе.
Гипотеза исследования: Новая пенсионная реформа от 1 января 2019 года сталкивается с рядом проблем, из-за незнания ее основных моментов, население неравноценно относится к изменениям в реформе.
1.1 Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том, или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, была обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.
Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.
Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения – устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании.
Социальная защита– это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста[4]. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».
«Социальная помощь – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению».
Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах».
Социальная защита реализуется через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска; через поддержку, представляющую собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности; и через представительство, т.е. защиту интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи. Социальная защита стратегического уровня – это направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Особенностью ее на современном этапе является перенос центра тяжести непосредственно на места. Это могут быть как учреждения социальной защиты и социального обслуживания, так и семья пожилого человека. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.
Социальная защита и социальное обслуживание реализуется на государственном, муниципальном уровнях и в секторе негосударственного социального обслуживания.
В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
Основные направления:
1. Усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
2. Обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
3. Повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания.
1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. 2001. № 247.
2. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. М. : Академия, 2013. 182 с.
3. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2017. №24.
4. Волков А.Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // Власть и управление на Востоке России. 2019. №1.
5. Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // Вопросы экономики. 2016. №8.
6. Люблин Ю.З. О реализации федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ . 2017. №13.
7. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты // Гражданин и право. 2020. № 10- 11.
8. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ // Пенсионная реформа URL: www.pfr.ru (дата обращения 15.11.20)
9.Всемирная Организация Здравоохранения // ВОЗ URL : https://www.who.int/ru (дата обращения 16.11.20)
10.Азарова Е.Г. Закон о трудовых пенсиях: общие положения // Трудовое право. 2019. №13.
11.Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Социальный аспект. 2019. №24.
12.Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. 2018. №4.
13.Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования // Вопросы экономики. 2017. №8.
14. Дмитриева М.Э. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. СПб. : Норма, 2018. 23-25 с.
15.Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспектива // Пенсионные фонды и инвестиции, 2017. №2.
16.Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. М. : Academia, 2018. 45 с.
17.Механизмы формирования // Пенсионная реформа в РФ URL: https://moluch.ru/archive/104/24446/ (дата обращения 1.12.20)
18.Становление пенсионной системы в Российской Федерации // реформы и развитие URL: https://pfrp.ru/faq/etapy-reformirovaniya-pensionnoj-sistemy.html ( дата обращения 1.12.20)