Курсовая работа|Социология

СМИ: традиционные и новые способы коммуникации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2020 | Страниц: 33

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

1 Теоретические основы исследования СМИ как способов коммуникации

1.1 Сущность понятия СМИ и его содержание

1.2 Виды СМИ и их основные характеристики

2 СМИ в традиционном и новом аспекте

2.1 Интернет как новый способ коммуникации

2.2.Сравнительный анализ традиционных и новых способов коммуникации

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Программа социологического исследования

Приложение Б Анкета

Роль СМИ значительно увеличилась, мировоззрение отдельно взятых индивидов, а также весь социум подвержен их влиянию. Также стоит отметить, что большинство исследований современников, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ.

Средства массовой информации повсюду. Это различные радиостанции, тысячи газет и журналов, телевизионные каналы, которые коммуницируют с миллионами, а также с появлением сети «Интернет» СМИ перебрались и на эту платформу. В связи с этим появляются новые способы коммуникации СМИ. Именно поэтому данная тема является актуальной как никогда.

Степень научной разработанности. Анализ существующего на сегодняшний день отечественного и зарубежного материала позволяет придти к выводу о наличии большого количества исследований в области массовой коммуникации, а также в изучении СМИ как феномена современной культуры.

Процесс влияния СМИ на общественное сознание постоянно волновал западных теоретиков, в первую очередь, американской социологии, начиная с Первой мировой войны. Концепции, разрабатываемые этими исследователями, носили фундаментальный характер. Впоследствии оценки воздействия СМИ постоянно менялись, а социологи приходили к противоречивым выводам. Если в период после Первой мировой войны утверждалось, что это воздействие значительно, молниеносно, повсеместно, то к моменту завершения Второй мировой войны возникла новая парадигма, согласно которой оно несущественно. Ученые стали говорить не о возможности СМИ повлиять на общественное мнение, а лишь об их способности укреплять уже существующие п в обществе установки.

В дальнейшем зарубежные социологи все чаще приходили к выводу, что это влияние находится в зависимости от конкретной социально-политической ситуации, сложившейся в обществе. Они осознали необходимость обобщения существующего материала, более комплексного анализа наличных исследований и парадигм, а также создания качественно новых теорий, позволяющих изучать проблему влияния СМИ, более глубоко проникая в механизмы, обуславливающие восприятие средств массовой информации в обществе.

Современный этап развития теорий влияния СМИ отличается сосуществованием множества социологических концепций, а их особенностью является наличие большой эмпирической базы, при помощи которой получают новое теоретическое оформление основные принципы.

В целом, результаты, к которым пришли западные ученые, занимающиеся разработкой теорий влияния СМИ на общество, неоднозначны. Несмотря на то, что исследователи осознали необходимость комплексного подхода, материал, полученный в результате проведенной работы, требует значительных доработок, систематизации и анализа с историко-социологической точки зрения.

Анализ работ отечественных исследователей по проблеме «влияния СМИ» показал, что наиболее значимые исследования в СССР были проведены Б.А.Грушиным, изучавшим влияние СМИ на формирование общественного мнения, а также Б.М.Фирсовым, анализировавшим материалы телевещания.

Серьезные эмпирические исследования степени воздействия СМИ на общественное сознание предпринимались социологами из Отдела пропаганды Института конкретных социологических исследований РАН. Однако их результаты преследовали практические цели и не были подняты на уровень теоретических обобщений.

Российскими учеными, в частности, рассмотрены основные механизмы осуществления социальной коммуникации, определены коммуникационные каналы и потребности общества. Ими проанализированы уровни коммуникации: лингвистический, синтетический, металингвистический7; также подробно описаны виды коммуникации (в зависимости от количества участников): межличностная, групповая и массовая. В свою очередь, массовая коммуникация исследована в нескольких аспектах: теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном. Средства массовой информации как феномен современной культуры также являются актуальным предметом исследований в настоящее время.

В целом изучение современной отечественной литературы по данной теме позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство работ выполнено не в рамках истории и теории социологии, а в области отраслевой социологической дисциплины - социологии коммуникативных систем.

Несмотря на то, что в настоящее время количество публикаций на данную тему увеличивается, материалы, в них представленные, являются противоречивыми, а основные положения - трудно доказуемыми. Кроме того, следует констатировать недостаточную конкретизацию понятийного аппарата, а также отсутствие комплексного социологического анализа эволюции теорий влияния СМИ, влиянию на этот процесс масштабных исторических событий.

Объект‒ средства массовой информации.

Предмет‒ традиционные и новые средства массовой информации.

Цель работы ‒ выявить традиционные и новые средства массовой информации и их роль в жизни общества.

Задачи:

- рассмотреть понятие «средства массовой информации» и его содержание

- рассмотреть основные виды СМИ

- определить СМИ в традиционном и новом аспектах

-провести сравнительный анализ традиционных и новых СМИ

Гипотеза состоит в том, что на данном этапе развития с появлением новых СМИ, новых способов коммуникации и воздействия на аудиторию, люди перестают предпочитать и доверять традиционным СМИ.

1.1 Сущность понятия СМИ и его содержание

Современное общество просто невозможно сейчас представить без средств массовой информации, как люди жили до появления печатных изданий, радиостанций, телевизионных передач, а тем более без интернета. А ведь это было совсем не так давно, по крайней мере, если брать в расчет такую платформу как «Интернет».

Люди передавали информацию из уст в уста, источниками информации были сами же люди. А сейчас ни с кем не общаясь, не выходя из дома мы можем получить любую информацию, любые новости и события, произошедшие в мире.

Прежде чем продолжать мысль данной курсовой работы, нужно рассмотреть саму суть понятия СМИ.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

К видам средств массовой информации относятся различные газеты и журналы, то есть пресса, книжные издания также являются средствами массовой информации, в общем виде это печатные издания. Также радиостанции, телевидение, кинофильмы, и с недавних пор интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Концепция любого СМИ, принципы отбора материала, содержание, особенности «подачи» определяются его содержательной направленностью (основным назначением). По этому критерию можно выделить следующие основные виды СМИ:

Официальные. Они выпускаются от имени государственных органов или учреждений, и одна из главных их функций — донесение до широкой аудитории определенной информации. Например, «Российская газета», учрежденная Правительством РФ, является официальным публикатором государственной информации, и на ее страницах в обязательном порядке появляются тексты всех федеральных законов, нормативных актов и т.д. — при этом «официальным документом» становится и само издание.

Общественно-политические. В таком случае акцент делается на общественно значимых, социально направленных материалах, затрагивающих интересы широкого круга читателей. Функция у них — не только информировать общественность, но и воздействовать на нее, такие издания могут носить откровенно пропагандистский характер.

Информационно-развлекательные. Их основная задача, как видно из самого названия — развлечь аудиторию, занять их досуг. К этому классу СМИ относятся и развлекательные телеканалы, и многочисленные печатные издания, печатающие сплетни про звезд, и популярные телегиды, и музыкальные радиостанции.

Культурно-просветительские СМИ ориентированы на то, чтобы удовлетворить запросы более интеллектуальной аудитории. Это могут быть научно-популярные проекты, культурологические или страноведческие СМИ, литературно-критические альманахи и т.д.

Специализированные. Они ориентируются на конкретный сегмент аудитории (например, автолюбители, молодые мамы, любители вязания, военнослужащие, учителя-предметники, любители компьютерных игр), предлагая информацию, актуальную именно для данной категории людей. Также к этой категории относят отраслевые СМИ.

Рекламные. Основная функция таких СМИ — распространение информации о предлагаемых товарах и услугах. Причем они могут быть как тематическими, ориентированными на тех, кто, к примеру, собирается покупать недвижимость, выбирать мебель или играть свадьбу, так и на неопределенно широкий круг аудитории (например, газеты бесплатных объявлений).

Также, естественно, следует рассмотреть функции средств массовой информации. Хотелось бы подчеркнуть, что в некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Первой и самой главной функцией является информационная функция. Она подразумевает под собой сбор и передачу населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2016. 176 с.

2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2015 174 с.

3. Блажнов Е.А. Пропаганда и журналистика. М.: Изд-во МГУ, 2015. 128 с.

4. Боннер-смеюха В. В. Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа Президента РФ) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2017. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-televideniya-v-formirovanii-politicheskih-prioritetov-na-primere-sozdaniya-imidzha-prezidenta-rf (дата обращения: 23.12.2020).

5. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Институт экспериментальной социологии, 2016. 160 с.

6. Власов А.И. Политические манипуляции: История и практика средств массовой информации США. М.: Междунар. отношения, 2018. 303 с.

7. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Знание, 2017. 64 с.

8. Ершов Ю. М. Средства массовой информации в политической перспективе России // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2018. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-politicheskoy-perspektive-rossii (дата обращения: 23.10.2020).

9. Кириллов А.Н. Влияние СМИ на современные особенности коммуникации власти и общества // Вестник ГУУ. 2019. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-sovremennye-osobennosti-kommunikatsii-vlasti-i-obschestva (дата обращения: 15.11.2020).

10. Малышева Е. Г. Традиционные и новые медиа в современной России: теория и практика исследования // Коммуникативные исследования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-novye-media-v-sovremennoy-rossii-teoriya-i-praktika-issledovaniya (дата обращения: 04.11.2020).

11. Моисеев А.Н. Средства массовой информации и общественное сознание. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2015. 139 с.

12. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.: МГУ, 2017. 278 с.

13. Новиков К. Ю. Средства массовой информации как воздействующая коммуникация // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-kak-vozdeystvuyuschaya-kommunikatsiya (дата обращения: 18.10.2020).

14. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия. М.: РИП-Холдинг, 2016. 284 с.

15. Семишова Е. П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве // Аналитика культурологии. 2016. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve (дата обращения: 23.11.2020).

16. Терин В.П. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия: Исследование опыта Запада. М.: Ин-та социологии РАН, 2016. 169 с.

17. Тулисова В. А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных средств массовой информации к New Media // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sredstv-massovoy-kommunikatsii-ot-traditsionnyh-sredstv-massovoy-informatsii-k-new-media (дата обращения: 27.10.2020).

18. Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М: Научный мир, 2016. 214 с.

19. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. М.: ГУ ВШЭ, 2018. 452 с.

20. Щербицкий Г.И. Информация и познавательные потребности. Минск: Белорус, ун-т, 2015. 160 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское