Введение
1 Теоретически основы сексуального просвещения
1.1 Особенности образовательного процесса сексуального просвещения
1.2 История внедрения сексуального просвещения в России и США
2 Исследование процесса сексуального просвещения в России
2.1 Уровень вовлеченности студентов в процесс сексуального просвещения в России
2.2 Особенности сексуального просвещения на площадках Instagram и YouTube в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета
Тема сексуального просвещения и необходимости сексуального образования присутствует на Instagram и YouTube. Множество блогеров создают контент, опираясь на запросы, поступающие от подписчиков. Из чего можно сделать вывод, что вопрос сексуального просвещения в России стоит довольно остро.
Врачи-сексологи рекомендуют постепенно давать информацию о половых отношениях начиная с 5-8 лет. Однако продолжать обучение необходимо всю жизнь.
Высокий уровень сексуального просвещения населения гарантирует снижения уровня нежелательных беременностей, абортов, заболеваемости ВИЧ и других заболеваний, передающихся половым путем, а также улучшит общее психофизическое состояние населения.
Степень научной разработанности. В 2013 году Фокин А. А. в своей статье «Эпоха интернет-визуальности: YouTube, Instagram, GIF, COUB» проанализировал современные формы визуальной культуры, которые существуют в Интернете, а также представил теоретические модели и прогноз развития визуальности в России.
Научные деятели Е.С. Утеулиев, В.Г. Миронова в своей статье «Половое воспитание и его влияние на сексуальное здоровье» 2017 года В данной статье ими было описано половое воспитание, его значение и влияние на сексуальное здоровье населения. Они утверждают, что при низком уровне сексуальной образованности в современных условиях жизни сложно рассчитывать на построение супружества, благополучного в сексуальном и психологическом отношениях.
Объект – сексуальное просвещение как образовательный процесс.
Предмет – процесс сексуального просвещения на интернет площадках.
Цель – изучить особенности сексуального просвещения на интернет площадках в России.
Задачи:
- изучить особенности образовательного процесса сексуального просвещения;
- изучить историю внедрения сексуального просвещения в России и США;
- изучить уровень вовлеченности студентов в процесс сексуального просвещения;
- изучить особенности сексуального просвещения на площадках Instagram и YouTube в России.
Гипотеза. Сексуальное просвещение – это важный аспект жизни, однако на данный момент основными каналами информации по вопросам на эту тему остаются социальные сети, а наиболее популярной является Instagram по причине большего количества размещаемой тематической информации.
1.1 Особенности образовательного процесса сексуального просвещения
Половое просвещение довольно актуальная тема для представителей всех возрастов. В ней обозреваются такие вопросы как биологические особенности созревания мужчин и женщин, способы предохранения, различные заболевания, передающиеся половым путём, а также психологические аспекты сексуальности. Такие темы считается неэтичным обсуждать в обществе, что затрудняет процесс просвещения.
Итак, половое просвещение – это процесс доведения до обучаемых знаний об анатомии половых органов человека, половом размножении (оплодотворении, зачатии, развитии зародыша и плода, вплоть до родов), половом сношении, репродуктивном здоровье, эмоциональных отношениях с половым партнёром, репродуктивных правах и ответственностях, противозачаточных средствах и других аспектах сексуального поведения человека. Также может обозреваться вопрос о планировании семьи, о сексуальности индивида. Важно обсуждать особенности обнажённого тела, сексуальную ориентацию, удовольствии в процессе полового акта, а также этичное поведение в интимных ситуациях между мужниной и женщиной, чтобы избежать психологических травм. В культурной истории человечества немало места отводилось и отводится сейчас вопросу взаимоотношений между полами. Интимная жизнь человека определяется его личными качествами – внешностью, характером, темпераментом, возрастом, состоянием здоровья, зависит от общественной морали микрогруппы – семьи, товарищей по работе, соучеников, а также испытывает влияние макросоциальных – факторов экономического, политического, религиозного уклада государства. Интимная жизнь во многом определяет понятие “счастье”, особенно в молодом возрасте. Сексуальное развитие человека продолжается всю жизнь. В процессе развития дети переходят от обобщенного осознания своей чувственности к конкретным сексуальным переживаниям. Подростки осознают свою сексуальность благодаря общению с окружающими. Существуют свидетельства того, что современные юноши и девушки начинают половую жизнь во все более раннем возрасте.
Половое воспитание – это важная часть нравственно-этического и эстетического воспитания. Основная его цель – формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезность отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к женщине.
Половое воспитание имеет ряд важных аспектов – морально-этических, нравственных и гигиенических.
Нравственный облик людей, их человечность в огромной степени зависят от того, как происходит воспитание в семье. Ведь в семье начинается воспитание будущих отца и матери. От того, как родители сумеют заложить в душу своего ребенка основы нравственности, насколько настойчиво они с раннего детства будут прививать сыну уважение к девочке, девушке, женщине, будет зависеть гармония в будущем супружестве. Если воспитание, в том числе и половое, проводится с учетом возраста, то оно дает положительные результаты.
Половое развитие и психосексуальное развитие (ПСР) не являются синонимами. Между тем, в повседневной жизни эти понятия обычно смешивают, и даже врачи не всегда представляют суть различий между ними. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» — только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.
Половое развитие – это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия. ПСР – формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания.
ПСР – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, наконец, адекватной направленности полового влечения и соответствующих стереотипов полового поведения.
Понятия половое развитие и ПСР соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а ПСР – духовную основу (содержание). Поэтому необходимо разделять половое и сексуальное воспитание.
Половое воспитание – это все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины. Оно должно начинаться с рождения ребенка. Половым воспитанием должна заниматься семья и школа.
Сексуальное воспитание – это составная часть полового воспитания, ориентированная на формирование правильного сексуального поведения. Оно должно начинаться, когда в этом у подростка появляется в этом потребность. Сексуальное воспитание – это задача родителей и медицинских работников, знающих закономерности развития подростков.
B сексуальном воспитании должно быть два уровня:
- общий – для всех подростков. Он должен предусматривать обучение мерам безопасности и поведения пpи сексуальном насилии и незапланированном половом акте.
- адресный – обучение должно быть дифференцированным в зависимости от стадии ПCP и выраженности либидо.
1. Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России // WebCanape URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения 24.11.2020)
2.Фокин А. А. Эпоха Интернет-визуальности: YouTube, Instagram, gif, Coub // Челябинский гуманитарий. 2013. №2 (23). С. 80-86.
3. Утеулиев Е.С., Миронова В.Г. Половое воспитание, его влияние на сексуальное здоровье // Вестник КазНМУ. 2017. №4. С.235-237.
4. Сорокина В. О. Место блоггинга в современном мире на примере сети «Instagram» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №4-2. С. 22-24.
5. Бареев М. Ю., Качурина И. О. YouTube как фактор формирования протестного потенциала молодежи // Регионология. 2019. №3 (108). С. 572-587.
6. Кащеев О. В., Головко В. Я. Социальная сеть Instagram как часть культуры общества // Вестник славянских культур. 2019. №2. С. 83-91.
7. Страхов A. M. Половое воспитание в России: за и против // Человек. Спорт. Медицина. 2008. №19 (199). С. 11-13.
8. Грехнев В. С. Тождество и различие гендерного и полового воспитания // Философия и общество. 2015. №3-4 (77). С. 166-180.
9. Чернышева Светлана Владимировна Гендерный подход в половом воспитании подростков // Символ науки. 2015. №5. С.238-241.
10. Утеулиев Е.С., Миронова В.Г. Половое воспитание, его влияние на сексуальное здоровье // Вестник КазНМУ. 2017. №4. С. 235-237.
11. Бялик О. В. Совеменные подходы к половому воспитанию учащейся молодежи некоторых стран Европейского Союза // АНИ: педагогика и психология. 2013. №1. С. 8-10.
12. Беляева М. А. Половое воспитание и прокреационное образование: сравнительный понятийный анализ // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С.197-201.
13. Половое просвещение // Академик URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327106/ (дата обращения 24.11.2020)
14. Атемасов А. В. Значение сексуальной культуры и причины ее недооценки // Педагогика и психология образования. 2011. №2. С. 93-99.
15. Психосексуальное развитие // Университет практической социологии https://www.psychologos.ru/articles/view/psihoseksualnoe-razvitie (дата обращения 13.12.2020).
16. Адмиральская Инга Сергеевна Изобретение (гомо)сексуальности. Исторический, социальный и культурный аспекты // Психология. Журнал ВШЭ. 2016. №1. С. 27-39.
17. Майборода И.А., Рожков Д.С. Сексуальная культура в России//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. №24. С. 53 -55.
Всего 36 источников литературы