Развитые в экономическом отношении государства используют в качестве инструментов косвенного воздействия на экономику и способов формирования своих доходов целую совокупность налогов, сборов и пошлин. Эта совокупность требует упорядочения, классификации.
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Общепринятыми являются два основных направления налогового регулирования. Первое заключается в централизации посредством налогов финансовых ресурсов государства и их использовании для целей развития общественного производства. На темпы экономического роста оказывают существенное влияние как объем мобилизованных посредством налогов ресурсов, так и масштабы инвестирования средств в экономику.
Второе направление налогового регулирования заключается в разработке государством системы мер, оказывающих влияние на интересы отдельных хозяйствующих субъектов в отношении их экстенсивного и интенсивного развития. Такое направление налогового воздействия государства на производство реализуется посредством контроля за объемом налоговых изъятий как за счет самой нормы налогового изъятия, так и за счет предоставления налоговых льгот.
Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.
Государственные финансы играют огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства, они являются неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Цель работы – Финансы, налоги и налогообложение законодательство Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть налоговую систему РФ;
2. Ознакомиться с финансовой системой РФ;
3. Провести анализ Основных недостатков действующей системы налогообложения и пути их оптимизации;
4. Оценить недостатки действующей финансовой системы и пути их совершенствования;
5. Исследовать финансовое планирование бюджета страны;
Объект исследования – налоги и финансы.
Предмет исследования – налоговая и финансовая система РФ.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы финансовой и налоговой системы Российской Федерации
1.1. Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура
Налоговую систему РФ можно определить, как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня [12]:
федеральный;
региональный;
местный.
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ [2].
Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
субъекты обложения налогами и сборами;
нормативно-правовая основа;
государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
Министерство финансов РФ.
Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
учет плательщиков налогов и сборов;
контроль за выполнением требований налогового законодательства;
надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся [11]:
НДФЛ;
налог на прибыль организаций;
НДС;
акцизы;
водный налог;
налог на добычу полезных ископаемых;
госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) [16]:
Основная система налогообложения (ОСНО). Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
Упрощенная система налогообложения (УСНО). УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.
Единый сельхозналог (ЕСХН). Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители [10].
Патент (ПСН). ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
1. Абрамова, Абрамова под под М.А. ред. Денежно-кредитная и финансовая системы. Учебник / Абрамова Абрамова под М.А. ред. под, Маркина Маркина под Е.В. ред. под, др.. - М.: КноРус, 2016. - 446 c.
2. Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 c.
3. Волков, А.С. Упрощенная система налогообложения: Выбор упрощенки, порядок и особенности применения, формы документов / А.С. Волков. - М.: РИОР, 2017. - 847 c.
4. Врублевской, О. В. Финансы / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт, 2018. - 464 c.
5. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 c.
6. Касьянова, Г.Ю. Страховые взносы во внебюджетные фонды / Г.Ю. Касьянова. - М.: Ассоциация бухгалтеров, аудиторов и консультантов (АБАК), 2013. - 526 c.
7. Кунгурякова, Е. Н. Финансы и кредит. Курс лекций: моногр. / Е.Н. Кунгурякова, М.С. Синявина. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 260 c.
8. Кшембиев, Р. С. Персональные финансы в финансовой системе государства / Р.С. Екшембиев. - М.: Магистр, 2015. - 304 c.
9. Левчаев, Петр Внебюджетные фонды в финансовой системе России / Петр Левчаев. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2017. - 152 c.
10. Мальцман, Б.С. Все налоги / Б.С. Мальцман. - М.: [не указано], 2016. - 308 c.
11. Медведев, Александр Деловая цель. Легенда для налоговой / Александр Медведев. - Москва: РГГУ, 2017. - 152 c.
12. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение / В.Г. Пансков, В.Г. Князев. - М.: МЦФЭР, 2018. - 336 c.
13. Родионов, А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского / А. Родионов. - М.: Вершина, 2016. - 280 c.
14. Семенкова, Стратегические финансы. Междисциплинарный проектный метод обучения / Семенкова. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. - 726 c.
15. Финансы и кредит. - М.: КноРус, 2017. - 360 c.
16. Хансон, А. Глобализация и национальные финансовые системы: моногр. / А. Хансон. - М.: Весь Мир, 2016. - 957 c.
17. Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи / С.В. Шарова. - М.: Экономика и Финансы, 2017. - 528 c.