Курсовая работа|Финансы

Курсовая Формирование и использование финансовых резервов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 43

Цена: 1 000
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗЕРВОВ

1.1 Сущность и необходимость финансовых резервов

1.2 Формы существования финансовых резервов и источники их формирования

1.3 Порядок создания финансовых резервов и их использования

2 ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗЕРВОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Резервный фонд РФ

2.2 Фонд национального благосостояния России

2.3 Золотовалютные резервы РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Одним из элементов финансовых ресурсов являются финансовые резервы, представляющие собой денежные средства, предназначенные для использования в случаях возникновения непредвиденных расходов. Финансовые резервы являются важным регулирующим элементом, воздействующим на экономику. Степень их значения зависит от экономической обстановки в стране – чем она тяжелее, тем большее значение они приобретают. Довольно часто от наличия и объема финансовых резервов зависит внутрихозяйственное состояние страны и ее положение на общемировой арене.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена развитием и совершенствованием в области государственных финансов и оптимизации использования финансовых ресурсов – формированием фондов государственных финансовых резервов. В настоящее время все большую значимость и остроту принимают вопросы их управления.

Появление стабилизационных фондов датируется концом XX века. Они были необходимы странам-нефтеэкспортерам, потому что их экономики были неустойчивы из-за изменений цен на экспортируемое сырье. В результате чего появляется новая концепция распределительных денежных отношений, которая позволяет стабилизировать расходы бюджета, внешнеэкономические отношения и национальную денежную систему.

В настоящее время фонды государственных финансовых резервов существуют в десятках странах мира, включая Венесуэлу, Колумбию, Чили, Нигерию и др. В России данный фонд подразделяется на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Для преодоления кризисных явлений в экономиках стран ЕС в мае 2010 г. был создан европейский стабилизационный фонд, призванный упрочить состояние денежной и финансовой систем стран еврозоны и их дальнейшего экономического развития.

Поэтому необходимо исследовать проблемы при формировании и использовании фондов государственных финансовых резервов для увеличения их потенциала в целях модернизационного развития экономики России.

Теоретические аспекты рассматриваемой темы изучали многие ученые-экономисты. Это А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Хикс и др.

Особо следует отметить значительный вклад в исследование финансовых резервных фондов таких российских ученых как A. A. Козерадский, A. M. Курьянов, E. B. Лебединская, A. A. Лосев, О. В. Павлюкова, Л. Е. Пайдиев и др.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные вопросам формирования и использования финансовых резервных фондов государства, существует необходимость углубления теоретико-методологических представлений о роли и месте данных фондов в современной финансовой системе, о принципах их формирования и использования, а также о разработке финансово-экономического механизма, позволяющего использовать аккумулируемые в рассматриваемых фондах средства на модернизационное развитие экономики России.

Недостаточная изученность современных проблем формирования и использования фондов государственных финансовых резервов и их влияния на функционирование экономической системы определила выбор темы курсовой работы, цель, задачи и круг рассматриваемых в ней вопросов.

Целью данной работы является расширение теоретических и методологических представлений о формировании и использовании государственных финансовых резервов, изучение их развития, особенностей формирования и использования, а также определение путей повышения эффективности управления данными фондами на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

– дать теоретико-методологическое обоснование формирования государственных финансовых резервов;

– определить виды финансовых резервов и источники их формирования;

– изучить порядок формирования резервов и их использования;

– теоретически обосновать финансово-экономические механизмы фондов государственных финансовых резервов России;

– определить перспективы развития и использования финансовых резервов на современном этапе.

Объект работы – государственные финансовые резервы Российской Федерации.

Предмет работы – методология формирования и использования государственных финансовых резервов, а также совершенствование их управлением.

В качестве теоретической основы работы использовались монографии и научные публикации отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теории финансов. Практическими источниками послужила официальная информация Министерства финансов РФ и различные нормативно-правовые акты в области финансовой деятельности.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗЕРВОВ

1.1 Сущность и необходимость финансовых резервов

В условиях перехода к рыночной экономике достаточно многим институтам финансовой системы придается большое значение, т. к. они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Усовершенствование финансовых отношений – главное условие функционирования рыночной экономики.

Финансы являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство, в качестве же объекта выступают финансовые отношения, в результате действий которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов. [3]

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Они являются объектом реального денежного оборота, а также источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Из имеющихся свободных финансовых ресурсов складываются фонды резервирования, которые становятся неотъемлемой частью нормального функционирования экономических процессов как на микроуровне, так и на макроуровне.

Устойчивое развитие и финансовое обеспечение экономики во многом зависит от наличия количественных и качественных параметров финансовых резервов. Финансовые резервы представляют собой многогранное явление, как по содержанию, так и по форме. [10]

Финансовые резервы – это особая форма финансовых ресурсов, представляющая собой аккумуляцию денежных доходов, накоплений и поступлений, формируемых у государства или муниципального образования либо еще более мелкого хозяйствующего субъекта для осуществления возникающих непредвиденных дополнительных затрат и устранения финансовых затруднений.

На практике финансовые резервы функционируют в форме резервных фондов, что обусловлено необходимостью их целевого использования, а, следовательно, они имеют фондовый характер.

Образование финансовых резервов объясняется необходимостью бесперебойного финансирования общественного воспроизводства даже при наступлении разного рода непредвиденных событий. Данный процесс происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения.

Целью государственного финансового резервирования является обеспечение стабильности экономики страны и условий для ее устойчивого социально-экономического развития.

Среди основных задач создания финансовых резервов можно отметить такие, как обеспечение устойчивого финансирования государственных расходов в периоды спада экономического потенциала производства, создание условий для финансового упрочения экономики, повышение ее инвестиционной привлекательности, сдерживание инфляционных процессов посредством изъятия из обращения излишней денежной массы, возможность досрочного погашение внешнегосударственного долга, финансирование сверхплановых государственных расходов по предоставлению общественных благ и др.

Необходимость государственных финансовых резервов заключается в:

– обеспечении баланса между статьями дохода и расхода, что оказывает влияние на устойчивость бюджета;

– способствовании бесперебойного финансирования запланированных бюджетом мероприятий;

– призвании средств данных фондов для возмещения ущерба от различных стихийных бедствий природного характера;

– маневренности распределения средств целевого финансирования в целях недопущения устранения внутрициклических кассовых разрывов;

– устранении возникающих в ходе исполнения бюджета диспропорций.

Формирование государственных финансовых резервов происходит за счет нераспределенного дохода, дополнительных полученных средств бюджета от экспорта природных ресурсов и энергоносителей, доходов от приватизации государственного имущества и других внеплановых доходных поступлений.

Расход зарезервированных финансовых средств осуществляется лишь при наступлении случайных, непредвиденных событий и на связанные с этими событиями неблагоприятные последствия. Если же их не происходит, оставшиеся неизрасходованными средства финансовых резервов выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы.

Взаимосвязь процессов функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов очень велика. Она отражается в зависимости своевременного и полного формирования финансовых резервов от величины финансовых ресурсов, а также в бесперебойном формировании финансовых ресурсов и восстановлении нормального функционирования воспроизводственного процесса, которому способствует использование финансовых резервов по их прямому назначению.

Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. [14]

В отечественной практике значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами. [17]

Формирование и использование государственных финансовых резервов в России обусловлено главным образом не достижением целей развития национальной экономики и модернизацией промышленности за счет получения нового источника финансирования, а обеспечением сбалансированности ее основных макроэкономических показателей.

Финансовые резервы создаются на всех уровнях хозяйствования и государственного управления. Хозяйственные субъекты создают собственные финансовые резервы для самострахования за счет отчислений от прибыли; управленческие структуры разных уровней создают финансовые резервы подотраслей, отраслей, объединений; специальные страховые организации формируют страховые резервы методом страхования; государство и органы местного самоуправления образуют резервные фонды в бюджетах разных уровней.

Сегодня главной проблемой в реализации эффективной политики государственных финансовых резервов является поиск путей направления данных финансовых ресурсов на развитие национальной экономики и модернизацию промышленности с одновременным обеспечением сбалансированности основных макроэкономических показателей экономики России.

Исследование государственных финансовых резервов должно быть направлено на изучение ряда проблем, во-первых, в области формирования этих резервов, и, во-вторых, в области их использования. В свою очередь проблемы в области использования распадаются на две подобласти: проблемы, возникающие при размещении государственных финансовых резервов, и проблемы при их расходовании.

Решение проблем должно строиться на основе углубления теоретических и методологических представлений о формировании и использовании государственных финансовых резервов в целях разработки мероприятий в области обеспечения безопасности и развития экономики России.

Существует проблема оптимизации финансовых резервов. Формирование крупных финансовых резервов непосредственно у хозяйствующих субъектов малоэффективно, так как это ведет к их распылению, увеличению объема средств, не участвующих в кругообороте, а значит, и не приносящих прибавочной стоимости. Более целесообразно формировать резервы бюджетным методом и методом страхования, поскольку здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.

Финансовые резервы выполняют функцию стабилизатора экономики, и значение их только увеличивается при ухудшении экономической обстановки в стране. Из этого следует сделать вывод о том, что положение государства в общемировом хозяйстве и его дальнейшая судьба напрямую зависят от наличия и объема финансовых резервов. Немаловажную роль также играет и обеспечение разнообразия форм финансового резервирования, чему и посвящен следующий подраздел.

1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Экзамен, 2017. – 304 с.

2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 838 : постановление Правительства Рос. Федерации от 27.02.2017 № 230 (ред. от 24.06.2017) // Собр. зак-ва РФ. – 2017. – № 42. – Ст. 2345.

3. Балашов, А. И. Экономическая теория: Учебник. / А. И. Балашов и др. – М. : ЮНИТИ, 2015. – 527 c.

4. Булгаков, Г. В. Условия обеспечения экономической безопасности РФ, – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.actualresearch.ru.

5. Видяпина, В. И. Экономическая теория: учеб. для вузов по экон. спец. и направлениям / В. И. Видяпина – М. : Инфра-М, 2010. – 527 с.

6. Данилина, М. В. Суверенные фонды благосостояния РФ: проблемы функционирования в 2016 году / М. В. Данилина, А. А. Иванов, Е. Ю. Кулакова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. № 11 (62). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 58-62.

7. Захарова, О. И. Современное состояние экономической безопасности в РФ / И. О. Захарова, И. И. Кеосиди // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru

8. Наркевич, С. С. Золотовалютные резервы: история, определение, состав и современные функции / С. С. Наркевич // Вопросы экономики. – 2015. – № 4. – С. 86-105.

9. Поветкина, Н. А. Проблемы правовой квалификации золотовалютных резервов (запасов) Российской Федерации и их роль в обеспечении финансовой устойчивости государства / Н. А. Поветкина // Законодательство и экономика. – М., 2016. – С. 28-37.

10. Покачалова, Е. В. «Система финансов» и «финансовая система», «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике / Е. В. Покачалова // Ленинградский юридический журнал. – С.-Пб. , 2013, № 3 (33). – С. 138-151.

11. Полиевктова, С. О. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния / С. О. Полиевктова // Молодой ученый. – 2014. – №8.2. – С. 47-48.

12. Райзберг, Б. А. Курс экономики: учебник / Б. А. Райзберг, Е. Б. Стародубцева. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 672 с.

13. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 495 с.

14. Салихов, Б. В. Экономическая теория: Учебник / Б. В. Салихов. – М.: Дашков и К, 2016. – 724 c.

15. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник /3-е изд., перераб. и доп. / В. К. Сенчагов – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 815 с.

16. Сухарев, А. Н. Резервный фонд РФ: эволюция и современность / А. Н. Сухарев – Тверь, 2015 г. – 128 с.

17. Фетисов, В. Д. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / В. Д. Фетисов – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 367 с.

18. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru.

19. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации economy.gov.ru

20. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансы
2013 год 42 стр.
Курсовая по финансам СибГУТИ
Telesammit
Курсовая работа Финансы
2010 год 53 стр.
Курсовая работа на тему: «Финансовый контроль»
diplomstud
Курсовая работа Финансы
2013 год 36 стр.
Курсовая Безналичные расчеты в России
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское