Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки финансовой стратегии предприятия
1.1. Сущность финансовой стратегии
1.2. Основные компоненты, принципы построения и особенности разработки финансовой стратегии компании
1.3. Теоретические подходы к классификации финансовых стратегий компании
1.4. Анализ современных зарубежных и российских моделей финансовой стратегии
Глава 2. Общий финансовый анализ деятельности ОАО
2.1. Общая характеристика ОАО и его стратегических целей финансовой деятельности
2.2. Анализ финансового состояния ОАО
2.3. Оценка практики формирования финансовой стратегии и качества принимаемых стратегических финансовых решений ОАО
Глава 3. Основные пути повышения эффективности финансовой стратегии ОАО «-»
Заключение
Список использованной литературы
Финансовая стратегия в условиях рыночной экономики является обязательным условием успешного функционирования предприятия.
В настоящее время наличие хорошо продуманной стратегии у предприятия – это не излишества настоящего, а, прежде всего, залог успешного развития компании и повышение ее инвестиционной привлекательности. Причина успешности крупнейших транснациональных корпораций – четкая долгосрочная стратегия, нацеленная на достижение наивысшей эффективности бизнеса. Стремительно изменяющаяся внешняя среда способствует появлению инновационных аспектов в ведении бизнеса. Конкуренция все больше становится борьбой инновационных стратегий, а не борьбой ресурсов.
Одним из ключевых элементов управления деятельностью предприятия в целом является финансовая политика, то есть совокупность мер по образованию, распределению и использованию финансов организации. Главные составляющие финансовой политики – финансовая стратегия и финансовая тактика.
Общепринятого точного определения, что такое финансовая стратегия, так до сих пор не существует, но если не углубляться в теорию, под этим термином понимается долгосрочная финансовая программа, нацеленная на решение глобальных задач предприятия – его независимости, самоокупаемости и рентабельности. Финансовая стратегия состоит из следующих составляющих:
- финансовое планирование (текущее и перспективное), определяющее все
источники поступления финансов и основные направления их расходования;
- централизация финансовых ресурсов, благодаря которой возможно
маневрирование этими ресурсами и их направление на главные сферы деятельности предприятия;
- создание финансовых резервов в целях обеспечения устойчивости
предприятия на фоне рыночных колебаний;
- полное и своевременное выполнение обязательств перед контрагентами;
- разработка учетно-финансовой политики, а также амортизационной
политики предприятия;
- ведение финансового учета на основе действующих стандартов;
- формирование финансовой отчетности в соответствии с действующим
законодательством;
- финансовый анализ и контроль деятельности предприятия.
Финансовая стратегия предполагает учет всех финансовых возможностей компании в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивая соответствие этих возможностей рыночной конъюнктуре, определяет долгосрочные цели деятельности предприятия и выбор оптимальных путей их достижения. Финансовая стратегия является базисом для выработки основных направлений финансовой политики компании, к которым относятся налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная и инвестиционная политика.
Задачи финансовой стратегии:
- выявление способов оптимального использования финансовых ресурсов;
- выявление перспектив финансовых взаимоотношений с контрагентами;
- финансовое обеспечение текущей деятельности и инвестиционных проектов;
- исследование финансово-экономических возможностей конкурентов;
- проведение мероприятий, направленных на обеспечение
финансовой устойчивости.
Главными факторами, определяющими развитие современного бизнеса, являются глобализация и современные информационные технологии. Объединение рынков, слияние международных капиталов, интернационализация капитала, формирование глобальной инфраструктуры – признаки глобализации мировой экономики, в условиях которой новации становятся необходимой движущей силой развития бизнес-процессов. При помощи новаций компании удается не только идти в ногу со временем в области внедрения информационных процессов, но и повышать конкурентоспособность производимых товаров, поддерживать высокие темпы развития и уровень доходности. Данные аспекты весьма актуальны при разработки финансовой стратегии в современных условиях.
Отечественные концепции разработки финансовой стратегии, как и зарубежные подходы базируются на методологических принципах новой концепции «стратегического управления», активно внедряемой в корпорациях США и большинства стран Западной Европы и исходящей из постулата дифференциации видов стратегий по трем уровням:
- корпоративная стратегия, определяющая перспективы развития организации в целом;
- стратегия бизнес-единиц, направленная на обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышение его рентабельности и роста;
- функциональные стратегии, в том числе финансовая, обеспечивающая финансовые аспекты реализации корпоративной стратегии.
Финансовая стратегия как модель возможной финансовой ситуации предприятия, отражающая изменчивость конъюнктуры и тенденций развития финансовых рынков и рынков реальных товаров, инновационность финансовых инструментов, зависимость финансового положения хозяйствующего субъекта от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов, должна быть направлена на предвидение характера будущих изменений, основываться на научных принципах и методах.
Как и зарубежные концептуальные подходы к разработке финансовой стратегии, отечественные научные взгляды на данную предметную область исследования претерпевали в ходе развития определенные изменения.
Анализ современной отечественной литературы в области теории финансов и финансового менеджмента позволяет сделать вывод о том, что последнее десятилетие можно охарактеризовать как активный поиск новых теоретических и методологических подходов к разработке финансовой стратегии, что еще раз свидетельствует о важности темы исследования, его теоретической значимости и практической ценности.
Что же касается объекта исследования, то с повышением степени конкуренции многих российских рынков для торгово-промышленных холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью. Исходя из вышесказанного, тема выбора стратегии развития ОАО «-» является достаточно актуальной.
Целью данной аттестационной работы является исследование процесса формирования финансовой стратегии предприятия на примере ОАО.
Задачи работы:
- охарактеризовать цели и задачи финансовой стратегии предприятия;
- рассмотреть основные этапы планирования финансовой стратегии предприятия;
- раскрыть проблемы и перспективы планирования финансовой стратегии предприятия в современных условиях;
- провести анализ финансового состояния ОАО, выявить проблемы;
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния.
Объектом данного исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Компания «-».
Предметом исследования является финансовая стратегия предприятия.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы разработки финансовой стратегии предприятия.
Во втором разделе дипломной работы мы провели анализ финансового состояния предприятия ОАО -.
В главе 3 дипломной работы сформирована модель финансовой стратегии.
В аттестационной работе были использованы следующие методы: сравнительный анализ, в том числе горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), а также факторный анализ.
Период исследования: 2011-2012 год.
Информационной базой для решения поставленных задач послужила годовая бухгалтерская отчетность ОАО за 2011-2012 годы. А также были использованы труды современных авторов в сфере финансов.
1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: учебное пособие.-СПб:Питер,2005
2. Ван Хорн Дж. К., Вахович Джон. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2003. – 992 с.
3. Гениберг, Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы [Текст] / Т. В. Гениберг, Н. А. Иванова, О. В. Полякова // Научные записки НГУЭУ. – 2009. – № 9
4. Гиляровская Л. Т. Экономический анализ.- М.: Юнити, 2008.-360с
5. Давыдова, Л. В. Выбор финансовой стратегии предприятия на основе факторного анализа финансовой среды [Текст] / Л. В. Давыдова, Н. Н. Соколова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2010. – № 3(13).
6. Дорофеев, М. Л. Особенности применения матрицы финансовых стратегий Франшона и Романе в стратегическом финансовом анализе компании [Текст] / М. Л. Дорофеев // Финансы и кредит. – 2009. – № 23(359).
7. Едронова, В. Н. Генезис зарубежных концепций стратегического финансового планирования [Текст] / В. Н. Едронова, А. В. Воробьев // Финансы и кредит. – 2011. – № 18(450).
8. Задачи финансового менеджмента / Под ред. Л.А. Муравья, В.А. Яковлева. М.: Финансы – Юнити, 2004. 258 с.
9. Комарова А. И., Митин Н. Е. Экономика предприятия. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 2006.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – ИПБ – БИНФА, 2007.
11. Концепция стратегического управления Arthur D. Little [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://tsyganok.ru/pubs/pub.asp?id=2309 (дата обращения 24.02.12)
12. Кувшинникова С.В.Финансовая отчетность и финансовый анализ на зарубежной фирме. Конспект лекций- М.: Финансы и кредит, 2007.
13. Лисовская И.А., Рыжкова С.А. Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения // Российское предпринимательство. - 2008. - № 10 Вып. 1 (120). - c. 130-134.
14. Лобанова Е.Н. Ключевая структура управления на предприятии // Экономика и жизнь. - 2006. - № 7. - С.46.
15. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.Л., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. С.55
16. Найдёнова Р.И. Финансовый менеджмент: учеб. пособ . / Р.И. Найдёнова, А.Ф. Виноходова, А.И. Найдёнов. – М.: КНОРУС , 2009. – 208 с.
17. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 714 с.
18. Роберт Н. Холт. Основы финансового менеджмента / пер. С англ. - М.: «Дело», 2005.
19. Самсонов Н.Ф.Финансовый менеджмент – М.: «Финансы», «ЮНИТИ», 2008. – 495 с.
20. Сандуленко, Н.М. Дебиторская задолженность основной финансовый инструмент в управлении фирмы // Финансы – 2002- №4. С. 9-15.
21. Сатклифф М., Доннеллан М. Эффективная финансовая деятельность. Секреты финансовых директоров. – М. :СПб. : Вершина, 2007.
22. Сафронов Н.А. Экономика предприятия - М.: Юрист, 2009.
23. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.285
24. Сергеев И.В. Экономика предприятия- М.: Финансы и статистика, 2007
25. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И., Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
26. Терехин В.И.Финансовое управление фирмой-М.: «Экономика», 2007.–350 с.
27. Финансовый менеджмент: учебник. – 2-е изд., перераб . и доп. / под ред. д.э.н ., проф. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М , 2009. – 336 с.
28. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М., 2004
29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.Методика финансового анализа.- М.: Инфра-М, 2006.