В настоящий момент в регионах России наблюдается большое количество социально экономических проблем в молодежной среде: сокращение трудовых ресурсов, демографические проблемы, обеспечение жильем, доступность образования. Следовательно, назрела острая необходимость в пристальном внимании к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи с целью трансформации ее активности в социально полезном направлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация региональной молодежной политики поводится недостаточно эффективно и требует внесения определенных корректировок. Если эти проблемы не решать, то они могут представлять серьезную угрозу для муниципального образования, так как на их фоне наблюдается низкий уровень участия молодежи в процессах местного самоуправления. Поэтому необходимо искать пути совершенствования реализации молодежной политики на региональном уровне.
Основной целью молодежной политики на региональном уровне является помощь в информационном и ресурсном поиске и поддержании выбора молодого человека, а не просто его воспитывать и дисциплинировать.
Эффективность реализации молодежной политики на муниципальном уровне зависит от многих факторов и, в первую очередь, от учета интересов, нереализованных потребностей, желаний молодежи. Одним из самых главных факторов, от которых зависит показатель эффективности молодежной политики, является сложившаяся в настоящее время ситуация в качестве получаемого образования, также непростая ситуация складывается с трудоустройством молодежи, и в создании условий для проведения досуга.
Поэтому возникает потребность в проведении периодических исследований молодежи для получения достоверной информации об ее жизни, насущных потребностях и интересах. Только на основе полученной объективной информации о положении молодежи можно проводить эффективную работу по реализации молодежной политики в муниципальных образованиях.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.
Целью курсовой работы является комплексное исследование региональной молодежной политики Брянской области.
Указанная цель предопределила постановку следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты региональной молодежной политики;
- изучить особенности реализации региональной молодежной политики;
- разработка мероприятий по совершенствованию региональной молодежной политики.
Объектом анализа выступает региональная молодежная политика Брянской области.
Предмет исследования - общественные отношения, связанные с формированием и реализацией региональной молодежной политики.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: монографический, сравнение, анализ, табличный, графический и другие.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов; инструктивные и справочные материалы, нормативные документы; законодательные акты Российской Федерации. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность молодежной политики
В 1968 году В.Т. Лисовский впервые ввел определение молодежи как социального слоя. «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет».
Позднее Часовский В.И. расширил определение молодежи. В трудах этого ученого молодежь является «социально-демографической группойа, выделяемой на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [11, С. 145].
В.А. Луков выделил, что «Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества» [14, С. 152].
На наш взгляд понятие «молодежь» является многогранным. Молодежь есть - объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа; биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества; процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития; достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи; возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ - длительностью отдельных стадий развития.
Молодое поколение становится своеобразной общественной группой, для которой характерны возрастные границы. Когда процесс познания закончен и возрастные рамки достигнуты, представители молодежи перестают относиться к данной категории общества.
Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях[15, С. 58].
Молодежная политика как понятие появилось в общественно-политической и научной литературе в 1950–1960-е гг. и было связано со становлением молодежи как самостоятельной социальной силы и ее самоопределением в социально-политическом пространстве. К70-м гг. XX в. молодежная политика в большинстве развитых стран становится самостоятельным направлением государственной политики. Это находит выражение в принятии законов и специальных программ, связанных с широкой реализацией прав молодежи в сфере образования и трудоустройства; решением проблем молодых семей (осуществлением кредитования строительства и приобретения жилья, выдачей ссуд на обустройство и т. д.).
Молодежная политика, реализуемая на региональном уровне, представляет собой комплекс целей, задач и мер, принимаемых органами местного самоуправления с целью обеспечения условий для развития и самореализации личности молодых людей, развития молодежных организаций, движений и объединений [10, С. 78].
Реализация молодежной политики в муниципальных образованиях является важным этапом формирования, развития и использования потенциала молодого подрастающего поколения. В муниципальных образованиях государственная молодежная политика проводится через отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.
В комплексную структуру молодежной политики, реализуемую на муниципальном уровне, входят множество элементов, такие как система образования и здравоохранения, военно-патриотическое воспитание молодежи, их социальная защита, а также культурные и развлекательные мероприятия.
Для каждого перечисленного элемента, входящего в структуру, с учетом существующих на сегодняшний день проблем, разрабатываются специальные программы, главная задача которых – наиболее точно отображать существующую проблему и ее решение. Разрабатываемые программы могут быть как регионального, так и муниципального уровней.
Региональная молодежная политика в совокупности с целями и мерами, принимаемыми органами местного самоуправления, призвана обеспечивать и создавать условия для развития личности молодых людей, эффективной работы молодежных организаций, движений и инициатив [12, С. 112].
Реализация молодежной политики на региональном уровне должна стать основой экономического потенциала развития территорий муниципального образования. Инвестиционная политика вложения средств в деятельность и развитие молодежного потенциала должна рассматриваться как инвестиции в будущее молодежи и в экономику территории муниципальной территории.
С целью реализации молодежной политики администрацией муниципального образования создаются отделы, управления и комитеты по делам молодежи.
Для реализации молодежной политики в муниципальных образованиях создаются структурные подразделения по делам молодежи.
Основные задачи таких подразделений можно выделить следующие:
- финансовая и нематериальная поддержка деятельности детских и молодежных организаций;
- привлечение активных слоев молодежи и молодежных организаций к решению городских проблем с целью вовлечения молодежи в процессы городского развития. Такой подход позволит преодолеть отчужденность молодежи от процессов городской деятельности;
- объединение совместной работы творческих коллективов, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также специалистов по работе с молодежью;
- активное участие СМИ для освещения событий, касающихся реализации молодежной политики на муниципальном уровне [16, С. 108].
- проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;
- создание социальных, экономических и правовых условий и для самореализации в становлении молодежи;
- обеспечение соблюдения в районе муниципального образования гарантий, прав и интересов молодого поколения;
- привлечение молодежи к самостоятельному решению социальных, экономических и общественных проблем на уровне местного самоуправления;
- развитие молодежи во всех направлениях, включая духовное, патриотическое и интеллектуальное;
- поддержка молодежи в области социальной защиты, а также развитие сферы проведения досуга;
- осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;
- координация деятельности учреждений на муниципальном уровне, вопросов, касающихся решения молодежных проблем.
Региональная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
- содействие предпринимательской деятельности молодежи;
- поддержка молодой семьи;
- гарантированное предоставление социальных услуг;
- поддержка талантливой молодежи;
- формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
- создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества».
Основное направление деятельности региональной молодежной политики должно быть направлено на реализацию и направления огромного потенциала молодежи в правильное русло. Главное, чтобы этот потенциал использовался конструктивно и был использован с целью решения самых насущных городских проблем.
В современных условиях основными целями региональной молодежной политики становятся оказание помощи молодежи, чтобы она была успешной и востребованной. Если в процессе реализации молодежной политики будут достигнуты поставленные цели, то будут решены две самые главные задачи [9, С. 65].
Во-первых, регион получит новые социально-экономические возможности развития, а во-вторых, молодёжь будет уверенней себя чувствовать, и у нее появятся новые возможности в реализации своих амбиций, что является надежным методом в борьбе с преодолением негативных явлений в молодёжной среде.
В настоящее время сложилась негативная тенденция в реализации молодежной политики, следствием которой низкий уровень охвата молодежи, и никаких дальнейших действий по увеличению охвата молодежи не происходит. Поэтому необходимо кардинально менять всю систему работы с молодежью. Изменения должны быть предложены органами исполнительной власти по объединению усилий, всех органов муниципального образования.
Муниципальные власти, поддерживая деятельность детских, молодежных общественных организаций и учреждений, тем самым обеспечивают стабильность и благополучие молодежи, через которую можно оказывать влияние на все остальные возрастные группы молодых людей [13, С. 25].
Для оказания гражданам, детям и семьям своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов на территории муниципального образования создаются на постоянной основе центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей и для детей с ограниченными возможностями, также успешно функционируют различные отделения социальной помощи семье и детям.
Анализируя сложившее состояние в реализации молодежной политики на региональном уровне, возникла необходимость перехода от отдельных не связанных друг с другом мероприятий, имеющих хаотичный характер подбора, дублирования функций смежных структур органов исполнительной власти, к политике включение молодежи в реальные процессы «строительстве будущего» - процессы управления территориями муниципальных образований [8, С. 98].
Муниципальному образованию необходима молодежная политика, которая позволила бы сформировать у местного молодежного сообщества: качества, свойства, потребности, обеспечивающие принятие молодежью исторической ответственности за развитие территорий муниципальных образований.
Такими качествами и потребностями молодежи является высокий уровень ответственности, социального самоопределения, самоорганизации, самосознания молодежной среды (местного молодежного сообщества) как субъекта и объекта политической и экономической системы процесса развития территории муниципального образования»[6, С. 84].
Таким образом, молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определённого качества жизни самой молодёжи, которая в перспективе станет экономически активным населением.
В целом, значение молодежной политики в регионах и на муниципальном уровне, имеет высокий приоритет. Прежде всего, это обусловлено необходимостью формирования наиболее оптимального курса социального развития молодежи с целью приспособления ее к изменениям в социально-экономической, политической и информационной среде. Молодежная политика строится не только на выработке и принятии различных законов и государственных программ, но и на территориальном участии органов муниципального управления в сфере разработки планов, прогнозов, политик развития этого социального института. Именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодежи с учетом особенностей территории, традиций и менталитета населения [14, С. 111]. Эффективная молодежная политика должна затрагивать и способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодежи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сокращением социально-экономического неравенства. Только в этих условиях удастся вырастить высоконравственное и социально-устойчивое будущее поколение. Кроме того, стоит отметить, что молодежная политика, разрабатываемая и реализуемая, как на государственном, так и на муниципальном уровне, является одним из элементов государственной безопасности нашей страны.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// СПС Консультант Плюс, 2020.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 18.10.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета, № 263, 23.11.2011.
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 № 606 (ред. от 19.12.2019) «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012.
4. Закон Брянской области от 15.06.1999 № 37-З «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Брянской области» (ред. от 06.04.2018) )// СПС Консультант Плюс, 2020.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М.: Финансы и статистика, 2017. – 434 с.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 2017.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во Московского университета, 2018.
8. Воронцов А.В. Демография: учебник / А.В. Воронцов, М.Б. Глотов. - М.: Издательство Юрайт, 2017.- 287 с.
9. Муратова Н.А. Городские округа и муниципальные районы Брянской области. 2016: Стат. сб. / Брянскстат. - Брянск, 2016.- 234 с.
10. Невмеенко А.И. Демографическая политика Российской Федерации: проблемы реализации и пути улучшения // Экономист. -2017. - № 5. - С. 3.
11. Петров В.М., Часовский В.И. Экономическая и социальная география Брянской области: Учебное пособие./ под ред. В.Н. Петрова/ - Санкт-Петербург: Изд-во «Папирус», 2018. - 255 с.
12. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : науч. монография / под общ. ред. B. А. Лукова. М. : Изд -во Моск. гуманит. унт-та. 2019. - 718 с.
13. Евгеньева, Т. В., Титов, В. В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // Политические исследования. 20118. № 4. С. 122-134.
14. Ильинский, И. М., Луков, В. А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4. С. 5-14.
15. Луков, В. А. О сущности молодежной политики и ее базовых положениях [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №5. (сентябрь — октябрь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Lukov_Matter-Youth-Policy/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.02.2020).
16. Малик, Е. Н., Мельников, А. В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. №2 (38). С. 70-75.
17. Меркулов, П. А. Реализация государственной молодежной политики // Знание. Понимание. Умение. 2019. №4. С. 60-64.
18. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год. Раздел 9. Молодёжная политика [Текст] // Развитие кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации: сборник нормативных правовых документов / автор-составитель Т.К. Ростовская. - М., 2019. С. 5.
19. Глазунов, И.В. Региональные особенности институционализации государственной молодёжной политики в современной России [Текст] / И.В. Глазунов - автореф. дис. ... канд. социол. наук. -М., 2017. - 21 с.
20. Смирнов, В.А. Институционализация региональной молодёжной политики в условиях трансформации российского общества [Текст] / В.А. Смирнов - автореф. дис. ... докт. социол. наук. - СПб., 2018. - С. 18.
21. Сборник методических материалов в сфере государственной молодёжной политики [Текст]. - М.: Минспорттуризма и молодёжной политики, 2019. С. 68-110; 189-224.
22. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодёжи: монография [Текст] С.П. Иваненков - СПб.: Архей, 20018. С. 52.
23. Официальный сайт Брянскстат: https://bryansk.gks.ru/