ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ, ЭТАПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
1.1. Систематизация финансов в трудах меркантилистов и физиократов
1.2. Развитие финансовой теории в классической политической экономии
1.3 Школа камералистов. Система финансового хозяйства Ф.Юсти
2 АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
2.1. Развитие государственных финансов как исторической категории
2.2. Современные теории государственных финансов
3. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
3.1. Развитие муниципальных финансов как исторической категории
3.2. Современные аспекты муниципальных финансов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Финансы государства и муниципальных объединений захватывают такую часть денежных взаимоотношений, которая взаимосвязана с перераспределением и распределением цены сформированного общественного национального товара. Данные ресурсы накапливаются органами власти государства и муниципалитетов для оплаты затрат, требуемых для исполнения государством и муниципалитетами своих собственных функций.
Практически финансы государства представляются механизмом государственного вмешательства в экономику в общем, воздействуют непосредственно как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. А общество обязано обладать возможностью провести оценку результата данного вмешательства.
Если говорить о развитии теории финансов государства, то подчеркивается, что «...употребительно в условиях Российской Федерации современности существует серьёзное опоздание теоретических проработок в сфере финансов государства. Это устремляет не только к противоречивости комплексу концепций по развитию финансовых средств и экономики на средне- и долгосрочную перспективы и задач, которые стоят перед государственной властью, но и к практическим сложностям, которые возникают в процессе деятельности финансовых органов и служб, прежде всего, с углублением реформ в бюджетной области, проводимой административной реформой»[15, с.84].
Актуальность темы определена тем, что, проводя анализ исторического развития финансовых взаимоотношений, мы можем в современности увидеть возможные варианты развития науки о финансах в перспективе.
Общественно-экономические формации различаются друг от друга производственными взаимоотношениями. В ту же очередь, новейшие производственные взаимоотношения представляются производными от уровня развития производительных мощностей. В конце концов, новейшим производственным взаимоотношениям обязано соответствовать и устройство государства.
В конкретной стране перемены имеют возможность осуществляться не в данной последовательности и взаимозависимости, однако единая закономерность от исключительных случаев не находится в зависимости. Абсолютно каждой общественной формации и, естественно, стране в данной формации отвечает конкретное финансовое устройство.
В исторической ретроспективе проблемы управления финансами постоянно привлекали внимание ученых-экономистов.
Цель работы: изучить классическую теорию финансов: сущность, этапы и характеристика основных направлений развития.
Задачи работы:
1. Изучить сущность классической теории финансов, этапы и характеристика основных направлений развития;
2. Провести анализ теорий государственных финансов;
3. Провести анализ теорий муниципальных финансов.
Объект исследования: становление и развитие современных теорий государственных и муниципальных финансов.
Предмет исследования: особенности влияния теории государства на становление и развитие современных теорий государственных и муниципальных финансов.
Теоретической и методологической базой исследования служат концепции и положения, представленные в трудах отечественных ученых в области экономики и финансов, исследовавших различные аспекты финансовых систем.
Методы исследования: общенаучные методы познания экономический явлений и процессов (диалектический, системный подходы), а также финансовый метод исследования.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили содержание монографий, научных статей, тезисов докладов публикаций отечественных специалистов по изучаемой проблеме, статистические данные, опубликованные в экономической литературе, периодической печати, информационные, аналитические материалы, информационные ресурсы Интернет.
1. СУТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ, ЭТАПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
1.1. Систематизация финансов в трудах меркантилистов и физиократов
Меркантилизм (с итальянского слова il mercante, торговец от латинского слова mercanti, торговать) представляет собой систему доктрин, которые выдвигаются авторами трактатов пятнадцатого, шестнадцатого и семнадцатого веков, доказавших надобность активного государственного вмешательства в деятельность хозяйств, прежде всего, в виде протекционизма, то есть утверждения больших пошлин импорта, отдачи субсидий национальным товаропроизводителям и так далее.
Меркантилизм появился в качестве отражения успехов торгового капитала. В конце пятнадцатого века возникают работы учёных-меркантилистов, главным образом, Диомеда Карафа, руководивший финансовым хозяйством неополитанского королевства [16, с.7]. Он разделил затраты на три вида:
1) затраты по обороне государства;
2) затраты по содержанию царя;
3) затраты по удовлетворению чрезвычайных нужд.
В качестве представителя торгового класса он с настоятельностью порекомендовал уйти от обложения экспорта. Карафа говорил, что базой прибыли государства обязаны являться домены, то есть имущество государства, которое обязано приносить прибыль казне, а именно:
1) культивируемые земли;
2) леса;
3) вещные права на применение частного имущества;
4) любого вида капиталы, которые принадлежат власти.
Царь не обязан истощать население огромными пошлинами, налоговые сборы обязаны являться только чрезвычайным источником, в мирный период времени нужно накопить запас денежных средств для будущего военного времени. В шестнадцатом веке в связи с недостатком прибыли от доменов страна перешла к применению в качестве прибыли регалий, то есть форм монополии государства, в которых не допускалась или значительно ограничилась частная конкуренция (казённые фабрики, почтовая регалия, железные дороги, телеграфная, горная, соляная, монетная, табачная, винная и так далее).
Ярчайшим представителем меркантилистов и финансовой науки в целом представляется Ж. Боден. «Финансы как нервы государства» являются предметом системного исследования в его работе «Шесть книг о республике». В свою финансовую систему он внедряет семь источников прибыли царя:
1) домены;
2) военную добычу;
3) подарки дружественных стран;
4) налоговые сборы с союзников;
5) прибыль от торговли;
6) сборы с экспорта и импорта;
7) дань с покорённых народов.
В числе источников нет налогов, к которым, с точки зрения Ж. Бодена, нужно прибегнуть в исключительных ситуациях, так как они ссорят царя со слугами, мотивируют к восстаниям. Если говорить о расходах, то их нужно потратить на содержание двора короля, содержание армии, благотворительность, создание крепостей, городов, общественных помещений.
Основной источник пополнения казны он увидел в приобретении наибольших доходов от домена короля и сохранении сокровищ. Монарх обязан был применять честные ресурсы для их роста, а для пользы и чести страны беречь и сохранять для потребностей некоторую долю.
Физиократия (от греческого слова Physis — власть природы) представляет собой направление французской классической политической экономии, отводившее основную роль в экономике производству сельского хозяйства.
Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694—1774 гг.) является автором «экономической таблицы», в которой проиллюстрировано, как перераспределяется совокупный годовой продукт, который создан в сельском хозяйстве. Налоговые сборы, с его точки зрения, обязаны взыматься лишь с земельных владельцев в объеме 1/3 чистого товара.
В восемнадцатом веке развитие финансовой науки взаимосвязано с идеями физиократов. Французские учёные А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо воздействовали серьезно на практику и теорию хозяйствования. Поиск и постановка вопросов о справедливости налогового обложения, источниках прибыли, объема и участия абсолютно каждого человека в государственных затратах стали значительным движением вперёд. Мнения физиократов выходили из того, что только земля даёт чистую прибыль, а мануфактуры и торговля абсолютно никаких новейших ценностей не формируют, следовательно, один допустимый метод приобретения прибыли представляет собой земельный налоговый сбор.
Но именно физиократы в первый раз доказали связь и зависимость финансовых средств и народного хозяйства, финансовой науки и теорий политической экономии.
К примеру, известная экономическая таблица Ф. Кенэ (1694—1774 гг.), в которой исследована связь сокращения производства с налогообложением. В числе причин, которые сокращают товаропроизводство, Кенэ в главную очередь именует такие, которые взаимосвязаны с налоговыми сборами:
1. плохая форма налогообложения, если последняя имеет отношение к фермеру;
2. излишнее бремя налоговых сборов из-за чрезмерных затрат по их взиманию;
3. чрезмерные судебные затраты.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (ред. от 28.03.2017) // СПС Консультант плюс.
2. Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2018)
3. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для студентов вузов. М.: Дашков и К. 2018. 448 с.
4. Андросова Л.Д., Горский И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2016. 440 с.
5. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник для бакалавров. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. М.: Юрайт. 2014. 422 с.
6. Болтинова О.В. Бюджетное право: учебное пособие. М.: Норма: ИНФРА-М. 2013. 320 с.
7. Бондаренко Т.Н., Серебрякова В.И. Казначейский контроль при организации исполнения бюджета по расходам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7. С. 293-297.
8. Браиловская Т.В., Косторниченко В.Н. Особенности развития финансовой системы Великобритании: история и современность // Альманах мировой науки. 2016. № 4-2 (7). С. 22-26.
9. Булгакова А.В., Золотова Е.А. Современная финансовая система США // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 11. С. 46-51.
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва, Проспект: КноРус. 2017. 320 с.
11. Вовченко Н.Г. Финансовые системы зарубежных государств: учебное пособие. Ростовский гос. эконом. ун-т «РИНХ», Д.: Мини Тайп. 2013. 592 с.
12. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика». М.: КНОРУС. 2016. 332 с.
13. Звонова Е., Кузнецов А. Фундаментальные дисбалансы в мировой финансовой архитектуре // Российский экономический журнал. № 4, 2016.
14. Зотина П. С. Государственный финансовый контроль: этапы развития и современная практика// В сборнике: материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Финансовый университет при Правительстве РФ. Омский филиал, 2016. С. 192-196.
15. Изабакаров И.Г., Ниналалова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М. 2013. 272 с.
16. Крохина Ю.А., Писарева Е.Г., Химичева Н.И. Финансовое право: учебник для студентов вузов. М.: Норма: ИНФРА-М. 2018. 768 с.
17. Кузенкова В.О., Малолетко Д.Н. Включение финансов домашних хозяйств в государственную финансовую систему // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 3 (22). С. 42-47.
18. Личутина Е. А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Научный альманах, 2015. № 7 (9). С. 130-132.
19. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие для студентов вузов. М.: Магистр: ИНФРА-М. 2018. 400 с.
20. Майорова Е.И., Хроленкова Л.В. Финансовое право: учебное пособие для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: ФОРУМ. 2014. 304 с.
21. Михеева О. А. О некоторых проблемах реализации законодательства о государственном финансовом контроле: из опыта работы госфинконтроля// Юридический вестник Самарского государственного университета, 2015. Т. 1. № 2. С. 54-60.
22. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Эволюция научных взглядов на национальную финансовую систему через призму потребностей общества и бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 5. С. 42-49.
23. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: учебник для студентов вузов. М.: Дашков и К. 2018. 528 с.
24. Писарева Е.Г., Покачалова Е.В., Попов В.В. Финансовое право: учебник для студентов вузов. М.: Норма: ИНФРА-М. 2013. 752 с.
25. Плешкова Е. В. Государственный и муниципальный финансовый контроль// В сборнике: Перспективные направления социально-экономического развития России, 2016. С. 78-82.
26. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы: учебное пособие. М.: Новое знание. 2014. 400 с.
27. Шамшеев С. В., Пивкина А. Государственный финансовый контроль в России// В сборнике: Актуальные проблемы учета, анализа и аудита в социальной сфере сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, 2016. С. 197-201.
28. Швайко М.Л. Финансы: методическое пособие. Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина. 2018. 133 с.
Интернет-ресурсы
29. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — URL: www.minfin.ru
30. Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России [Электронный ресурс]. URL.: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-rezultaty-i-perspektivy-reformy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii(дата обращения 17.03.2019)
31. Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.ru-90.ru (дата обращения 17.03.2019)