Рыночные преобразования в России в последнее десятилетие ХХ в. и в начале ХХI в. резко активизировали внимание экономистов к предпринимательству, как к важному источнику общественного развития, и его проблемам.
В последнее время сделаны серьезные шаги в отношении развития сферы малого предпринимательства: создан Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, правительство осуществляет Федеральные программы государственной поддержки его. В частности, согласно Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, в Российской Федерации, целью государственного регулирования малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития предпринимательского сектора.
Развитие малого предпринимательства оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.
Создание благоприятного климата для малого предпринимательства, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого предпринимательства.
Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по - своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.
Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Цель работы состоит в изучении роли малого бизнеса в России.
Для достижения цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
- сформировать теоретическое представление о сущности малого предпринимательства как одного из видов предприятий, выявить особенности, характерные для данного вида предпринимательства и проблемы его развития;
- исследовать и обобщить теоретические и методические основы малого предпринимательства в России, определить и оценить сложившиеся тенденции и проблемы.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе развития малого предпринимательства
Глава 1. Теоретические и методические основы малого бизнеса
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса
Под субъектами малого бизнеса в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 14 июля 2007 г. в редакции от 23 июля 2008 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.
Под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Показатель средней численности работников рассчитывается в соответствии с Приказом Росстата от 12.11.2008 № 278.
Средняя численность работников за отчетный период складывается из суммы трех показателей: среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей и средней численности сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера (п. 80 Приказа № 278).
Среднесписочная численность за отчетный период (первый квартал, полугодие, девять месяцев) рассчитывается путем деления суммы среднесписочных численностей сотрудников за каждый календарный месяц отчетного периода на количество месяцев в нем.
В списочную численность включаются лица, работающие по трудовому договору и выполнявшие временную или сезонную работу один день или более, а также работающие собственники организации, получающие заработную плату. В составе списочной численности учитываются как фактически работающие сотрудники (присутствующие на работе), так и отсутствующие по каким-либо причинам. Внутренний совместитель или работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки, учитывается как один человек (целая единица).
Не учитываются в составе списочной численности работники, принятые по совместительству из других организаций; лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, а также некоторые другие категории работников.
К указанным категориям, в частности, относятся сотрудники, подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации, а также собственники организации, не получающие заработную плату (ее учредители). Работник организации, заключающий с этой организацией гражданско-правовой договор, учитывается только по основному месту работы, т.е. в составе списочной численности сотрудников.
При расчете среднесписочной численности сотрудников из ее состава исключаются:
- женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;
- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Преимущества малого бизнеса:
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.
2. Налоговый Кодекс РФ. Ч. 2, гл. 26.
3. Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
4. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Региональная экономика: Учебник для вузов – М.: Питер, 2012. – 464 с.
5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для студентов / В.З. Баликоев. - М.: Омега-Л, 2013. - 684 c.
6. Басовский Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 375 c.
7. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
8. Глушкова В.Г., Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. Учебное пособие – М.: Кнорус, 2014. – 256 с.
9. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.
10. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
11. Левкевич М.М. Малый бизнес: учет и налогообложение: Учебное пособие / М.М. Левкевич. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
12. Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учёт и отчетность. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. - 256с.
13. Медведев А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть / А.П. Медведев. - СПб.: Питер, 2013. - 224 c.
14. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
15. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2013. - 792 c.
16. Плисецкий Е.Л., Черкасов И.Л. Региональная экономика. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Кнорус, 2013. – 272 с.
17. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т. Том 2: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 712 c.
18. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т.Том 1: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 816 c.